Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.07.2015 N 07АП-5704/2015 ПО ДЕЛУ N А67-8760/2014

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2015 г. по делу N А67-8760/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Кривошеиной С.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя Федоренко С.И. по доверенности от 19.12.2014, Сулейманова Е.С. по доверенности от 19.12.2014
от заинтересованного лица Сибирева Н.П. по доверенности от 12.01.2015
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Томскнефтехим" на решение Арбитражного суда Томской области от 05 мая 2015 года по делу N А67-8760/2014 (судья Л.М. Ломиворотов)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томскнефтехим" (ИНН 7017075536, ОГРН 1037000135920; 634067, г. Томск, Кузовлевский тракт, д. 2, стр. 202)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (634061, г. Томск, пр. Фрунзе, 55)
о признании недействительным решения от 21.04.2014 N 1319,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Томскнефтехим" (далее - ООО "Томскнефтехим", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - ИФНС по г. Томску, налоговый орган, инспекция) от 21.04.2014 г. N 1319 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных денежных средств.
Решением Арбитражного суда Томской области от 05 мая 2015 года требование заявителя оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Томскнефтехим" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям:
- - налоговый орган имел возможность на основании представленных ранее документов (реестры сведений о доходах физических лиц за 2013 год, платежные поручения), установить факт излишней уплаты и размер, излишне уплаченной суммы;
- - ст. 78 Налогового кодекса РФ не содержит перечня документов, которые следует прикладывать к заявлению о возврате ошибочно уплаченной суммы, не являющейся налогом.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе и поддержаны представителями Общества в суде апелляционной инстанции.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании просит оставить судебный акт без изменения, жалобу налогоплательщика - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 03.04.2014 г. ООО "Томскнефтехим" обратилось в ИФНС по г. Томску с заявлением N 04/1461 о возврате ошибочно перечисленной суммы в размере 198 407 руб.
21.04.2014 г. инспекцией вынесено решение N 1319 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных денежных средств.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы с жалобой, по результатам рассмотрения которой Управлением вынесено решение N 374 от 06.10.2014 г. об оставлении жалобы без удовлетворения.
Полагая, что решение ИФНС по г. Томску от 21.04.2014 г. N 1319 не соответствует требованиям Налогового кодекса РФ и нарушает права и законные интересы, ООО "Томскнефтехим" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что в связи с непредставлением обществом необходимых документов налоговый орган не смог установить факт наличия переплаты или ошибочного перечисления суммы НДФЛ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21, пункту 2 статьи 24 НК РФ налоговые агенты имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 231, пункт 14 статьи 78 Налогового кодекса РФ).
Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 231 НК РФ).
В силу п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Таким образом, для проведения зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам налоговому органу необходимо установить, действительно ли у налогоплательщика имеется переплата по налогу.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 03.04.2014 г. ООО "Томскнефтехим" обратилось в ИФНС по г. Томску с заявлением N 04/1461 о возврате ошибочно перечисленной суммы в размере 198 407 руб. В заявлении общество со ссылкой на статьи 24, 226 НК РФ указало, что ООО "Томскнефтехим" в 2013 году ошибочно перечислило в бюджет сумму по КБК 18210102010011000110 ОКАТО 69401000000 в размере 198 407,00 руб. (в общей сумме платежа налога на доходы физических лиц, уплаченного по платежному поручению от 30.12.2013 г. N 55710). Заявитель ссылается, что указанная сумма не была удержана у физических лиц, не является налогом на доходы физических лиц.
Вместе с тем, факт обращения с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, ошибочно перечисленной в бюджет, не свидетельствует о наличии оснований для возврата данной суммы автоматически.
В данном случае заявителю необходимо подтвердить, что НДФЛ перечислен в бюджет сверх суммы фактически удержанного из доходов физических лиц налога, не связан с исполнением обязанности налогового агента, а перечислен ошибочно из собственных средств.
Для того, чтобы налоговый орган мог установить порядок возврата излишне перечисленной суммы в бюджет как НДФЛ, необходимо определить природу излишне перечисленной суммы, то есть установить, является ли она излишне удержанным НДФЛ либо ошибочно перечислена за счет средств ООО "Томскнефтехим".
Для этой цели налоговому органу необходимо было исследовать регистры налогового учета, карточки счета 68, 70.
В опровержение позиции налогового органа Общество ссылается, что никакие дополнительные документы представлять у организации обязанности не имеется, требования ст. 231 НК РФ не распространяются в данном случае, поскольку общество просит возвратить не сумму излишне удержанного налога, правила возврата которого предусмотрены ст. 231 НК РФ, а излишне уплаченную за счет собственных средств денежную сумму, что, по мнению апеллянта, налоговый орган мог самостоятельно установить при сверке имеющихся в налоговом органе реестрах и платежных поручениях.
Указанная позиция признается судом апелляционной инстанции несостоятельной.
Так, действительно, нормы статьи 231 НК РФ устанавливают правила возврата именно излишне удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговым агентом, в связи с чем возлагают на последнего представить в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему.
Вместе с тем, для того, чтобы налоговый орган смог определить природу уплаченной заявителем суммы налога, установить, перечислен ли НДФЛ в бюджет сверх суммы фактически удержанного из доходов физических лиц налога, не связан с исполнением обязанности налогового агента, а перечислен ошибочно из собственных средств, как ссылается Общество, последнее и должно было представить подтверждающие документы в силу указанных положений закона, поскольку возврат суммы налога связан с его перечислением именно по реквизитам уплаты НДФЛ.
Так, из содержания приложенного к заявлению о возврате налога следовало, что общая сумма уплаченного налога составила 16 357 592 руб., тогда как в качестве излишней Обществом заявлено лишь 198 407 рублей.
В связи с чем регистры налогового учета, карточки счета 68 "расчеты по налогам и сборам" и 70 "расчеты с персоналом по оплате труда", необходимы были ИФНС России по г. Томску для определения полноты отражения начисленного и удержанного НДФЛ в справках, представленных в ИФНС России по г. Томску, и для определения сумм НДФЛ, излишне перечисленных в бюджетную систему РФ за счет средств налогового агента. В отсутствие аналитического учета по счету 70 не представляется возможным сделать вывод о наличии переплаты (неуплаты) НДФЛ, а также квалифицировать, за счет чего сложилась переплата (неуплата) НДФЛ: за счет собственных средств налогового агента или за счет неправильного исчисления НДФЛ по налогоплательщику.
Говоря в апелляционной инстанции о необоснованном возложении на Общество представлять не предусмотренные законом документы для возврата суммы налога, заявитель ссылается на то, что налоговый орган мог на основании имеющихся у него реестров и платежных поручений путем их сопоставления установить факт переплаты.
Между тем, сам по себе перечень платежных поручений об оплате НДФЛ не позволяет определить наличие переплаты (неуплаты) НДФЛ. Налоговым агентом 11.04.2014 г. к заявлению на возврат приложены только копия платежного поручения от 30.12.2013 г. N 55710 и письмо ФНС России от 19.10.2011 N ЕД-3-3/3432@.
На основании реестра сведений о доходах физических лиц, содержащего обобщающие данные по налогоплательщикам и платежных поручений, в отсутствие анализа регистра налогового учета за соответствующий налоговый период, карточки счета 68 "расчеты по налогам и сборам" и 70 "расчеты с персоналом по оплате труда" не представляется возможным установить факт переплаты, природу излишне уплаченных средств, проверить за счет чего сложилась переплата (за счет собственных средств налогового агента или за счет неправильного исчисления НДФЛ по налогоплательщикам), следовательно, сделать вывод о наличии оснований для возврата денежных средств из бюджета.
Так, в судебном заседании суда апелляционной инстанции на соответствующий вопрос суда относительно того, каким образом суд может исходя из имеющихся в материалах дела копий платежных поручений и реестров сведений о доходах физических лиц установить сумму, излишне уплаченную Обществом, на что представители пояснили, что необходимо сопоставить суммы начисленных согласно реестров сведений о доходах и суммы, уплаченные по платежным поручениям, путем их вычитания, в связи с чем сложится сумма, заявленная к возврату.
Однако суд апелляционной инстанции полагает указанный подход не свидетельствующим о достоверности расчета такой суммы, поскольку реестр сведений сам по себе является справочной обобщающей информацией; не представляется возможным установить факт переплаты именно из собственных средств предлагаемым сопоставлением. Так, например, согласно реестра сведений о доходах физических лиц с доходов работника Абашина А.В. в 2013 году удержано и перечислено 17833 руб. (л.д. 25 т. 6), в платежных поручениях сумма оплаты за указанный период указана без разбивки по конкретным физическим лицам, в связи с чем не представляется возможным установить, в отношении указанного лица уплачено именно 17 833 рубля (как отражено в реестре) или больше (меньше), в связи с чем и могла возникнуть переплата (долг), либо все же уплачено именно 17 833 руб., а уплаченная в большем размере сумма при наличии таковой имеет природу оплаты сверх удержанной и является перечисленной за счет собственных средств.
Данные вопросы не устранил заявитель; в обоснование своей позиции ссылается лишь на свою добросовестность как крупного налогоплательщика и правильное ведение учета, что само по себе не может свидетельствовать о наличии у него права на возврат суммы излишне уплаченного налога без документов, которые бы достоверно и бесспорно такое право подтверждали.
При этом, налоговый орган в ходе судебного разбирательства сопоставил суммы, на которые ссылается Общество. Так, при подсчете сумм уплаченного ООО "Томскнефтехим" НДФЛ за 2013 и сравнении данных сумм, отраженных в справках по форме 2-НДФЛ, представленных заявителем за 2013, установлено, что удержано согласно справок НДФЛ в сумме 194 779 215 руб., перечислено ООО "Томскнефтехим" 194 941 901 руб. Таким образом, разница составляет 162 686 руб., в то время как в заявлении налогового агента на возврат излишне перечисленной суммы указано 198 407 руб. В результате чего у налогового органа даже арифметически возникли расхождения между суммой, уплаченной по платежным поручениям, и отраженным в реестрах сведений, что не свидетельствует о том, что Инспекция признала данную сумму как подлежащую возврату, на что ссылается апеллянт в жалобе, а лишь подтверждает позицию Инспекцию, правомерно поддержанную судом первой инстанции о том, что обществом не доказано перечисление НДФЛ в сумме большей, чем удержано с работников. Не представлено таких доказательств ни в налоговый орган с заявлением, ни в суд при рассмотрении дела. Иного апелляционная инстанция не усмотрела.
Таким образом, довод ООО "Томскнефтехим" о том, что предприятием не удерживалась спорная сумма из доходов физических лиц, а была перечислена из собственных средств документально не подтвержден.
Более того, в заявлении на возврат и в заявлении, направленном в Арбитражный суд Томской области, ООО "Томскнефтехим" не указало причину возникновения ошибки по перечислению денежных средств и не приложило соответствующий документ, свидетельствующий об ошибке.
Из абзаца 2 пункта 3 статьи 78 НК РФ следует, что в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Как указано в постановлении ВАС от 13 апреля 2010 г. N 17372/09 "Для реализации налогоплательщиком указанных положений Кодекса и определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов, по результатам которой оформляется акт, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 статьи 78 Кодекса)".
В суде первой инстанции представитель налогового органа указал, что инспектором обществу предложено представить документы в обоснование заявления о возврате, что подтверждено представителем заявителя Касаткиным С.П. в судебном заседании 14.04.2015 г. (т. д. 6 л.д. 108), но данные документы представлены не были, совместная сверка с налоговым органом относительно уплаченных сумм не проводилась ни в стадии досудебного урегулирования, ни в ходе судебного разбирательства. Не представлено обоснования невозможности проведения таковой и суду апелляционной инстанции, однако данного права налогоплательщик не лишен - представить в налоговый орган подтверждающие документы, произвести совместную сверку и установить сумму налога, подлежащую возврату.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и направлены на переоценку фактических обстоятельств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Само по себе несогласие налогоплательщика с выраженной судом первой инстанции оценкой представленным доказательствам и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может считаться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в размере 1500 руб. относятся на ее подателя.
Поскольку ООО "Томскнефтехим" государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена в большем размере, чем это предусмотрено подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная сумма в размере 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 05 мая 2015 года по делу N А67-8760/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Томскнефтехим" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению N 17649 от 21.05.2015 года в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
С.Н.ХАЙКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)