Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2014 ПО ДЕЛУ N А19-2438/2014

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2014 г. по делу N А19-2438/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Ткаченко Э.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФАВОРИТ" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 июня 2014 года по делу N А19-2438/2014 по исковому заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФАВОРИТ" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" третьи лица: Правительство Иркутской области Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по иркутской области, администрация города Братска, Чуринов Николай Григорьевич о признании кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости
(суд первой инстанции - С.Н. Антонова),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- от третьих лиц: не явились, извещены;

- установил:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФАВОРИТ" (ОГРН1053811113784, ИНН 3811091445, юридический адрес; 664003, г. Иркутск, ул. Лапина,43,офис,1, далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, юридический адрес; 107078, г. Москва, Переулок Орликов, 10,1, далее - Росреестр, ответчик) о признании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:033501:0044 и 38:34:033501:0050 равной рыночной стоимости и применении ее с 01.01.2011 по 03.12.2014; обязании внести новые сведения в Государственный кадастр недвижимости.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, (далее также - третьи лица) в деле участвуют: Правительство Иркутской области (ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259, адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 1а, далее - Правительство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, адрес: 664056, г. Иркутск, ул. Академическая,70, далее - Управление), администрация города Братска (ОГРН 1023800841712, ИНН 3803100833, г. Братск, ул. Ленина, д. 37, далее - Администрация), Чуринов Николай Григорьевич (г. Иркутск, далее - Чуринов Н.Г.).

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 19.06.2014 г. по иску Общества с ограниченной ответственностью "ФАВОРИТ" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости (дело N А19-2438/2014) и удовлетворить требования ООО "Фаворит": признать кадастровую стоимость равной рыночной стоимости на земельные участки:
- - с местоположением: Иркутская область, г. Братск, П 26 101 00 00, общей площадью 8812 кв. м, кадастровый номер 38:34:033501:0044, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - гаражи боксового типа, многоэтажные, подземные и наземные гаражи, автостоянки на отдельном земельном участке, в размере - 3 563 000 руб.;
- - с местоположением: Иркутская область, г. Братск, П 26 107 00 00, общей площадью 34283 кв. м, кадастровый номер 38:34:033501:0050, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - гаражи боксового типа, многоэтажные, подземные и наземные гаражи, автостоянки на отдельном земельном участке, в размере -12 345 000 руб.;
- и применить ее с 01.01.2011 г. по 03.12.2013 г., т.е. заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков;
- Полагает, что применительно к настоящему спору наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012 г. (утвержденных Постановлением Правительства Иркутской области N 517-пп от 15.11.2013 г.), не препятствует внесению изменений в сведения о кадастровой стоимости тех же земельных участков по состоянию на другую дату, а именно на 08.11.2010 г. и применить их с 01.01.2011 г. до вступления в силу Постановления Правительства Иркутской области N 517-пп от 15.11.2013 г., т.е. до 03.12.2013 г.
На апелляционную жалобу поступил отзыв Чуринова Н.Г., в котором он соглашается с доводами жалобы и просит ее удовлетворить.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.08.2014.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 672002 77 72516 2, 672002 77 72519 3, 672002 77 72517 9, 672002 77 72518 6, 672002 77 72521 6.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФАВОРИТ" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1053811113784, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 19.02.2014 (т. 1 л.д. 13-15).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 13.07.2010 серии 38 АД 232865 и 38 АД 232864, истцу принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 38:34:033501:0044 и 38:34:033501:0050 (т. 1 л.д. 104-105).
В настоящее время данные земельные участки принадлежат на праве собственности Чуринову Николаю Григорьевичу, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 25.12.2012 серии 38 АД 912947 и 38 АД 912948 (т. 1 л.д. 132-133).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 24.06.2010 N 3800/601/10-101362 (т. 1 л.д. 107), кадастровая стоимость участка N 38:34:033501:0044 общей площадью 8812 кв. м с местоположением: Иркутская область, г. Братск, П 26 101 00 00, составляет 11731415 руб. 60 коп.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 24.06.2010 N 3800/601/10-101367, кадастровая стоимость участка N 38:34:033501:0050 общей площадью 34283 кв. м, местоположение: Иркутская область, г. Братск, П 26 107 00 00, составляет 45640957 руб. 90 коп. (т. 1 л.д. 106).
Посчитав данную кадастровую стоимость завышенной, истец заключил с Обществом с ограниченной ответственностью "Сибирская оценочная компания" договор на осуществление работ по оценке имущества.
В соответствии с подготовленным ООО "Сибирская оценочная компания" Отчетом N 1611-13 от 20.12.2013 (т. 1 л.д. 72-101), по состоянию на дату 08.11.2010, рыночная стоимость земельного участка N 38:34:033501:0044 составила 3563000 руб., земельного участка N 38:34:033501:0050-12345000 руб.
Значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков над рыночной повлекло уплату налогов в большем размере, чем, если бы налоговая база исчислялась от кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной, что явилось основанием обращения ООО "Фаворит" в Арбитражный суд Иркутской области.
Суд первой инстанции в иске отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в настоящее время на территории Иркутской области завершились работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2012.
Результаты утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" (вступило в силу 03.12.2013 г.).
Постановлением Правительства Иркутской области от 05.05.2014 N 239-пп внесены изменения в Постановление N 517-пп от 15.11.2013.
В настоящее время кадастровая стоимость земельных участков в соответствии с Постановлением Правительства N 239-пп от 05.05.2014, составляет 2533185 руб. 64 коп. (земельного участка N 38:34:033501:0044) и 9855334 руб. 01 коп. (земельного участка N 38:34:033501:0050).
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, определенная на основании Постановления Правительства Иркутской области N 101-пп от 27.11.2008 в настоящее время является не актуальной.
Рассматривая дело и оценивая установленные обстоятельства, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В силу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно ст. 24.19 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В ст. 4 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлен принцип непрерывности актуализации сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся актуальные на дату такого внесения, в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка не определяется на прошлое время. Установленная рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 08.11.2010 не подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости, так как в настоящее время Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп установлена, утверждена и внесена в государственный кадастр кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2012. Установление сведений о кадастровой стоимости, определенной на 08.11.2010 противоречило бы принципу непрерывности актуализации сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Также судом первой инстанции правильно учтено следующее.
В силу абз. 2 ст. 24.19 ФЗ "Об оценочной деятельности", рыночная стоимость объекта недвижимости, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец выбрал ненадлежащий способ защиты права, посредством рассматриваемого иска права истца не могут быть защищены.
Поддерживая указанный вывод и отклоняя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд также исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и апелляционной жалобы, становление кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, обществу нужно для перерасчета земельного налога и его возврата за прошедшие налоговые периоды, то есть те, в которые оно было собственником земельных участков.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Кодекса признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
Как уже указано, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. N 913/11 установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. То есть судебное решение, определяющее кадастровую стоимость равную рыночной, не может распространятся на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере, так как устанавливает только юридический факт и вступает в законную силу в ином порядке, чем предусмотрено законодательством о налогах и сборах, и применяться к налоговым правоотношениям может только с очередного налогового периода.
Такая позиция соответствует определению Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 г. N 1555-О и поддержана судебной практикой (например, дело N А13-7733/2013, N А74-4614/2013, N А33-16074/2012).
Таким образом, апелляционный суд также приходит к выводу, что та цель, которую поставило перед собой общество, не достижима посредством рассматриваемого иска.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 июня 2014 года по делу N А19-2438/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК

Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Д.В.БАСАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)