Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Борзенковой И.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черпаковой К.С.,
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "УСК" (ИНН 6659210794, ОГРН 1106670028310) - не явились,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016) - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "УСК"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 декабря 2013 года
по делу N А60-29434/2013,
принятое судьей В.В.Окуловой
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "УСК"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области
о признании недействительными ненормативных актов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УСК" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган), с заявлением, в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ просило:
- 1. Признать недействительными и отменить решения Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области от 04.06.2013 N 7300, от 04.06.2013 N 7298 и от 04.06.2013 N 7296 полностью;
- 2. Исключить из карточки по расчету с бюджетом ООО "УСК" доначисления земельного налога за 2010-2012 годы в размере 1 296 004 руб. полностью, начисление всех штрафов и пеней за 2012 год полностью (согласно требования инспекции N 3698 по состоянию на 30.07.2013 сумма штрафа составляет 31 058 руб. и пени в размере 12 987,10 руб., согласно выписки операций по расчету с бюджетом по состоянию на 01.08.2013 пени составляют 25 187,53 руб.) и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении по результатам оспариваемых камеральных налоговых проверок (пункт 5.2 заявления).
3. Обязать налоговый орган произвести возврат излишне уплаченного налогоплательщиком земельного налога за налоговый период с 01.12.2010 по 31.12.2010 (переплата за 2010 год в размере 58 449 руб. за период нахождения земельного участка в собственности истца), за 2011 год (переплата составила 701 659 руб.) и за 2012 год (переплата - 535 896 руб.) на общую сумму 1 296 004 руб., путем перечисления денежных средств из бюджета на расчетный счет общества N 4070 2810 2500 9000 0842, в Уральском филиале ЗАО "Банк Интеза" (кор. счет N ЗОЮ 1810 0000 0000 0909, БИК 046 577 909) (пункт 5.3 заявления).
4. Признать начальным моментом начисления процентов в соответствии с п. 10 ст. 78 НК момент просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм - 26.04.2013.
Признать самостоятельную доплату обществом земельного налога на сумму 481 896 руб. платежным поручением от 25.05.2013 N 49 как излишне взысканную сумму налога инспекцией и установить начальным моментом начисления процентов согласно п. 5 ст. 79 НК - 26.05.2013.
Обязать налоговый орган выплатить путем перечисления денежных средств из бюджета на расчетный счет общества проценты по состоянию на 31.12.2013 в размере 79 874 руб. Итоговая сумма возмещения заявителю по состоянию на 31.12.2013 составляет 1 419 923 руб. 10 коп. (пункт 5.4 заявления).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.12.2013 заявленные требования удовлетворены частично: решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области от 04.06.2013 N 7300 признано незаконным в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, прекращено производство по делу в части требования о взыскании компенсации в размере 70 000 руб., в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований полностью.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участка, равная рыночной стоимости, подлежит применению в целях налогообложения с 01.01.2010; кадастровые справки о сведениях, внесенных в ГКН, выданные Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области от 26.02.2013, 24.05.2013, 24.08.2013 и 28.10.2013 подтверждают новую кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2012.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалованной части.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области проведены камеральные налоговые проверки представленных Обществом с ограниченной ответственностью "УСК" уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2010, 2011, первичной налоговой декларации за 2012 год.
По результатам проверки составлены акты от 26.04.2013 N 34166, 34168, 34170 и вынесены решения от 04.06.2013 N 7296 и N 7298 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение от 04.06.2013 N 7300 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Вышеназванными решениями ООО "УСК" доначислен земельный налог в общей сумме 1 296 004 руб., в том числе за 2010 год в сумме 58 449 руб., за 2011 год в сумме 701 659 руб., за 2012 год в сумме 535 896 руб., начислены пени по налогу за 2012 год в сумме 12 987 руб. 10 коп., общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога за 2012 год в сумме 32 126 руб.
Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод о неверном исчислении в уточненных налоговых декларациях за 2010 г., 2011 г. и первичной налоговой декларации за 2012 год суммы налога в результате занижения налоговой базы в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204008:34. При этом общество при расчете налога руководствовалось решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2012 по делу N А60-35519/2012, согласно которому кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка установлена равной рыночной стоимости земельного участка в размере 8 202 500 руб. по состоянию на 01.01.2010 г.
29.01.2013 ООО "УСК" в налоговый орган подавалось заявление N 42 о возврате излишне уплаченного земельного налога. 16.04.2013 ООО "УСК" повторно направило заявление N 45 о возврате излишне уплаченного земельного налога. За несвоевременный возврат земельного налога, по мнению ООО "УСК", в соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ подлежат начислению проценты.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 26.07.2013 N 876/13 решения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области от 04.06.2013 N 7296, 7298 оставлены без изменения, решение от 04.06.2013 N 7300 изменено путем пересчета доначисленной суммы земельного налога, а также суммы пени и штрафных санкций, предусмотренных ст. 122 НК РФ с 21.12.2012 г.
Полагая, что вышеназванные решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, Общество с ограниченной ответственностью "УСК" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204008:34, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2012 по делу N А60-35519/2012, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2010, 2011, 2012 гг.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участка, равная рыночной стоимости, подлежит применению в целях налогообложения с 01.01.2010; кадастровые справки о сведениях, внесенных в ГКН, выданные Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области от 26.02.2013, 24.05.2013, 24.08.2013 и 28.10.2013 подтверждают новую кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2012.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что на основании представленных в налоговый орган Управлением Роснедвижимости по Свердловской области сведений, кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204008:34 по состоянию на 01.01.2010, 01.01.2011, 01.01.2012 составляет 62 176 316 руб.
При исчислении земельного налога за 2010, 2011, 2012 гг. по вышеназванному земельному участку налогоплательщик определил облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2012 по делу N А60-35519/2012.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204008:34, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2012 по делу N А60-35519/2012 не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2010, 2011, 2012 гг.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что налоговым органом правомерно доначислен земельный налог в общей сумме 1 296 004 руб., в том числе за 2010 год в сумме 58 449 руб., за 2011 год в сумме 701 659 руб., за 2012 год в сумме 535 896 руб., начислены пени по налогу за 2012 год в сумме 12 987 руб. 10 коп.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участка, равная рыночной стоимости, подлежит применению в целях налогообложения с 01.01.2010; кадастровые справки о сведениях, внесенных в ГКН, выданные Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области от 26.02.2013, 24.05.2013, 24.08.2013 и 28.10.2013 подтверждают новую кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2012, не принимаются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта, в связи с чем, оснований для изменения и распространения вновь установленной кадастровой стоимости на предыдущие периоды, в том числе на 2010-2012 годы, не имеется.
Установленная судебным решением по делу N А60-35519/2012 кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января налогового периода, следующего за периодом, в котором она была установлена, то есть с 01 января 2013 года.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 декабря 2013 года по делу N А60-29434/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Е.Е.ВАСЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2014 N 17АП-1796/2014-АК ПО ДЕЛУ N А60-29434/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. N 17АП-1796/2014-АК
Дело N А60-29434/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Борзенковой И.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черпаковой К.С.,
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "УСК" (ИНН 6659210794, ОГРН 1106670028310) - не явились,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016) - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "УСК"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 декабря 2013 года
по делу N А60-29434/2013,
принятое судьей В.В.Окуловой
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "УСК"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области
о признании недействительными ненормативных актов,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УСК" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган), с заявлением, в котором с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ просило:
- 1. Признать недействительными и отменить решения Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области от 04.06.2013 N 7300, от 04.06.2013 N 7298 и от 04.06.2013 N 7296 полностью;
- 2. Исключить из карточки по расчету с бюджетом ООО "УСК" доначисления земельного налога за 2010-2012 годы в размере 1 296 004 руб. полностью, начисление всех штрафов и пеней за 2012 год полностью (согласно требования инспекции N 3698 по состоянию на 30.07.2013 сумма штрафа составляет 31 058 руб. и пени в размере 12 987,10 руб., согласно выписки операций по расчету с бюджетом по состоянию на 01.08.2013 пени составляют 25 187,53 руб.) и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении по результатам оспариваемых камеральных налоговых проверок (пункт 5.2 заявления).
3. Обязать налоговый орган произвести возврат излишне уплаченного налогоплательщиком земельного налога за налоговый период с 01.12.2010 по 31.12.2010 (переплата за 2010 год в размере 58 449 руб. за период нахождения земельного участка в собственности истца), за 2011 год (переплата составила 701 659 руб.) и за 2012 год (переплата - 535 896 руб.) на общую сумму 1 296 004 руб., путем перечисления денежных средств из бюджета на расчетный счет общества N 4070 2810 2500 9000 0842, в Уральском филиале ЗАО "Банк Интеза" (кор. счет N ЗОЮ 1810 0000 0000 0909, БИК 046 577 909) (пункт 5.3 заявления).
4. Признать начальным моментом начисления процентов в соответствии с п. 10 ст. 78 НК момент просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм - 26.04.2013.
Признать самостоятельную доплату обществом земельного налога на сумму 481 896 руб. платежным поручением от 25.05.2013 N 49 как излишне взысканную сумму налога инспекцией и установить начальным моментом начисления процентов согласно п. 5 ст. 79 НК - 26.05.2013.
Обязать налоговый орган выплатить путем перечисления денежных средств из бюджета на расчетный счет общества проценты по состоянию на 31.12.2013 в размере 79 874 руб. Итоговая сумма возмещения заявителю по состоянию на 31.12.2013 составляет 1 419 923 руб. 10 коп. (пункт 5.4 заявления).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.12.2013 заявленные требования удовлетворены частично: решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области от 04.06.2013 N 7300 признано незаконным в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, прекращено производство по делу в части требования о взыскании компенсации в размере 70 000 руб., в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований полностью.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участка, равная рыночной стоимости, подлежит применению в целях налогообложения с 01.01.2010; кадастровые справки о сведениях, внесенных в ГКН, выданные Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области от 26.02.2013, 24.05.2013, 24.08.2013 и 28.10.2013 подтверждают новую кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2012.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалованной части.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области проведены камеральные налоговые проверки представленных Обществом с ограниченной ответственностью "УСК" уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2010, 2011, первичной налоговой декларации за 2012 год.
По результатам проверки составлены акты от 26.04.2013 N 34166, 34168, 34170 и вынесены решения от 04.06.2013 N 7296 и N 7298 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение от 04.06.2013 N 7300 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Вышеназванными решениями ООО "УСК" доначислен земельный налог в общей сумме 1 296 004 руб., в том числе за 2010 год в сумме 58 449 руб., за 2011 год в сумме 701 659 руб., за 2012 год в сумме 535 896 руб., начислены пени по налогу за 2012 год в сумме 12 987 руб. 10 коп., общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога за 2012 год в сумме 32 126 руб.
Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод о неверном исчислении в уточненных налоговых декларациях за 2010 г., 2011 г. и первичной налоговой декларации за 2012 год суммы налога в результате занижения налоговой базы в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204008:34. При этом общество при расчете налога руководствовалось решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2012 по делу N А60-35519/2012, согласно которому кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка установлена равной рыночной стоимости земельного участка в размере 8 202 500 руб. по состоянию на 01.01.2010 г.
29.01.2013 ООО "УСК" в налоговый орган подавалось заявление N 42 о возврате излишне уплаченного земельного налога. 16.04.2013 ООО "УСК" повторно направило заявление N 45 о возврате излишне уплаченного земельного налога. За несвоевременный возврат земельного налога, по мнению ООО "УСК", в соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ подлежат начислению проценты.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 26.07.2013 N 876/13 решения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области от 04.06.2013 N 7296, 7298 оставлены без изменения, решение от 04.06.2013 N 7300 изменено путем пересчета доначисленной суммы земельного налога, а также суммы пени и штрафных санкций, предусмотренных ст. 122 НК РФ с 21.12.2012 г.
Полагая, что вышеназванные решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, Общество с ограниченной ответственностью "УСК" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204008:34, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2012 по делу N А60-35519/2012, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2010, 2011, 2012 гг.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участка, равная рыночной стоимости, подлежит применению в целях налогообложения с 01.01.2010; кадастровые справки о сведениях, внесенных в ГКН, выданные Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области от 26.02.2013, 24.05.2013, 24.08.2013 и 28.10.2013 подтверждают новую кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2012.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что на основании представленных в налоговый орган Управлением Роснедвижимости по Свердловской области сведений, кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204008:34 по состоянию на 01.01.2010, 01.01.2011, 01.01.2012 составляет 62 176 316 руб.
При исчислении земельного налога за 2010, 2011, 2012 гг. по вышеназванному земельному участку налогоплательщик определил облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, установленной судебным актом - решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2012 по делу N А60-35519/2012.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0204008:34, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.11.2012 по делу N А60-35519/2012 не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2010, 2011, 2012 гг.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что налоговым органом правомерно доначислен земельный налог в общей сумме 1 296 004 руб., в том числе за 2010 год в сумме 58 449 руб., за 2011 год в сумме 701 659 руб., за 2012 год в сумме 535 896 руб., начислены пени по налогу за 2012 год в сумме 12 987 руб. 10 коп.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участка, равная рыночной стоимости, подлежит применению в целях налогообложения с 01.01.2010; кадастровые справки о сведениях, внесенных в ГКН, выданные Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области от 26.02.2013, 24.05.2013, 24.08.2013 и 28.10.2013 подтверждают новую кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2012, не принимаются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта, в связи с чем, оснований для изменения и распространения вновь установленной кадастровой стоимости на предыдущие периоды, в том числе на 2010-2012 годы, не имеется.
Установленная судебным решением по делу N А60-35519/2012 кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января налогового периода, следующего за периодом, в котором она была установлена, то есть с 01 января 2013 года.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 декабря 2013 года по делу N А60-29434/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА
Судьи
И.В.БОРЗЕНКОВА
Е.Е.ВАСЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)