Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявителю отказано в установлении кадастровой стоимости здания в размере, равном его рыночной стоимости. Заявитель ссылается на то, что превышение кадастровой стоимости над рыночной ведет к уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Корчашкиной Т.Е.,
судей Абакумовой И.Д. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской области об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и о возложении на комиссию обязанности повторно рассмотреть заявление,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" на решение Ростовского областного суда от 23 января 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" Бурловой В.С. и Цуприковой И.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" (далее - ООО "Торговая фирма "Донские зори"), являясь собственником здания - торгового центра, с кадастровым номером 61:44:0010505:507 площадью 10 586,1 кв. м, лит. А, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, просп. Космонавтов, 6/13, обратилось в Ростовский областной суд с заявлением об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской области (далее - Комиссия) от 21 октября 2014 г., которым заявление общества об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости отклонено.
В обоснование своих доводов общество указало на нарушение его прав, поскольку кадастровая стоимость превышает рыночную, что ведет к уплате налога на имущество организаций в завышенном размере. Кроме того, решение Комиссии принято с нарушением п. 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263, допускающего возможность установления комиссией кадастровой стоимости в размере рыночной, в том числе и в случае разницы между ними более чем на 30%, при условии представления заявителем положительного экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков.
К участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - Управление Росреестра по Ростовской области) и Комиссия.
Решением Ростовского областного суда от 23 января 2015 г. в удовлетворении заявления ООО "Торговая фирма "Донские зори" отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение, которым удовлетворить требования общества в полном объеме, указывает на то, что правовое регулирование налога на имущество организаций в Ростовской области может быть введено в любом налоговом периоде. С учетом того, что применение новой кадастровой стоимости в целях налогообложения будет возможно только с момента вступления решения суда в силу, то есть со следующего налогового периода, права общества будут нарушены.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263 (далее - Порядок).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ООО "Торговая фирма "Донские зори" является собственником упомянутого торгового центра, общество обратилось в Комиссию с заявлением об установлении кадастровой стоимости здания в размере, равном его рыночной стоимости, приобщив к нему весь необходимый пакет документов, в том числе отчет от 29 сентября 2014 г. N 46 об оценке, составленный ООО "Южно-Региональный Центр Расчетов", согласно которому рыночная стоимость объекта по состоянию на 6 июня 2011 г. составляет 186 050 000 руб., а также положительное экспертное заключение от 29 сентября 2014 г. N 916/10-14 саморегулируемой организации оценщиков "НП Межрегиональный союз оценщиков" о соответствии отчета оценщика, являющегося членом этой саморегулируемой организации, требованиям законодательства, федеральных стандартов оценки и других актов.
Решением Комиссии от 21 октября 2014 г. заявление общества отклонено со ссылкой на то, что рыночная стоимость объекта, указанная в отчете оценщика, превышает утвержденную кадастровую стоимость на 65%. При этом отмечено, что отчет об оценке и положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков соответствуют предъявляемым требованиям по форме и содержанию.
Действительно, пунктом 20 Порядка предусмотрено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования заявителя об оспаривании решения Комиссии в данном случае не направлены на реальное восстановление прав, которые ООО "Торговая фирма "Донские зори" считает нарушенными.
При этом суд обоснованно исходил из следующего.
Положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Кодекса (пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за исключением отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 поименованной статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 поименованной статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Как установлено судом, на момент рассмотрения дела в Ростовской области не принято соответствующего регионального закона, не утвержден перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, сроки начала применения пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в данном субъекте Российской Федерации уполномоченными органами не установлены.
При таких обстоятельствах внесение в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости не затрагивает права общества как налогоплательщика, поскольку в настоящее время кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества не используется в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций на территории Ростовской области.
Таким образом, на момент обращения заявителя в суд отсутствовало нарушенное субъективное право общества, подлежащее защите, а, следовательно, отказ Комиссии в пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости не нарушил прав и законных интересов ООО "Торговая фирма "Донские зори".
Сведения об ином правовом интересе общества в признании незаконным решения Комиссии и пересмотре кадастровой стоимости объекта, не связанном с исчислением налога на имущество организаций, заявителем ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанций не представлены.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ростовского областного суда от 23 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 03.06.2015 N 41-АПГ15-13
Требование: Об оспаривании решения регистрирующего органа и обязании повторно рассмотреть заявление.Разделы:
Налог на имущество организаций
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявителю отказано в установлении кадастровой стоимости здания в размере, равном его рыночной стоимости. Заявитель ссылается на то, что превышение кадастровой стоимости над рыночной ведет к уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июня 2015 г. N 41-АПГ15-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Корчашкиной Т.Е.,
судей Абакумовой И.Д. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской области об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и о возложении на комиссию обязанности повторно рассмотреть заявление,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" на решение Ростовского областного суда от 23 января 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" Бурловой В.С. и Цуприковой И.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" (далее - ООО "Торговая фирма "Донские зори"), являясь собственником здания - торгового центра, с кадастровым номером 61:44:0010505:507 площадью 10 586,1 кв. м, лит. А, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, просп. Космонавтов, 6/13, обратилось в Ростовский областной суд с заявлением об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской области (далее - Комиссия) от 21 октября 2014 г., которым заявление общества об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости отклонено.
В обоснование своих доводов общество указало на нарушение его прав, поскольку кадастровая стоимость превышает рыночную, что ведет к уплате налога на имущество организаций в завышенном размере. Кроме того, решение Комиссии принято с нарушением п. 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263, допускающего возможность установления комиссией кадастровой стоимости в размере рыночной, в том числе и в случае разницы между ними более чем на 30%, при условии представления заявителем положительного экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков.
К участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - Управление Росреестра по Ростовской области) и Комиссия.
Решением Ростовского областного суда от 23 января 2015 г. в удовлетворении заявления ООО "Торговая фирма "Донские зори" отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение, которым удовлетворить требования общества в полном объеме, указывает на то, что правовое регулирование налога на имущество организаций в Ростовской области может быть введено в любом налоговом периоде. С учетом того, что применение новой кадастровой стоимости в целях налогообложения будет возможно только с момента вступления решения суда в силу, то есть со следующего налогового периода, права общества будут нарушены.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263 (далее - Порядок).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ООО "Торговая фирма "Донские зори" является собственником упомянутого торгового центра, общество обратилось в Комиссию с заявлением об установлении кадастровой стоимости здания в размере, равном его рыночной стоимости, приобщив к нему весь необходимый пакет документов, в том числе отчет от 29 сентября 2014 г. N 46 об оценке, составленный ООО "Южно-Региональный Центр Расчетов", согласно которому рыночная стоимость объекта по состоянию на 6 июня 2011 г. составляет 186 050 000 руб., а также положительное экспертное заключение от 29 сентября 2014 г. N 916/10-14 саморегулируемой организации оценщиков "НП Межрегиональный союз оценщиков" о соответствии отчета оценщика, являющегося членом этой саморегулируемой организации, требованиям законодательства, федеральных стандартов оценки и других актов.
Решением Комиссии от 21 октября 2014 г. заявление общества отклонено со ссылкой на то, что рыночная стоимость объекта, указанная в отчете оценщика, превышает утвержденную кадастровую стоимость на 65%. При этом отмечено, что отчет об оценке и положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков соответствуют предъявляемым требованиям по форме и содержанию.
Действительно, пунктом 20 Порядка предусмотрено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования заявителя об оспаривании решения Комиссии в данном случае не направлены на реальное восстановление прав, которые ООО "Торговая фирма "Донские зори" считает нарушенными.
При этом суд обоснованно исходил из следующего.
Положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Кодекса (пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за исключением отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 поименованной статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 поименованной статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Как установлено судом, на момент рассмотрения дела в Ростовской области не принято соответствующего регионального закона, не утвержден перечень недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, сроки начала применения пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в данном субъекте Российской Федерации уполномоченными органами не установлены.
При таких обстоятельствах внесение в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости не затрагивает права общества как налогоплательщика, поскольку в настоящее время кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества не используется в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций на территории Ростовской области.
Таким образом, на момент обращения заявителя в суд отсутствовало нарушенное субъективное право общества, подлежащее защите, а, следовательно, отказ Комиссии в пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости не нарушил прав и законных интересов ООО "Торговая фирма "Донские зори".
Сведения об ином правовом интересе общества в признании незаконным решения Комиссии и пересмотре кадастровой стоимости объекта, не связанном с исчислением налога на имущество организаций, заявителем ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанций не представлены.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ростовского областного суда от 23 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)