Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей
от открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск":
Макаровой А.В. (доверенность от 26.12.2013 N 81),
от открытого акционерного общества "Газпром газораспределение":
Котиковой О.В. (доверенность от 14.02.2014 N 2014-36),
от Центрального Банка Российской Федерации: Зурабова А.Л. (доверенность от 25.12.2013 N БР-392-04)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Газпром газораспределение"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.09.2013,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А43-8555/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром газораспределение"
о признании недействительным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе от 04.04.2013 N 32-13-оч-04/1170,
третье лицо - открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Саранск",
и
открытое акционерное общество "Газпром газораспределение" (далее - Общество, ОАО "Газпром газораспределение") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее - Региональное отделение, административный орган) от 04.04.2013 N 32-13-оч-04/1170.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "Мордовгаз" (далее - ОАО "Мордовгаз", в настоящее время - открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Саранск"; далее - ОАО "Газпром газораспределение Саранск").
Решением суда первой инстанции от 19.09.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд произвел процессуальное правопреемство и заменил Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе на Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк).
Постановлением апелляционного суда от 04.12.2013 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды неправильно истолковали пункт 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах). Данная норма предписывает направлять обязательное предложение только лицу, в результате действий которого количество акций, находящихся в его собственности и аффилированных лиц, превысило установленные названной статьей лимиты, а не всем лицам, аффилированным с приобретателем. По его мнению, требование о направлении обязательного предложения не применяется при приобретении акций в результате внесения Российской Федерацией в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, владельцем более 50 процентов обыкновенных акций является или становится в результате такого вклада Российская Федерация. В нарушение статей 64, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды неправомерно приняли представленные Региональным отделением доказательства, не относящиеся к настоящему делу. Оспариваемое предписание вынесено административным органом с нарушением порядка, установленного административными регламентами, утвержденными приказами Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 N 07-107/пз-н и 07-108/пз-н.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Банк в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
ОАО "Газпром газораспределение Саранск" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании поддержали позицию Общества.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, правопредшественник заявителя - ОАО общество "Газпромрегионгаз" было зарегистрировано в качестве юридического лица 01.10.2004 и его учредителями являлись ООО "Межрегионгаз" (в настоящее время - ООО "Газпром межрегионгаз") и ООО "Лентрансгаз" (в настоящее время - ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург") (договор о создании ОАО "Газпромрегионгаз" от 30.09.2004).
ООО "Межрегионгаз" как учредитель Общества внесло в качестве оплаты части уставного капитала заявителя пакет акций ОАО "Мордовгаз" в размере 44,344 процента от уставного капитала этого юридического лица, или 29,404 процента от голосующих акций.
В соответствии с приказом от 10.01.2008 N 05 в должность генерального директора Общества вступил Густов С.В.
На основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 04.05.2008 N 429-р Густов С.В. был избран генеральным директором ОАО "Тувгаз".
Согласно распоряжению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 22.12.2008 N 2413-р в уставный капитал ОАО "Роснефтегаз" с 29.01.2009 был внесен пакет акций ОАО "Мордовгаз" в размере 25,5 процента от уставного капитала этого юридического лица, или 33,897 процента от голосующих акций, а с 18.02.2009 - пакет акций ОАО "Тувгаз" в размере 100 процентов минус одна акция.
В результате указанных действий Общество и ОАО "Роснефтегаз" с 18.02.2009 образовали группу лиц. Заявитель совместно с аффилированным лицом (ОАО "Роснефтегаз") стали владельцами пакета акций ОАО "Мордовгаз" в размере 69,844 процента от уставного капитала этого юридического лица или 63,301 процента от голосующих акций.
Кроме того, 27.04.2012 ОАО "Газпром газораспределение" приобрело пакет обыкновенных акций ОАО "Мордовгаз" в размере 11,698 процента от голосующих акций, после чего во владении заявителя совместно с его аффилированным лицом (ОАО "Роснефтегаз") оказался пакет акций ОАО "Мордовгаз" в размере 74,99997 процента от голосующих акций.
Установив в ходе осуществления деятельности по контролю и надзору в сфере финансовых рынков данные обстоятельства, Региональное отделение вынесло в отношении Общества предписание от 04.04.2013 N 32-13-оч-04/1170, в котором указало заявителю на необходимость в срок до 17.05.2013 осуществить в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации процедуру по направлению обязательного предложения о приобретении ценных бумаг ОАО "Мордовгаз", соответствующего требованиям главы XI.I Закона об акционерных обществах.
Основанием для предъявления такого требования явился вывод административного органа о том, что обязанность по направлению обязательного предложения, предусмотренная пунктом 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах и возникшая у Общества (так же как и у его аффилированного лица - ОАО "Роснефтегаз") с 19.02.2009, на момент вынесения оспариваемого предписания не была исполнена.
Обязанность заявителя по направлению обязательного предложения Региональное отделение связало с моментом образования этими юридическими лицами 18.02.2009 группы лиц.
Посчитав оспариваемое предписание не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Газпром газораспределение" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 40 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", статьями 32, 84.1, 84.2 Закона об акционерных обществах, приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.08.2012 N 12-71/пз-н об утверждении Административного регламента исполнителя Федеральной службы по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ, Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" (далее - Постановление N 717), статьями 7 - 9, 65, 96, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы ОАО "Газпром газораспределение" в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания, далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг является федеральным органом исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Основные функции и полномочия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 и Постановлению N 717 на момент вынесения оспариваемого предписания уполномоченным органом являлась Федеральная служба по финансовым рынкам.
В пунктах 1 и 4 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением N 717, установлено, что Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по финансовым рынкам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать нарушение законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением физическими и юридическими лицами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы по финансовым рынкам России (пункт 6.6 Положения).
В пункте 7 статьи 44 Федерального закона N 39-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.08.2012 N 12-71/пз-н утвержден Административный регламент исполнителя Федеральной службы по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ (далее - Административный регламент).
Пунктом 1 Административного регламента предусмотрено, что им определяются сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по финансовым рынкам России и территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам России, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами Федеральной службы по финансовым рынкам России и Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России, а также порядок взаимодействия Федеральной службы по финансовым рынкам и Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России с другими федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами при исполнении государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ.
При исполнении государственной функции государственный контроль осуществляется за приобретением (выкупом) следующих акций открытых акционерных обществ: обыкновенных акций; привилегированных акций, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Закона об акционерных обществах (пункт 5 Административного регламента). Исполнение государственной функции осуществляется в том числе в отношении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества, предусмотренного статьей 84.2 Закона об акционерных обществах (пункт 8 Административного регламента). Исполнение государственной функции осуществляется в отношении следующих юридических и (или) физических лиц: лиц, направляющих документы, связанные с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; лиц, не исполнивших обязанность по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения, уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 9 Административного регламента).
Основанием для начала административной процедуры являются: поступление в Федеральную службу по финансовым рынкам (Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России) документов, связанных с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; обнаружение (выявление) нарушения законодательства Российской Федерации, связанного с неисполнением лицом, в отношении которого осуществляется исполнение государственной функции, обязанности представить обязательное предложение, изменения в добровольное или обязательное предложение, предусмотренные пунктом 2 статьи 84.4 Закона об акционерных обществах, отчет об итогах принятия добровольного или обязательного предложения или уведомление о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 27 Административного регламента).
Основанием для начала процедуры исполнения государственной функции является выявление Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России факта неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется государственная функция, обязанностей, предусмотренных Законом об акционерных обществах.
В случае выявления Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг, такому лицу направляется предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Рассмотрение представленных во исполнение указанного предписания документов и принятие по ним решений осуществляется Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в установленном пунктами 33 - 44 данного административного регламента порядке (пункт 45 Административного регламента).
В рассматриваемом случае суды обоснованно посчитали, что административный орган обладал компетенцией и всеми необходимыми полномочиями, а также основаниями для проведения проверочных мероприятий по вопросу о необходимости направления Обществом обязательного предложения о приобретении ценных бумаг ОАО "Мордовгаз", а также для вынесения предписания по результатам проведенной проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 этого Закона (то есть обыкновенных акций и привилегированных акций открытого общества, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 данного Закона), с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение). Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в открытое общество. До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать ценные бумаги, в отношении которых сделано обязательное предложение, на условиях, отличных от условий обязательного предложения.
Правила настоящей статьи распространяются на приобретение доли акций открытого общества, превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций открытого общества. В этом случае установленные пунктом 6 настоящей статьи ограничения распространяются только на вновь приобретенные акции, превышающие соответствующую долю (пункт 7 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах).
Суды сделали правильный вывод о том, что правовой смысл приведенных норм сводится к тому, что лицо, приобретшее более определенного количества акции открытого общества с учетом акций, принадлежащих его аффилированным лицам, в целях соблюдения прав миноритарных акционеров обязательно должно направить остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями, предложение о покупке таких акций. При этом из нормы пункта 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах следует, что возникновение такой обязанности связывается не только с моментом фактического приобретения акций (зачисления их на лицевой счет), но и с моментом, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что Общество и ОАО "Роснефтегаз", став после 18.02.2009 аффилированными лицами и обладателями акций ОАО "Мордовгаз" в количестве, превышающем 50 процентов общего количества голосующих акций, должны были выполнить требование части 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах и направить предложение о выкупе акций ОАО "Мордовгаз" остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями.
Иное толкование приведенной нормы, как обоснованно указали суды, означало бы, что в различных по формальным признакам условиях (в одном случае - приобретение акций, а в другом - возникновение оснований аффилированности без непосредственного приобретения акций), но при одинаковых по своей сути последствиях (возникновение определенной степени контроля над юридическим лицом как в том, так и в другом случае) у заинтересованного лица наступала либо не наступала обязанность по направлению обязательного предложения. Такая ситуация противоречит смыслу положения, регулирующего основания и порядок направления обязательного предложения.
Кроме того, статья 84.2 Закона об акционерных обществах предполагает необходимость направления обязательного предложения не для всех аффилированных лиц, а только для тех из них, кто владеет акциями открытого общества, какими в рассматриваемом случае являются Общество и ОАО "Роснефтегаз". На иных аффилированных с ними лиц такая обязанность не возложена.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание Регионального отделения принято в пределах его компетенции, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Нарушений при принятии оспариваемого предписания со стороны административного органа суды не установили. Оспариваемое предписание было направлено в рамках процедуры, установленной Административным регламентом.
Доказательств обратного Общество в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представило.
Довод заявителя о нарушении судами статей 64, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
В соответствии с названной нормой арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
В рассматриваемом случае суды исследовали и оценили представленные Региональным отделением доказательства, находящиеся в его распоряжении и сформированные по итогам камеральной проверки, проведенной с 10.08.2012 по 08.02.2013, и установили, что данные документы относятся к рассматриваемому спору и подтверждают факт неисполнения ОАО "Газпром газораспределение" обязанности по направлению обязательного предложения о приобретении акций ОАО "Мордовгаз".
Доводы Общества, изложенные в жалобе, отклоняются, поскольку не опровергают выводов судов и направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату ОАО "Газпром газораспределение".
Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.12.2013 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 19.09.2013 по делу N А43-8555/2013 считать утратившим силу в связи с рассмотрением кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.09.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 по делу N А43-8555/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей отнести на открытое акционерное общество "Газпром газораспределение".
Возвратить открытому акционерному обществу "Газпром газораспределение" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 12.12.2013 N 140963.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.12.2013 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 19.09.2013 по делу N А43-8555/2013 считать утратившим силу в связи с рассмотрением кассационной жалобы.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 24.02.2014 ПО ДЕЛУ N А43-8555/2013
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2014 г. по делу N А43-8555/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей
от открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Саранск":
Макаровой А.В. (доверенность от 26.12.2013 N 81),
от открытого акционерного общества "Газпром газораспределение":
Котиковой О.В. (доверенность от 14.02.2014 N 2014-36),
от Центрального Банка Российской Федерации: Зурабова А.Л. (доверенность от 25.12.2013 N БР-392-04)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Газпром газораспределение"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.09.2013,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А43-8555/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром газораспределение"
о признании недействительным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе от 04.04.2013 N 32-13-оч-04/1170,
третье лицо - открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Саранск",
и
установил:
открытое акционерное общество "Газпром газораспределение" (далее - Общество, ОАО "Газпром газораспределение") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее - Региональное отделение, административный орган) от 04.04.2013 N 32-13-оч-04/1170.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "Мордовгаз" (далее - ОАО "Мордовгаз", в настоящее время - открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Саранск"; далее - ОАО "Газпром газораспределение Саранск").
Решением суда первой инстанции от 19.09.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд произвел процессуальное правопреемство и заменил Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе на Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк).
Постановлением апелляционного суда от 04.12.2013 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды неправильно истолковали пункт 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах). Данная норма предписывает направлять обязательное предложение только лицу, в результате действий которого количество акций, находящихся в его собственности и аффилированных лиц, превысило установленные названной статьей лимиты, а не всем лицам, аффилированным с приобретателем. По его мнению, требование о направлении обязательного предложения не применяется при приобретении акций в результате внесения Российской Федерацией в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, владельцем более 50 процентов обыкновенных акций является или становится в результате такого вклада Российская Федерация. В нарушение статей 64, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды неправомерно приняли представленные Региональным отделением доказательства, не относящиеся к настоящему делу. Оспариваемое предписание вынесено административным органом с нарушением порядка, установленного административными регламентами, утвержденными приказами Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 N 07-107/пз-н и 07-108/пз-н.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Банк в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
ОАО "Газпром газораспределение Саранск" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании поддержали позицию Общества.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, правопредшественник заявителя - ОАО общество "Газпромрегионгаз" было зарегистрировано в качестве юридического лица 01.10.2004 и его учредителями являлись ООО "Межрегионгаз" (в настоящее время - ООО "Газпром межрегионгаз") и ООО "Лентрансгаз" (в настоящее время - ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург") (договор о создании ОАО "Газпромрегионгаз" от 30.09.2004).
ООО "Межрегионгаз" как учредитель Общества внесло в качестве оплаты части уставного капитала заявителя пакет акций ОАО "Мордовгаз" в размере 44,344 процента от уставного капитала этого юридического лица, или 29,404 процента от голосующих акций.
В соответствии с приказом от 10.01.2008 N 05 в должность генерального директора Общества вступил Густов С.В.
На основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 04.05.2008 N 429-р Густов С.В. был избран генеральным директором ОАО "Тувгаз".
Согласно распоряжению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 22.12.2008 N 2413-р в уставный капитал ОАО "Роснефтегаз" с 29.01.2009 был внесен пакет акций ОАО "Мордовгаз" в размере 25,5 процента от уставного капитала этого юридического лица, или 33,897 процента от голосующих акций, а с 18.02.2009 - пакет акций ОАО "Тувгаз" в размере 100 процентов минус одна акция.
В результате указанных действий Общество и ОАО "Роснефтегаз" с 18.02.2009 образовали группу лиц. Заявитель совместно с аффилированным лицом (ОАО "Роснефтегаз") стали владельцами пакета акций ОАО "Мордовгаз" в размере 69,844 процента от уставного капитала этого юридического лица или 63,301 процента от голосующих акций.
Кроме того, 27.04.2012 ОАО "Газпром газораспределение" приобрело пакет обыкновенных акций ОАО "Мордовгаз" в размере 11,698 процента от голосующих акций, после чего во владении заявителя совместно с его аффилированным лицом (ОАО "Роснефтегаз") оказался пакет акций ОАО "Мордовгаз" в размере 74,99997 процента от голосующих акций.
Установив в ходе осуществления деятельности по контролю и надзору в сфере финансовых рынков данные обстоятельства, Региональное отделение вынесло в отношении Общества предписание от 04.04.2013 N 32-13-оч-04/1170, в котором указало заявителю на необходимость в срок до 17.05.2013 осуществить в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации процедуру по направлению обязательного предложения о приобретении ценных бумаг ОАО "Мордовгаз", соответствующего требованиям главы XI.I Закона об акционерных обществах.
Основанием для предъявления такого требования явился вывод административного органа о том, что обязанность по направлению обязательного предложения, предусмотренная пунктом 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах и возникшая у Общества (так же как и у его аффилированного лица - ОАО "Роснефтегаз") с 19.02.2009, на момент вынесения оспариваемого предписания не была исполнена.
Обязанность заявителя по направлению обязательного предложения Региональное отделение связало с моментом образования этими юридическими лицами 18.02.2009 группы лиц.
Посчитав оспариваемое предписание не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Газпром газораспределение" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 40 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", статьями 32, 84.1, 84.2 Закона об акционерных обществах, приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.08.2012 N 12-71/пз-н об утверждении Административного регламента исполнителя Федеральной службы по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ, Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" (далее - Постановление N 717), статьями 7 - 9, 65, 96, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы ОАО "Газпром газораспределение" в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания, далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг является федеральным органом исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг. Основные функции и полномочия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 и Постановлению N 717 на момент вынесения оспариваемого предписания уполномоченным органом являлась Федеральная служба по финансовым рынкам.
В пунктах 1 и 4 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением N 717, установлено, что Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная служба по финансовым рынкам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать нарушение законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением физическими и юридическими лицами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы по финансовым рынкам России (пункт 6.6 Положения).
В пункте 7 статьи 44 Федерального закона N 39-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.08.2012 N 12-71/пз-н утвержден Административный регламент исполнителя Федеральной службы по финансовым рынкам государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ (далее - Административный регламент).
Пунктом 1 Административного регламента предусмотрено, что им определяются сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по финансовым рынкам России и территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам России, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами Федеральной службы по финансовым рынкам России и Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России, а также порядок взаимодействия Федеральной службы по финансовым рынкам и Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России с другими федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами при исполнении государственной функции по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытых акционерных обществ.
При исполнении государственной функции государственный контроль осуществляется за приобретением (выкупом) следующих акций открытых акционерных обществ: обыкновенных акций; привилегированных акций, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Закона об акционерных обществах (пункт 5 Административного регламента). Исполнение государственной функции осуществляется в том числе в отношении обязательного предложения о приобретении эмиссионных ценных бумаг открытого акционерного общества, предусмотренного статьей 84.2 Закона об акционерных обществах (пункт 8 Административного регламента). Исполнение государственной функции осуществляется в отношении следующих юридических и (или) физических лиц: лиц, направляющих документы, связанные с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; лиц, не исполнивших обязанность по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения, уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 9 Административного регламента).
Основанием для начала административной процедуры являются: поступление в Федеральную службу по финансовым рынкам (Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России) документов, связанных с приобретением эмиссионных ценных бумаг открытых акционерных обществ; обнаружение (выявление) нарушения законодательства Российской Федерации, связанного с неисполнением лицом, в отношении которого осуществляется исполнение государственной функции, обязанности представить обязательное предложение, изменения в добровольное или обязательное предложение, предусмотренные пунктом 2 статьи 84.4 Закона об акционерных обществах, отчет об итогах принятия добровольного или обязательного предложения или уведомление о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг (пункт 27 Административного регламента).
Основанием для начала процедуры исполнения государственной функции является выявление Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России факта неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется государственная функция, обязанностей, предусмотренных Законом об акционерных обществах.
В случае выявления Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России факта неисполнения лицом обязанности по направлению обязательного предложения, отчета об итогах принятия добровольного или обязательного предложения либо уведомления о праве требовать выкупа эмиссионных ценных бумаг, такому лицу направляется предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Рассмотрение представленных во исполнение указанного предписания документов и принятие по ним решений осуществляется Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в установленном пунктами 33 - 44 данного административного регламента порядке (пункт 45 Административного регламента).
В рассматриваемом случае суды обоснованно посчитали, что административный орган обладал компетенцией и всеми необходимыми полномочиями, а также основаниями для проведения проверочных мероприятий по вопросу о необходимости направления Обществом обязательного предложения о приобретении ценных бумаг ОАО "Мордовгаз", а также для вынесения предписания по результатам проведенной проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 этого Закона (то есть обыкновенных акций и привилегированных акций открытого общества, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 данного Закона), с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение). Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в открытое общество. До истечения срока принятия обязательного предложения лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать ценные бумаги, в отношении которых сделано обязательное предложение, на условиях, отличных от условий обязательного предложения.
Правила настоящей статьи распространяются на приобретение доли акций открытого общества, превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций открытого общества. В этом случае установленные пунктом 6 настоящей статьи ограничения распространяются только на вновь приобретенные акции, превышающие соответствующую долю (пункт 7 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах).
Суды сделали правильный вывод о том, что правовой смысл приведенных норм сводится к тому, что лицо, приобретшее более определенного количества акции открытого общества с учетом акций, принадлежащих его аффилированным лицам, в целях соблюдения прав миноритарных акционеров обязательно должно направить остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями, предложение о покупке таких акций. При этом из нормы пункта 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах следует, что возникновение такой обязанности связывается не только с моментом фактического приобретения акций (зачисления их на лицевой счет), но и с моментом, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что Общество и ОАО "Роснефтегаз", став после 18.02.2009 аффилированными лицами и обладателями акций ОАО "Мордовгаз" в количестве, превышающем 50 процентов общего количества голосующих акций, должны были выполнить требование части 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах и направить предложение о выкупе акций ОАО "Мордовгаз" остальным акционерам, владеющим соответствующими акциями.
Иное толкование приведенной нормы, как обоснованно указали суды, означало бы, что в различных по формальным признакам условиях (в одном случае - приобретение акций, а в другом - возникновение оснований аффилированности без непосредственного приобретения акций), но при одинаковых по своей сути последствиях (возникновение определенной степени контроля над юридическим лицом как в том, так и в другом случае) у заинтересованного лица наступала либо не наступала обязанность по направлению обязательного предложения. Такая ситуация противоречит смыслу положения, регулирующего основания и порядок направления обязательного предложения.
Кроме того, статья 84.2 Закона об акционерных обществах предполагает необходимость направления обязательного предложения не для всех аффилированных лиц, а только для тех из них, кто владеет акциями открытого общества, какими в рассматриваемом случае являются Общество и ОАО "Роснефтегаз". На иных аффилированных с ними лиц такая обязанность не возложена.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание Регионального отделения принято в пределах его компетенции, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Нарушений при принятии оспариваемого предписания со стороны административного органа суды не установили. Оспариваемое предписание было направлено в рамках процедуры, установленной Административным регламентом.
Доказательств обратного Общество в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представило.
Довод заявителя о нарушении судами статей 64, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
В соответствии с названной нормой арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
В рассматриваемом случае суды исследовали и оценили представленные Региональным отделением доказательства, находящиеся в его распоряжении и сформированные по итогам камеральной проверки, проведенной с 10.08.2012 по 08.02.2013, и установили, что данные документы относятся к рассматриваемому спору и подтверждают факт неисполнения ОАО "Газпром газораспределение" обязанности по направлению обязательного предложения о приобретении акций ОАО "Мордовгаз".
Доводы Общества, изложенные в жалобе, отклоняются, поскольку не опровергают выводов судов и направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату ОАО "Газпром газораспределение".
Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.12.2013 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 19.09.2013 по делу N А43-8555/2013 считать утратившим силу в связи с рассмотрением кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.09.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 по делу N А43-8555/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Газпром газораспределение" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей отнести на открытое акционерное общество "Газпром газораспределение".
Возвратить открытому акционерному обществу "Газпром газораспределение" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 12.12.2013 N 140963.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.12.2013 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Нижегородской области от 19.09.2013 по делу N А43-8555/2013 считать утратившим силу в связи с рассмотрением кассационной жалобы.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Н.Ю.БАШЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)