Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая марта 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Б. Нагишевой,
судей: Е.И. Захарчука, О.Ю. Киреевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аюшевым Д.Н.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Реневой Е.А. по доверенности от 02.06.2014, паспорт,
от ответчика - без участия (извещены),
от третьих лиц - без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Кемеровский опытный ремонтно - механический завод" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16 марта 2015 года по делу N А27-24439/2014 (07АП-3129/15) судья В.М. Турлюк
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Кемеровский опытный ремонтно-механический завод" к Центральному Банку Российской Федерации в лице Сибирского главного управления, г. Новосибирск
о признании незаконным решения Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Новосибирской области от 24.12.2014 об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, признании дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации, об обязании Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации повторно рассмотреть заявление открытого акционерного общества "Кемеровский опытный ремонтно-механический завод" на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг и представленных документов
третьи лица: закрытое акционерное общество "Ведение реестров компаний" (ОГРН 1026605227923, ИНН 6661049239), г. Екатеринбург, Борисова Елена Александровна, г. Кемерово, Абанин Владимир Васильевич, г. Кемерово, Абанин Михаил Васильевич, г. Кемерово, Сляднев Александр Владимирович, г. Кемерово,
установил:
Открытое акционерное общество "Кемеровский опытный ремонтно-механический завод" (далее - ОАО "КОРМЗ", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Центральному Банку Российской Федерации в лице Сибирского главного управления (далее - Сибирское главное управление, ответчик) о признании незаконным решения Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Новосибирской области от 24.12.2014 об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, признании дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации, об обязании Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации повторно рассмотреть заявление открытого акционерного общества "Кемеровский опытный ремонтно-механический завод" на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг и представленных документов в соответствии с требованиями Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и "Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", утвержденного Банком России от 11.08.2014 N 428-П.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16 марта 2015 года в удовлетворении исковый требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "КОРМЗ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных истцом требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права; нарушение норм процессуального права.
В обоснование к отмене решения суда заявитель указывает:
- - в нарушение ст. 170АПК РФ суд не дал оценки доводам истца, изложенным в заявлении от 26.12.2014, дополнениях от 20.01.2015, возражениях от 05.03.2015, а также дополнительным доказательствам;
- - решение содержит искаженные факты, протокол судебного заседания от 03.02.2015 не отвечает требованиям ст. 155 АПК РФ;
- - судом в нарушение процессуального права не применены нормы главы 24 АПК РФ;
- - предположение, что лишняя информация способна ввести в заблуждение не является доказательством того, что данная информация повлекла за собой существенное нарушение прав и законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг; доказательств существенного нарушения прав и (или) законных интересов акционеров государственным органом не предоставлено, соответственно, не может являться основанием для признания выпуска несостоявшимся в соответствие с ч. 4 ст. 26 ФЗ "О рынке ценных бумаг";
- - регистрирующий орган не представил доказательств нарушения истцом п. 3 ст. 25 ФЗ "Об акционерных обществах";
- - оспариваемый ненормативный акт государственного органа нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, имущественные интересы акционеров, которые приобрели в собственность акции данного дополнительного выпуска, а также ст. 15, ст. 18, ст. 19 Конституции РФ.
ЗАО "Ведение реестров компаний" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что в соответствии с п. 7.4.3 Постановления ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 27 (ред. От 20.04.1998) "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" запись в реестре об аннулировании именных обыкновенных бездокументарных акций ОАО "КОРМЗ", размещенных путем закрытой подписки, проведена в соответствии со сроками действующего законодательства. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Сибирское главное управления Центрального Банка Российской Федерации, предоставив отзыв на апелляционную жалобу в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Ссылается, что в данном случае основным нарушением, на основании которого регистрирующий орган принял решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг Общества, явилось нарушение п. 3 ст. 25 ФЗ "Об акционерных обществах".
Представитель истца в судебном заседании апелляционной инстанции поддержала свою правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 02.07.2014 Банком России произведена государственная регистрация дополнительного выпуска акций ОАО "КОРМЗ" за государственным регистрационным номером дополнительного выпуска акций: 1-01-10966-F-003D.
По окончании размещения, 12.12.2014 ОАО "КОРМЗ" обратилось в Центральный Банк России с заявлением о государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска, предоставив предусмотренный Положением о стандартах эмиссии пакет документов в Главное управление Центрального Банка Российской Федерации по Новосибирской области, что подтверждается описью документов от 09.12.2014.
25.12.2014 эмитенту направлено Уведомление об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, признании дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации (исх. N 16-1-06/33413 от 24.12.2014 г.).
26.12.2014 представителю эмитента были вручены оригинал Уведомления, исх. N 16-01-06/33413 от 24.12.2014 и оригинал Заключения N РЗТ/74 от 24.12.2014 по вопросу об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, признании дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации.
ОАО "КОРМЗ" полагая, позицию регистрирующего органа, изложенную в спорном решении не соответствующей закону, обратилось с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался главой 8 Положения о стандартах эмиссии, исходил из подтверждения материалами дела нарушений требований Положения о стандартах эмиссии (абзаца 2, 3 пункта 8.10, абзаца 1 пункта 1.6), выявления регистрирующим органом в процессе рассмотрения документов сведений, не соответствующих действительности (недостоверные сведения); а также, что в процессе размещения ценных бумаг дополнительного выпуска размещены дробные акции лицу, не имеющему преимущественного права приобретения акций дополнительного выпуска, что является нарушением пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, регулируются законодательством о ценных бумагах, в том числе Федеральным законом N 39-ФЗ от 22.04.1996 "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ), Положением о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденного Банком России 11.08.2014 N 428-П, Положением о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45, Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
В силу статьи 20 Федерального закона N 39-ФЗ государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется Банком России, а также регистрирующим органом, определенным федеральным законом (далее - регистрирующий орган). Регистрирующий орган определяет порядок ведения реестра и ведет реестр эмиссионных ценных бумаг, содержащий информацию о зарегистрированных им выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг и об аннулированных индивидуальных номерах (кодах) выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, а регистрирующий орган, являющийся федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, - также о выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами государственной регистрации. Указанный реестр должен также содержать сведения о представителях владельцев облигаций. Регистрирующий орган вносит изменения в реестр эмиссионных ценных бумаг в течение трех дней после принятия соответствующего решения или получения документа, являющегося основанием для внесения таких изменений. Положения настоящего пункта не распространяются на государственные, муниципальные ценные бумаги и облигации Банка России.
Ведение реестра государственных, муниципальных ценных бумаг осуществляется регистрирующим органом в порядке, им установленном.
Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента.
К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными актами Банка России.
В качестве основания принятия оспариваемого решения Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Новосибирской области от 24.12.2014 об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг указаны: подпункты 1 и 2 п. 4 и абз. 1 п. 11 ст. 26 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 8.16.1, п. 8.16.3 и п. 8.18 Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденного Банком России 11.08.2014 N 428-П, п. 4.1 и п. 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45, в связи с нарушением эмитентом требований п. 3 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", абз.1 п. 1.6, абзацев 2 и 3 п. 8.10 Положения, а также в связи с наличием в представленных документах сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
В силу положений, содержащихся в главе 8 Положения о стандартах эмиссии, эмитент представляет в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, утвержденный единоличным исполнительным органом хозяйственного общества, если уставом хозяйственного общества принятие решения по указанному вопросу не отнесено к компетенции коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества; заявление на государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, составленное в соответствии с приложением 21 к настоящему Положению; копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об утверждении отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие; сообщение о погашении конвертированных ценных бумаг в случае размещения ценных бумаг путем конвертации; справка эмитента о соблюдении им требований по раскрытию информации на этапах государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и размещения ценных бумаг, а если в соответствии с зарегистрированным решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг эмитент принял на себя обязанность по раскрытию информации в период после государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и до окончания размещения ценных бумаг, - также по раскрытию эмитентом такой информации, с указанием адреса страницы (страниц) в сети Интернет, используемой (используемых) эмитентом для раскрытия информации; документ, содержащий расчет стоимости чистых активов коммерческой организации; платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (за исключением случаев, когда согласно настоящему Положению государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг); опись представленных документов, составленная в соответствии с приложением 9 к настоящему Положению; иные документы, предусмотренные настоящим Положением.
Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 14 дней с даты получения им документов в соответствии с настоящим Положением.
Пунктом 8.16 Положения о стандартах эмиссии установлено, что решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг принимается регистрирующим органом по следующим основаниям.
1. Нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска), в том числе в случаях:
- нарушения условий размещения, предусмотренных зарегистрированным решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
- невыполнения эмитентом установленных требований к раскрытию информации о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
- нарушения эмитентом срока представления в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, установленного пунктом 8.1 настоящего Положения (за исключением отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества - эмитента, а также отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещенных при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, в том числе в форме слияния, которое осуществляется одновременно с разделением или выделением).
2. Неисполнение эмитентом требований регистрирующего органа об устранении допущенных в ходе эмиссии ценных бумаг нарушений законодательства Российской Федерации.
3. Внесение в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг или иные документы, являвшиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, либо в отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, ложных сведений или сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
В случае отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг такой выпуск (дополнительный выпуск) признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется (пункт 8.18 Положения о стандартах эмиссии).
В соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" основанием для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся является, в том числе, нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска); обнаружение в документах, на основании которых были осуществлены государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера, и (или) в документах, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, недостоверной или вводящей в заблуждение информации, повлекшей за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг (подпункты 1, 2 п. 4 ст. 26).
Признание выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным влечет за собой аннулирование его государственной регистрации, изъятие из обращения эмиссионных ценных бумаг данного выпуска (дополнительного выпуска) и возвращение владельцам таких эмиссионных ценных бумаг денежных средств или иного имущества, полученных эмитентом в счет их оплаты (п. 11 ст. 26).
Пунктом 3 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Письмом ФКЦБ РФ от 26.11.2001 N ИК-09/7948 предусмотрено, что если при осуществлении преимущественного права на приобретение акций, продаваемых акционером закрытого общества, при осуществлении преимущественного права на приобретение дополнительных акций, а также при консолидации акций приобретение акционером целого числа акций невозможно, образуются части акций.
Перечень случаев, при которых образуются дробные акции, является исчерпывающим.
Пунктом 8.1 зарегистрированного решения о дополнительном выпуске ценных бумаг ОАО "КОРМЗ" определен круг потенциальных приобретателей ценных бумаг: акционеры, включенные в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций; генеральный директор ОАО "КОРМЗ" Сляднев Александр Владимирович.
В соответствии с представленными для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг документами преимущественное право приобретения размещаемых дополнительных акций осуществили следующие акционеры общества: Борисова Елена Александровна, Абанин Владимир Васильевич и Абанин Михаил Васильевич, которым в совокупности были размещены 54,5 акции.
Согласно п. 6, п. 7 и п. 10 отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, а также справке об оплате ценных бумаг, размещенных путем закрытой подписки (исх. N 1941 от 09.12.2014), генеральный директор ОАО "КОРМЗ" Сляднев Александр Владимирович, не входивший в круг лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций, приобрел дробные акции - 3 499 945,5 штук. Указанная информация о размещении генеральному директору ОАО "КОРМЗ" Слядневу Александру Владимировичу дробных акций подтверждается представленными эмитентом копиями заявления Сляднева Александра Владимировича от 02.12.2014 о приобретении им 46 909,5 акций обыкновенных именных бездокументарных ОАО "КОРМЗ" с государственным регистрационным номером 1-01-10966-F-003D, платежного поручения N 706597 от 02.12.2014 на сумму 1 358 499 рублей 12 копеек, договора N 05 купли-продажи ценных бумаг от 02.12.2014, а также справки об операциях, проведенных по лицевому счету ОАО "КОРМЗ" за период 06.09.2014 по 03.12.2014.
Как правильно установлено судом первой инстанции, согласно представленным документам в процессе размещения ценных бумаг дополнительного выпуска размещены дробные акции лицу, не имеющему преимущественного права приобретения акций дополнительного выпуска, что является нарушением п. 3 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Довод подателя жалобы, что другими регистрирующими органами при аналогичных обстоятельствах осуществляется государственная регистрация отчетов об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, апелляционным судом отклоняется, поскольку не может являться правовым основанием для отмены или изменения оспариваемого решения.
В данном случае обращения дробных акций Общества, образованных в соответствии с нормами п. 3 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 - ФЗ "Об акционерных обществах" не происходит, а имеет место размещение, то есть отчуждение дробных акций эмитентом их первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, что не подтверждает, что Сляднев А.В. приобрел дробные акции общества в соответствии с действующим законодательством РФ.
Судом первой инстанции установлено, ОАО "КОРМЗ" не предоставлено доказательств обратного, что при предоставлении документов для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "КОРМЗ" были допущены нарушения требований Положения о стандартах эмиссии, в частности, абзаца 2, 3 пункта 8.10, абзаца 1 пункта 1.6: в заявлении на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг не следует указывать круг потенциальных приобретателей ценных бумаг, неверно указан номер приказа генерального директора ОАО "КОРМЗ" об утверждении отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, местонахождение эмитента указано не в соответствии с п. 2.2 устава ОАО "КОРМЗ" в редакции от 24.08.2009 (абз.2 п. 8.10 Положения); на титульном листе отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг местонахождение эмитента указано не в соответствии с п. 2.2 устава ОАО "КОРМЗ" в редакции от 24.08.2009; не указана дата проведения внеочередного общего собрания акционеров ОАО "КОРМЗ", на котором принято решение об одобрении сделок с заинтересованностью; в п. 11 отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг отсутствуют сведения, предусмотренные подпунктом "в" (абз.3 п. 8.10 Положения); копии реестра N 39 внутренних почтовых отправлений от 22.07.2014, списка лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров ОАО "КОРМЗ" (21.05.2014), сообщения о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг, опубликованного в ленте новостей на сервере раскрытия информации АЭИ "ПРАЙМ", заверены на прошивке печатью эмитента ненадлежащим образом (печать на прошивке документа ставится таким образом, чтобы исключить возможность внесения в документ изменений без ведома эмитента) (абз.1 п. 1.6 Положения).
С учетом вышеназванных норм права и обязанности лиц, участвующих в деле, доказать обстоятельства, на которые они ссылаются, как на основание своих требований и возражений (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) истец должен доказать, в том числе, соответствие предоставленных документов для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "КОРМЗ" требованиям Положения о стандартах эмиссии, в частности, абзаца 2, 3 пункта 8.10, абзаца 1 пункта 1.6.
Между тем, такие доказательства в материалы дела не представлены.
Кроме того, из материалов дела усматривается представление эмитентом в регистрирующий орган недостоверных сведений, а именно, наличие разночтений между данными зарегистрированного решения о дополнительном выпуске ценных бумаг и справкой-подтверждением уведомления акционеров о возможности осуществления преимущественного права (исх. N 1940 от 09.12.2014), уведомлением от 22.07.2014; данными справки об оплате ценных бумаг, размещенных путем закрытой подписки (исх. N 1941 от 09.12.2014) и справки об операциях, проведенных по лицевому счету ОАО "КОРМЗ" за период с 23.07.2014 по 05.09.2014.
Указанные обстоятельства уже были рассмотрены судом первой инстанции, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о возможности приобретения дробных акций лицами, не имеющими преимущественного права на приобретение дополнительных акций, основаны на предположениях истца, который методом исключения из числа возможных вариантов поведения лиц, имеющих намерение приобрести образованные дробные акции, самопроизвольно толкует нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Наличие обязанности по доказыванию, предусмотренной ч. 1 ст. 65 АПК РФ, предполагает представление стороной доказательств, бесспорно подтверждающих ее позицию, суд, оценивая собранные сторонами доказательства, должен дать оценку их законности и обоснованности, а не подменять собой сторону по делу, у которой имелись все возможности по сбору доказательств до момента рассмотрения дела в судебном порядке.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Апеллянтом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе соблюдения им требований п. 3 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", нарушения регистрирующим органом прав эмитента, имущественных интересов акционеров.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Ссылка истца на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку выводы, изложенные в указанных в апелляционной жалобе судебных актах, основаны на иных фактических обстоятельствах дела.
В соответствии со статьями 13, 71 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании нормативных правовых актов, при этом, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Иных доводов, которые имели бы юридическое значение для разрешения настоящего спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, с учетом фактических обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции не находит.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой является законным и обоснованным, суд полно и всесторонне исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства и дал им правильную оценку. Нарушения норм материального или процессуального права судом допущено не было, поэтому оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16 марта 2015 года по делу N А27-24439/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
О.Б.НАГИШЕВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРЧУК
О.Ю.КИРЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.05.2015 N 07АП-3129/2015 ПО ДЕЛУ N А27-24439/2014
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2015 г. по делу N А27-24439/2014
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая марта 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Б. Нагишевой,
судей: Е.И. Захарчука, О.Ю. Киреевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аюшевым Д.Н.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Реневой Е.А. по доверенности от 02.06.2014, паспорт,
от ответчика - без участия (извещены),
от третьих лиц - без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Кемеровский опытный ремонтно - механический завод" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16 марта 2015 года по делу N А27-24439/2014 (07АП-3129/15) судья В.М. Турлюк
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Кемеровский опытный ремонтно-механический завод" к Центральному Банку Российской Федерации в лице Сибирского главного управления, г. Новосибирск
о признании незаконным решения Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Новосибирской области от 24.12.2014 об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, признании дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации, об обязании Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации повторно рассмотреть заявление открытого акционерного общества "Кемеровский опытный ремонтно-механический завод" на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг и представленных документов
третьи лица: закрытое акционерное общество "Ведение реестров компаний" (ОГРН 1026605227923, ИНН 6661049239), г. Екатеринбург, Борисова Елена Александровна, г. Кемерово, Абанин Владимир Васильевич, г. Кемерово, Абанин Михаил Васильевич, г. Кемерово, Сляднев Александр Владимирович, г. Кемерово,
установил:
Открытое акционерное общество "Кемеровский опытный ремонтно-механический завод" (далее - ОАО "КОРМЗ", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Центральному Банку Российской Федерации в лице Сибирского главного управления (далее - Сибирское главное управление, ответчик) о признании незаконным решения Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Новосибирской области от 24.12.2014 об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, признании дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации, об обязании Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации повторно рассмотреть заявление открытого акционерного общества "Кемеровский опытный ремонтно-механический завод" на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг и представленных документов в соответствии с требованиями Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и "Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", утвержденного Банком России от 11.08.2014 N 428-П.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 16 марта 2015 года в удовлетворении исковый требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "КОРМЗ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных истцом требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права; нарушение норм процессуального права.
В обоснование к отмене решения суда заявитель указывает:
- - в нарушение ст. 170АПК РФ суд не дал оценки доводам истца, изложенным в заявлении от 26.12.2014, дополнениях от 20.01.2015, возражениях от 05.03.2015, а также дополнительным доказательствам;
- - решение содержит искаженные факты, протокол судебного заседания от 03.02.2015 не отвечает требованиям ст. 155 АПК РФ;
- - судом в нарушение процессуального права не применены нормы главы 24 АПК РФ;
- - предположение, что лишняя информация способна ввести в заблуждение не является доказательством того, что данная информация повлекла за собой существенное нарушение прав и законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг; доказательств существенного нарушения прав и (или) законных интересов акционеров государственным органом не предоставлено, соответственно, не может являться основанием для признания выпуска несостоявшимся в соответствие с ч. 4 ст. 26 ФЗ "О рынке ценных бумаг";
- - регистрирующий орган не представил доказательств нарушения истцом п. 3 ст. 25 ФЗ "Об акционерных обществах";
- - оспариваемый ненормативный акт государственного органа нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, имущественные интересы акционеров, которые приобрели в собственность акции данного дополнительного выпуска, а также ст. 15, ст. 18, ст. 19 Конституции РФ.
ЗАО "Ведение реестров компаний" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что в соответствии с п. 7.4.3 Постановления ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 27 (ред. От 20.04.1998) "Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг" запись в реестре об аннулировании именных обыкновенных бездокументарных акций ОАО "КОРМЗ", размещенных путем закрытой подписки, проведена в соответствии со сроками действующего законодательства. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Сибирское главное управления Центрального Банка Российской Федерации, предоставив отзыв на апелляционную жалобу в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Ссылается, что в данном случае основным нарушением, на основании которого регистрирующий орган принял решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг Общества, явилось нарушение п. 3 ст. 25 ФЗ "Об акционерных обществах".
Представитель истца в судебном заседании апелляционной инстанции поддержала свою правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителя истца, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 02.07.2014 Банком России произведена государственная регистрация дополнительного выпуска акций ОАО "КОРМЗ" за государственным регистрационным номером дополнительного выпуска акций: 1-01-10966-F-003D.
По окончании размещения, 12.12.2014 ОАО "КОРМЗ" обратилось в Центральный Банк России с заявлением о государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска, предоставив предусмотренный Положением о стандартах эмиссии пакет документов в Главное управление Центрального Банка Российской Федерации по Новосибирской области, что подтверждается описью документов от 09.12.2014.
25.12.2014 эмитенту направлено Уведомление об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, признании дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации (исх. N 16-1-06/33413 от 24.12.2014 г.).
26.12.2014 представителю эмитента были вручены оригинал Уведомления, исх. N 16-01-06/33413 от 24.12.2014 и оригинал Заключения N РЗТ/74 от 24.12.2014 по вопросу об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, признании дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации.
ОАО "КОРМЗ" полагая, позицию регистрирующего органа, изложенную в спорном решении не соответствующей закону, обратилось с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался главой 8 Положения о стандартах эмиссии, исходил из подтверждения материалами дела нарушений требований Положения о стандартах эмиссии (абзаца 2, 3 пункта 8.10, абзаца 1 пункта 1.6), выявления регистрирующим органом в процессе рассмотрения документов сведений, не соответствующих действительности (недостоверные сведения); а также, что в процессе размещения ценных бумаг дополнительного выпуска размещены дробные акции лицу, не имеющему преимущественного права приобретения акций дополнительного выпуска, что является нарушением пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, регулируются законодательством о ценных бумагах, в том числе Федеральным законом N 39-ФЗ от 22.04.1996 "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ), Положением о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденного Банком России 11.08.2014 N 428-П, Положением о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45, Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
В силу статьи 20 Федерального закона N 39-ФЗ государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется Банком России, а также регистрирующим органом, определенным федеральным законом (далее - регистрирующий орган). Регистрирующий орган определяет порядок ведения реестра и ведет реестр эмиссионных ценных бумаг, содержащий информацию о зарегистрированных им выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг и об аннулированных индивидуальных номерах (кодах) выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, а регистрирующий орган, являющийся федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, - также о выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами государственной регистрации. Указанный реестр должен также содержать сведения о представителях владельцев облигаций. Регистрирующий орган вносит изменения в реестр эмиссионных ценных бумаг в течение трех дней после принятия соответствующего решения или получения документа, являющегося основанием для внесения таких изменений. Положения настоящего пункта не распространяются на государственные, муниципальные ценные бумаги и облигации Банка России.
Ведение реестра государственных, муниципальных ценных бумаг осуществляется регистрирующим органом в порядке, им установленном.
Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента.
К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными актами Банка России.
В качестве основания принятия оспариваемого решения Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Новосибирской области от 24.12.2014 об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг указаны: подпункты 1 и 2 п. 4 и абз. 1 п. 11 ст. 26 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 8.16.1, п. 8.16.3 и п. 8.18 Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденного Банком России 11.08.2014 N 428-П, п. 4.1 и п. 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45, в связи с нарушением эмитентом требований п. 3 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", абз.1 п. 1.6, абзацев 2 и 3 п. 8.10 Положения, а также в связи с наличием в представленных документах сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
В силу положений, содержащихся в главе 8 Положения о стандартах эмиссии, эмитент представляет в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, утвержденный единоличным исполнительным органом хозяйственного общества, если уставом хозяйственного общества принятие решения по указанному вопросу не отнесено к компетенции коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества; заявление на государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, составленное в соответствии с приложением 21 к настоящему Положению; копия (выписка из) протокола собрания (заседания) уполномоченного органа управления эмитента (приказа, распоряжения или иного документа уполномоченного лица), которым принято решение об утверждении отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, с указанием в случае, если данное решение принято коллегиальным органом управления, кворума и результатов голосования за его принятие; сообщение о погашении конвертированных ценных бумаг в случае размещения ценных бумаг путем конвертации; справка эмитента о соблюдении им требований по раскрытию информации на этапах государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и размещения ценных бумаг, а если в соответствии с зарегистрированным решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг эмитент принял на себя обязанность по раскрытию информации в период после государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и до окончания размещения ценных бумаг, - также по раскрытию эмитентом такой информации, с указанием адреса страницы (страниц) в сети Интернет, используемой (используемых) эмитентом для раскрытия информации; документ, содержащий расчет стоимости чистых активов коммерческой организации; платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (за исключением случаев, когда согласно настоящему Положению государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг); опись представленных документов, составленная в соответствии с приложением 9 к настоящему Положению; иные документы, предусмотренные настоящим Положением.
Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 14 дней с даты получения им документов в соответствии с настоящим Положением.
Пунктом 8.16 Положения о стандартах эмиссии установлено, что решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг принимается регистрирующим органом по следующим основаниям.
1. Нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска), в том числе в случаях:
- нарушения условий размещения, предусмотренных зарегистрированным решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
- невыполнения эмитентом установленных требований к раскрытию информации о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
- нарушения эмитентом срока представления в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, установленного пунктом 8.1 настоящего Положения (за исключением отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества - эмитента, а также отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещенных при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, в том числе в форме слияния, которое осуществляется одновременно с разделением или выделением).
2. Неисполнение эмитентом требований регистрирующего органа об устранении допущенных в ходе эмиссии ценных бумаг нарушений законодательства Российской Федерации.
3. Внесение в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг или иные документы, являвшиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, либо в отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, ложных сведений или сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
В случае отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг такой выпуск (дополнительный выпуск) признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется (пункт 8.18 Положения о стандартах эмиссии).
В соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" основанием для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся является, в том числе, нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска); обнаружение в документах, на основании которых были осуществлены государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера, и (или) в документах, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, недостоверной или вводящей в заблуждение информации, повлекшей за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг (подпункты 1, 2 п. 4 ст. 26).
Признание выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным влечет за собой аннулирование его государственной регистрации, изъятие из обращения эмиссионных ценных бумаг данного выпуска (дополнительного выпуска) и возвращение владельцам таких эмиссионных ценных бумаг денежных средств или иного имущества, полученных эмитентом в счет их оплаты (п. 11 ст. 26).
Пунктом 3 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Письмом ФКЦБ РФ от 26.11.2001 N ИК-09/7948 предусмотрено, что если при осуществлении преимущественного права на приобретение акций, продаваемых акционером закрытого общества, при осуществлении преимущественного права на приобретение дополнительных акций, а также при консолидации акций приобретение акционером целого числа акций невозможно, образуются части акций.
Перечень случаев, при которых образуются дробные акции, является исчерпывающим.
Пунктом 8.1 зарегистрированного решения о дополнительном выпуске ценных бумаг ОАО "КОРМЗ" определен круг потенциальных приобретателей ценных бумаг: акционеры, включенные в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций; генеральный директор ОАО "КОРМЗ" Сляднев Александр Владимирович.
В соответствии с представленными для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг документами преимущественное право приобретения размещаемых дополнительных акций осуществили следующие акционеры общества: Борисова Елена Александровна, Абанин Владимир Васильевич и Абанин Михаил Васильевич, которым в совокупности были размещены 54,5 акции.
Согласно п. 6, п. 7 и п. 10 отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, а также справке об оплате ценных бумаг, размещенных путем закрытой подписки (исх. N 1941 от 09.12.2014), генеральный директор ОАО "КОРМЗ" Сляднев Александр Владимирович, не входивший в круг лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций, приобрел дробные акции - 3 499 945,5 штук. Указанная информация о размещении генеральному директору ОАО "КОРМЗ" Слядневу Александру Владимировичу дробных акций подтверждается представленными эмитентом копиями заявления Сляднева Александра Владимировича от 02.12.2014 о приобретении им 46 909,5 акций обыкновенных именных бездокументарных ОАО "КОРМЗ" с государственным регистрационным номером 1-01-10966-F-003D, платежного поручения N 706597 от 02.12.2014 на сумму 1 358 499 рублей 12 копеек, договора N 05 купли-продажи ценных бумаг от 02.12.2014, а также справки об операциях, проведенных по лицевому счету ОАО "КОРМЗ" за период 06.09.2014 по 03.12.2014.
Как правильно установлено судом первой инстанции, согласно представленным документам в процессе размещения ценных бумаг дополнительного выпуска размещены дробные акции лицу, не имеющему преимущественного права приобретения акций дополнительного выпуска, что является нарушением п. 3 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Довод подателя жалобы, что другими регистрирующими органами при аналогичных обстоятельствах осуществляется государственная регистрация отчетов об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, апелляционным судом отклоняется, поскольку не может являться правовым основанием для отмены или изменения оспариваемого решения.
В данном случае обращения дробных акций Общества, образованных в соответствии с нормами п. 3 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 - ФЗ "Об акционерных обществах" не происходит, а имеет место размещение, то есть отчуждение дробных акций эмитентом их первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, что не подтверждает, что Сляднев А.В. приобрел дробные акции общества в соответствии с действующим законодательством РФ.
Судом первой инстанции установлено, ОАО "КОРМЗ" не предоставлено доказательств обратного, что при предоставлении документов для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "КОРМЗ" были допущены нарушения требований Положения о стандартах эмиссии, в частности, абзаца 2, 3 пункта 8.10, абзаца 1 пункта 1.6: в заявлении на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг не следует указывать круг потенциальных приобретателей ценных бумаг, неверно указан номер приказа генерального директора ОАО "КОРМЗ" об утверждении отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, местонахождение эмитента указано не в соответствии с п. 2.2 устава ОАО "КОРМЗ" в редакции от 24.08.2009 (абз.2 п. 8.10 Положения); на титульном листе отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг местонахождение эмитента указано не в соответствии с п. 2.2 устава ОАО "КОРМЗ" в редакции от 24.08.2009; не указана дата проведения внеочередного общего собрания акционеров ОАО "КОРМЗ", на котором принято решение об одобрении сделок с заинтересованностью; в п. 11 отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг отсутствуют сведения, предусмотренные подпунктом "в" (абз.3 п. 8.10 Положения); копии реестра N 39 внутренних почтовых отправлений от 22.07.2014, списка лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров ОАО "КОРМЗ" (21.05.2014), сообщения о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг, опубликованного в ленте новостей на сервере раскрытия информации АЭИ "ПРАЙМ", заверены на прошивке печатью эмитента ненадлежащим образом (печать на прошивке документа ставится таким образом, чтобы исключить возможность внесения в документ изменений без ведома эмитента) (абз.1 п. 1.6 Положения).
С учетом вышеназванных норм права и обязанности лиц, участвующих в деле, доказать обстоятельства, на которые они ссылаются, как на основание своих требований и возражений (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) истец должен доказать, в том числе, соответствие предоставленных документов для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "КОРМЗ" требованиям Положения о стандартах эмиссии, в частности, абзаца 2, 3 пункта 8.10, абзаца 1 пункта 1.6.
Между тем, такие доказательства в материалы дела не представлены.
Кроме того, из материалов дела усматривается представление эмитентом в регистрирующий орган недостоверных сведений, а именно, наличие разночтений между данными зарегистрированного решения о дополнительном выпуске ценных бумаг и справкой-подтверждением уведомления акционеров о возможности осуществления преимущественного права (исх. N 1940 от 09.12.2014), уведомлением от 22.07.2014; данными справки об оплате ценных бумаг, размещенных путем закрытой подписки (исх. N 1941 от 09.12.2014) и справки об операциях, проведенных по лицевому счету ОАО "КОРМЗ" за период с 23.07.2014 по 05.09.2014.
Указанные обстоятельства уже были рассмотрены судом первой инстанции, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о возможности приобретения дробных акций лицами, не имеющими преимущественного права на приобретение дополнительных акций, основаны на предположениях истца, который методом исключения из числа возможных вариантов поведения лиц, имеющих намерение приобрести образованные дробные акции, самопроизвольно толкует нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Наличие обязанности по доказыванию, предусмотренной ч. 1 ст. 65 АПК РФ, предполагает представление стороной доказательств, бесспорно подтверждающих ее позицию, суд, оценивая собранные сторонами доказательства, должен дать оценку их законности и обоснованности, а не подменять собой сторону по делу, у которой имелись все возможности по сбору доказательств до момента рассмотрения дела в судебном порядке.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Апеллянтом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе соблюдения им требований п. 3 ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", нарушения регистрирующим органом прав эмитента, имущественных интересов акционеров.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Ссылка истца на судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку выводы, изложенные в указанных в апелляционной жалобе судебных актах, основаны на иных фактических обстоятельствах дела.
В соответствии со статьями 13, 71 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании нормативных правовых актов, при этом, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Иных доводов, которые имели бы юридическое значение для разрешения настоящего спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, с учетом фактических обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции не находит.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой является законным и обоснованным, суд полно и всесторонне исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства и дал им правильную оценку. Нарушения норм материального или процессуального права судом допущено не было, поэтому оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16 марта 2015 года по делу N А27-24439/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
О.Б.НАГИШЕВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРЧУК
О.Ю.КИРЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)