Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "31" августа 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройРезерв", г. Астрахань
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 мая 2015 года по делу N А12-2484/2015 (судья Репникова В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройРезерв", г. Астрахань (ИНН 7705787510, ОГРН 5077746614116)
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (ИНН 3435111400, ОГРН 1043400122226)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
- без участия в судебном заседании представителей сторон;
- установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "СтройРезерв" (далее - ООО "СтройРезерв", заявитель, общество, налогоплательщик) с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (далее - ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области, налоговый орган, инспекция) N 2466 от 24 сентября 2014 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме 221 211 руб., пени по земельному налогу в сумме 4439,52 рублей, штрафа по земельному налогу в сумме 15 465,80 рублей.
Решением суда первой инстанции от 22 мая 2015 года по делу N А12-2484/2015 в удовлетворении требований налогоплательщика было отказано.
ООО "СтройРезерв", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в ней, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат: земельный участок по адресу: г. Волжский, ул. Автодорога N 7, 23Н, площадью 5650 кв. м, с кадастровым номером 34:35:020203:197, земельный участок по адресу: г. Волжский, ул. Пушкина, 35Г/1, площадью 1197 кв. м, с кадастровым номером 34:35:030117:158.
ООО "СтройРезерв" представило в ИФНС России по г. Волжскому уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой исчислило налог в сумме 73 344 рублей, в том числе:
- по земельному участку с кадастровым номером 34:35:020203:197-65400 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка 4 360 000 рублей, установленной решением арбитражного суда Волгоградской области от 16 января 2014 года по делу N А12-22962/2013,
- по земельному участку с кадастровым номером 34:35:030117:158-7944 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка 2 270 000 рублей, установленной решением арбитражного суда Волгоградской области от 27 декабря 2013 года по делу N А12-23546/2013.
ИФНС России по г. Волжскому проведена камеральная проверка налоговой декларации, в результате которой установлено, что по состоянию на 1 января 2013 года кадастровая стоимость земельного участка 34:35:020203:197 составляла 17 954 457 рублей, кадастровая стоимость земельного участка 34:35:030117:158 составляла 10 120 024,53 рублей, в связи с чем исчислен земельный налог в размере 304 734 рублей, в том числе по земельному участку 34:35:020203:197-269 317 рублей, по земельному участку 34:35:030117:158-35 417 рублей.
24.09.2014 принято решение N 2466 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс), за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 15 465 руб. 80 коп. Этим же решением ООО "СтройРезерв" доначислен земельный налог за 2013 год в размере 231 390 рублей (304 734-73 344), начислены пени по земельному налогу в размере 4439,52 рублей.
Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области. Решением управления от 27.11.2014 N 956 решение инспекции от 24.09.2014 N 2466 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика без удовлетворения.
Общество, полагая, что решение инспекции является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Доводы апелляционной жалобы налогоплательщика основаны на том, что измененная кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 34:35:030117:158 может быть применена только со следующего налогового периода, то есть с 1 января 2014 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:35:020203:197 должна применяться кадастровая стоимость, установленная решением арбитражного суда Волгоградской области от 16 января 2014 года по делу N А12-22962/2013, кроме того, налогоплательщик считает, что ему неправомерно были начислены соответствующие пени и штрафы.
Данные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного пользования) или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок ее проведения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Волгоградской области утверждены постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 г. N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области".
В силу пункта 4 указанного постановления, оно вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Постановление N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" было опубликовано в газете "Волгоградская правда" 30.11.2012 г.
Пунктом 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Как следует из пункта 5 этой же статьи, положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6.1 НК РФ срок начинает течь на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым оно (начало) определено. При этом срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока (пункт 5 статьи 6.1 НК РФ).
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 НК РФ).
Постановление N 1130 было опубликовано 30.11.2012 г., следовательно, с учетом положений статьи 5 и статьи 6.1. НК РФ, течение срока вступления его в законную силу начинается с 01.12.2012 г. и заканчивается 30.12.2012 года, а не 09.01.2013 года как указал заявитель.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.2013 г. N 99 говорится, если дата, которой определено начало течения процессуального срока в один месяц, - 25 декабря 2012 года, то течение этого срока началось 26 декабря 2012 года, днем его окончание является 25 января 2013 года.
В соответствии с изложенным, Постановление N 1130 вступило в законную силу 30 декабря 2012 г. Поскольку налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, то, в соответствии с изменениями кадастровая стоимость земельных участков применяется с нового налогового периода, т.е. с 01 января 2013 г.
При исчислении земельного налога за 2013 года заявитель использовал кадастровую стоимость в размере, установленную Постановлением Главы администрации Волгоградской области N 779 от 03.08.2005 г. Однако, в спорный период (за 2013 год) указанное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Губернатора Волгоградской области N 1130 от 20.11.2012 г.
Таким образом, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и для целей налогообложения она не может изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1130, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2013 г.
Довод апелляционной жалобы о вступлении Постановления N 1130 в законную силу 09 января 2013 года в связи с тем, что с 30 декабря 2012 года по 8 января 2013 года были выходные дни, судебная коллегия считает необоснованным.
Процессуальный срок - это установленный законом период или момент времени для совершения участниками налоговых правоотношений определенных действий, реализации субъективных прав и исполнения обязанностей.
Однако сроки вступления в законную силу нормативных актов, установленных ст. 5 НК РФ, не являются процессуальными, так как в течение данных сроков не предполагается совершение участниками налоговых правоотношений каких-либо действий по реализации прав или исполнению обязанностей. То есть, применительно к вступлению в законную силу нормативных актов не имеет значение то, что последний день срока является нерабочим днем.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что при исчислении земельного налога за 2013 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:35:030117:158 налогоплательщиком необоснованно было применено постановлением Главы администрации Волгоградской области N 779 от 03.08.2005 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области", в размере 5 178 545,19 рублей.
Также отклоняется судебной коллегией довод апелляционной жалобы о необоснованном неприменении судам первой инстанции к земельному участку с кадастровым номером 34:35:020203:197 при исчислении земельного налога за 2013 год, кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Волгоградской области.
По мнению заявителя, данным решением установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка равная рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г., в связи с чем, земельный налог за 2013 год подлежит уплате исходя из кадастровой стоимости в размере 4 360 000 руб.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что решение арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-22962/2013 вынесено 16 января 2014 года и не может распространяться на предыдущий налоговый период - 2013 год. В решении отсутствует указание на применение новой кадастровой стоимости с 1 января 2013 года либо с более раннего периода, следовательно, кадастровая стоимость установлена на дату принятия судебного акта.
Применение кадастровой стоимости равной рыночной для определения налоговой базы при исчислении земельного налога, возможно только с начала нового налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
Также был предметом рассмотрения суда первой инстанции и отражен в апелляционной жалобе довод налогоплательщика о неправомерном привлечении общества к ответственности и начислений пени и штрафа. Судебная коллегия приходит к выводу, что данный довод необоснован ввиду следующего.
По результатам проведенной проверки декларации по земельному налогу за 2013 год ООО "СтройРезерв", установлено нарушение ст. 391 НК РФ, выразившееся в неверном исчислении налога.
Пункт 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации определяет пеню как установленную данной статьей денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Таким образом, налогоплательщик правомерно был привлечен к ответственности и ему начислены пени и штраф.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судебная коллегия не принимает в качестве обстоятельств, освобождающих налогоплательщика от начисления пени и от налоговой ответственности, кроме того, данные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую оценку и были обоснованно им отклонены.
Арбитражный суд Волгоградской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 мая 2015 года по делу N А12-2484/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2015 N 12АП-6656/2015 ПО ДЕЛУ N А12-2484/2015
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2015 г. по делу N А12-2484/2015
Резолютивная часть постановления объявлена "31" августа 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройРезерв", г. Астрахань
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 мая 2015 года по делу N А12-2484/2015 (судья Репникова В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройРезерв", г. Астрахань (ИНН 7705787510, ОГРН 5077746614116)
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (ИНН 3435111400, ОГРН 1043400122226)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
- без участия в судебном заседании представителей сторон;
- установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "СтройРезерв" (далее - ООО "СтройРезерв", заявитель, общество, налогоплательщик) с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (далее - ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области, налоговый орган, инспекция) N 2466 от 24 сентября 2014 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме 221 211 руб., пени по земельному налогу в сумме 4439,52 рублей, штрафа по земельному налогу в сумме 15 465,80 рублей.
Решением суда первой инстанции от 22 мая 2015 года по делу N А12-2484/2015 в удовлетворении требований налогоплательщика было отказано.
ООО "СтройРезерв", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в ней, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат: земельный участок по адресу: г. Волжский, ул. Автодорога N 7, 23Н, площадью 5650 кв. м, с кадастровым номером 34:35:020203:197, земельный участок по адресу: г. Волжский, ул. Пушкина, 35Г/1, площадью 1197 кв. м, с кадастровым номером 34:35:030117:158.
ООО "СтройРезерв" представило в ИФНС России по г. Волжскому уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой исчислило налог в сумме 73 344 рублей, в том числе:
- по земельному участку с кадастровым номером 34:35:020203:197-65400 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка 4 360 000 рублей, установленной решением арбитражного суда Волгоградской области от 16 января 2014 года по делу N А12-22962/2013,
- по земельному участку с кадастровым номером 34:35:030117:158-7944 рублей исходя из кадастровой стоимости земельного участка 2 270 000 рублей, установленной решением арбитражного суда Волгоградской области от 27 декабря 2013 года по делу N А12-23546/2013.
ИФНС России по г. Волжскому проведена камеральная проверка налоговой декларации, в результате которой установлено, что по состоянию на 1 января 2013 года кадастровая стоимость земельного участка 34:35:020203:197 составляла 17 954 457 рублей, кадастровая стоимость земельного участка 34:35:030117:158 составляла 10 120 024,53 рублей, в связи с чем исчислен земельный налог в размере 304 734 рублей, в том числе по земельному участку 34:35:020203:197-269 317 рублей, по земельному участку 34:35:030117:158-35 417 рублей.
24.09.2014 принято решение N 2466 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс), за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 15 465 руб. 80 коп. Этим же решением ООО "СтройРезерв" доначислен земельный налог за 2013 год в размере 231 390 рублей (304 734-73 344), начислены пени по земельному налогу в размере 4439,52 рублей.
Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области. Решением управления от 27.11.2014 N 956 решение инспекции от 24.09.2014 N 2466 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика без удовлетворения.
Общество, полагая, что решение инспекции является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Доводы апелляционной жалобы налогоплательщика основаны на том, что измененная кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 34:35:030117:158 может быть применена только со следующего налогового периода, то есть с 1 января 2014 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:35:020203:197 должна применяться кадастровая стоимость, установленная решением арбитражного суда Волгоградской области от 16 января 2014 года по делу N А12-22962/2013, кроме того, налогоплательщик считает, что ему неправомерно были начислены соответствующие пени и штрафы.
Данные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного пользования) или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок ее проведения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Волгоградской области утверждены постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 г. N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области".
В силу пункта 4 указанного постановления, оно вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Постановление N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" было опубликовано в газете "Волгоградская правда" 30.11.2012 г.
Пунктом 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Как следует из пункта 5 этой же статьи, положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6.1 НК РФ срок начинает течь на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым оно (начало) определено. При этом срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока (пункт 5 статьи 6.1 НК РФ).
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 НК РФ).
Постановление N 1130 было опубликовано 30.11.2012 г., следовательно, с учетом положений статьи 5 и статьи 6.1. НК РФ, течение срока вступления его в законную силу начинается с 01.12.2012 г. и заканчивается 30.12.2012 года, а не 09.01.2013 года как указал заявитель.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.2013 г. N 99 говорится, если дата, которой определено начало течения процессуального срока в один месяц, - 25 декабря 2012 года, то течение этого срока началось 26 декабря 2012 года, днем его окончание является 25 января 2013 года.
В соответствии с изложенным, Постановление N 1130 вступило в законную силу 30 декабря 2012 г. Поскольку налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, то, в соответствии с изменениями кадастровая стоимость земельных участков применяется с нового налогового периода, т.е. с 01 января 2013 г.
При исчислении земельного налога за 2013 года заявитель использовал кадастровую стоимость в размере, установленную Постановлением Главы администрации Волгоградской области N 779 от 03.08.2005 г. Однако, в спорный период (за 2013 год) указанное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Губернатора Волгоградской области N 1130 от 20.11.2012 г.
Таким образом, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и для целей налогообложения она не может изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1130, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2013 г.
Довод апелляционной жалобы о вступлении Постановления N 1130 в законную силу 09 января 2013 года в связи с тем, что с 30 декабря 2012 года по 8 января 2013 года были выходные дни, судебная коллегия считает необоснованным.
Процессуальный срок - это установленный законом период или момент времени для совершения участниками налоговых правоотношений определенных действий, реализации субъективных прав и исполнения обязанностей.
Однако сроки вступления в законную силу нормативных актов, установленных ст. 5 НК РФ, не являются процессуальными, так как в течение данных сроков не предполагается совершение участниками налоговых правоотношений каких-либо действий по реализации прав или исполнению обязанностей. То есть, применительно к вступлению в законную силу нормативных актов не имеет значение то, что последний день срока является нерабочим днем.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что при исчислении земельного налога за 2013 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:35:030117:158 налогоплательщиком необоснованно было применено постановлением Главы администрации Волгоградской области N 779 от 03.08.2005 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области", в размере 5 178 545,19 рублей.
Также отклоняется судебной коллегией довод апелляционной жалобы о необоснованном неприменении судам первой инстанции к земельному участку с кадастровым номером 34:35:020203:197 при исчислении земельного налога за 2013 год, кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Волгоградской области.
По мнению заявителя, данным решением установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка равная рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г., в связи с чем, земельный налог за 2013 год подлежит уплате исходя из кадастровой стоимости в размере 4 360 000 руб.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что решение арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-22962/2013 вынесено 16 января 2014 года и не может распространяться на предыдущий налоговый период - 2013 год. В решении отсутствует указание на применение новой кадастровой стоимости с 1 января 2013 года либо с более раннего периода, следовательно, кадастровая стоимость установлена на дату принятия судебного акта.
Применение кадастровой стоимости равной рыночной для определения налоговой базы при исчислении земельного налога, возможно только с начала нового налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
Также был предметом рассмотрения суда первой инстанции и отражен в апелляционной жалобе довод налогоплательщика о неправомерном привлечении общества к ответственности и начислений пени и штрафа. Судебная коллегия приходит к выводу, что данный довод необоснован ввиду следующего.
По результатам проведенной проверки декларации по земельному налогу за 2013 год ООО "СтройРезерв", установлено нарушение ст. 391 НК РФ, выразившееся в неверном исчислении налога.
Пункт 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации определяет пеню как установленную данной статьей денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Таким образом, налогоплательщик правомерно был привлечен к ответственности и ему начислены пени и штраф.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судебная коллегия не принимает в качестве обстоятельств, освобождающих налогоплательщика от начисления пени и от налоговой ответственности, кроме того, данные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую оценку и были обоснованно им отклонены.
Арбитражный суд Волгоградской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 мая 2015 года по делу N А12-2484/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)