Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей Цымбаренко И.Б., Свиридов В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Муравьевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13
апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2014 по делу N А40-49616/13, судьи Иевлева П.А. (9-499)
по заявлению ОАО "Моссельмаш" (ОГРН 1027700317501, адрес: 125413, город Москва, улица Солнечногорская, д. 4)
к 1) Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, адрес: 107078, г. Москва, Орликов пер., 10, стр. 1);
2) Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, юр. адрес: 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
3-и лица: 1) Управление Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822, адрес: 115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, 15), 2) Правительство Москвы (адрес: 125032, Москва, ул. Тверская, д. 13), 3) Департамент городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, юр. адрес: 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20), 4) Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 12А); 5) ОАО "Городской кадастр" (ОГРН 1027739738729; адрес: 127006, Москва, ул. Долгоруковская, д. 35).
об установлении кадастровой стоимости и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости
при участии:
- от заявителя: Боярская Ю.С. по дов. от 8.01.2013;
- от ответчиков: не явился, извещен;
- от третьих лиц не явился, извещен.
установил:
ОАО "Моссельмаш" обратилось с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64, установленную по состоянию на 01.01.2012 и применяемую в целях определения размера арендной платы с 01.01.2013, равной ее рыночной стоимости в размере 8 470 226 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости - 1 812,98 рублей за 1 кв. м; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, установленную по состоянию на 01.01.2012 и применяемую в целях определения размера земельного налога с 01.01.2013, равной ее рыночной стоимости в размере 157 791 243 рубля с удельным показателем кадастровой стоимости - 2 845,90 рублей за 1 кв. м; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 01.01.2013 по 31.12.2013 сведения о кадастровой стоимости посредством их замены: с 41 222 364,16 рублей на 8 470 226 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости 1 812,98 рублей за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:64; с 488 321 312,98 рублей на 157 791 243 рубля с удельным показателем кадастровой стоимости 2 845,90 рублей за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:67.; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64, установленную по состоянию на 01.01.2013 и применяемую в целях определения размера арендной платы с 01.01.2014, равной ее рыночной стоимости в размере 9 029 758 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости - 1 932,74 рублей за 1 кв. м; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, установленную по состоянию на 01.01.2013 и применяемую в целях определения размера земельного налога с 01.01.2014, равной ее рыночной стоимости в размере 172 034 763 рубля с удельным показателем кадастровой стоимости - 3 102,79 рублей за 1 кв. м; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 01.01.2014 сведения о кадастровой стоимости посредством их замены: с 45 795 691,52 рубля на 9 029 758 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости 1 932,74 рублей за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:64; с 552 889 454,5 рублей на 172 034 763 рубля с удельным показателем кадастровой стоимости 3 102,79 рублей за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:67.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, Правительство Москвы, Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, открытое акционерное общество "Городской кадастр".
Решением суда от 14.07.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014, иск удовлетворен частично. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, равной его рыночной в размере 172 034 763 руб. и обязал кадастровую палату внести изменения в Государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 172 034 763 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа 03.02.2015 решение Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2014 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 отменено в части отказа в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 по состоянию на 01.01.2013, равной рыночной, и обязания Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2015 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 равной ее рыночной стоимости в размере 8 470 226 руб. На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" судом возложена обязанность внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 в размере 8 470 226 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы подали апелляционную жалобу, в которой просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование этого указывается, что Департамент не является надлежащим ответчиком в рассматриваемом споре, поскольку не имеет полномочий по ведению ГКН, не могут быть также возложены на него обязанности по передаче сведений о кадастровой стоимости земельного участка в орган государственного кадастрового учета. Судом первой инстанции при принятии оспариваемых судебных актов не применен закон, подлежащий применению, а именно, ст. 24.19 Закона об оценке. Представленный истцом отчет, не может быть признан судами достоверным доказательством действительной рыночной стоимости.
Суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 по адресу г. Москва, ул. Солнечногорская, вл. 4, предоставленным для эксплуатации зданий и сооружений завода в производственных целях.
Также обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001015:67 по адресу г. Москва, ул. Солнечногорская, вл. 4.
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по состоянию на 01.01.2012 была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 41 222 364 руб. 16 коп.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков не соответствует рыночной, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Статьей 24.19 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, действующее на момент возникновения спорных правоотношений законодательство позволяло юридическим лицам оспаривать в арбитражном суде результаты определения кадастровой стоимости в случае затрагивания такими результатами прав и обязанностей юридического лица.
Общество является арендатором земельного участка. Согласно постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП арендная плата в г. Москве исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется в соответствии Законом об оценочной деятельности.
Обращаясь в суд с настоящим иском, общество преследовало цель защиты своего права как арендатора земельного участка, поскольку размер подлежащих уплате арендных платежей поставлен законодательным актом города Москвы в зависимость от кадастровой стоимости.
Таким образом, возможность оспаривания в судебном порядке результатов определения кадастровой стоимости арендатором земельного участка согласуется с положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 66 ЗК РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по состоянию на 01.01.2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 41 222 364 руб. 16 коп.
Заявителем в материалы дела представлен отчет ООО "НОК "Профит Лайн" от 20.03.2013 N 02-ОЦ-13 рыночная стоимость спорного земельного участка не соответствует его кадастровой стоимости, рассчитанной исходя из установленных Постановлением N 670-ПП удельных показателей кадастровой стоимости, что является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Установленная в отчете оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составляет 8 470 226 руб. и ответчиками по существу не оспаривается.
Как верно указано в решении суда первой инстанции, сравнение рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком, свидетельствует о том, что рыночная стоимость в 5 раз меньше его кадастровой стоимости, установленной на основании Постановления N 670-ПП.
Наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, установленной в отчете, обусловлено тем, что при определении кадастровой стоимости применяется метод массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного земельного участка.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость спорного земельного участка определялась экспертом по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (01.01.2012), что соответствует правовой позиции ВАС РФ, сформулированной в Постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11.
Оценив представленный отчет, суд первой инстанции во исполнение указаний суда кассационной инстанции, сделал правильный вывод о том, что данный документ составлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, при этом правовых оснований для непринятия рыночной стоимости спорного земельного участка, установленной экспертным заключением, у суда не имеется.
Какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии отчета требованиям закона, стандартам оценки ответчиками и третьими лицами по делу суду не приведены.
Таким образом, заявленные ОАО "Моссельмаш" требования, направленные на установление рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую установлена его кадастровая стоимость (01.01.2012), правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Как следует из правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" указанные полномочия возложены на учреждение "Федеральная кадастровая палата", в связи с чем надлежащим ответчиком по требованию об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость является ФГБУ "ФКП Росреестра".
С учетом изложенного, в качестве восстановления нарушенного права судом первой инстанции правомерно обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 в размере 8 470 226 руб.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, установленная настоящим решением стоимость земельного участка подлежит применению с 01.01.2013. Введение с 01.01.2015 новой кадастровой стоимости (по состоянию на 01.01.2014) не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2014 по делу N А40-49616/13, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
С.Л.ЗАХАРОВ
Судьи
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
В.А.СВИРИДОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2015 N 09АП-27735/2015 ПО ДЕЛУ N А40-49616/13
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2015 г. N 09АП-27735/2015
Дело N А40-49616/13
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей Цымбаренко И.Б., Свиридов В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Муравьевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13
апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2014 по делу N А40-49616/13, судьи Иевлева П.А. (9-499)
по заявлению ОАО "Моссельмаш" (ОГРН 1027700317501, адрес: 125413, город Москва, улица Солнечногорская, д. 4)
к 1) Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, адрес: 107078, г. Москва, Орликов пер., 10, стр. 1);
2) Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, юр. адрес: 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
3-и лица: 1) Управление Федеральной государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746680822, адрес: 115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, 15), 2) Правительство Москвы (адрес: 125032, Москва, ул. Тверская, д. 13), 3) Департамент городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, юр. адрес: 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20), 4) Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 12А); 5) ОАО "Городской кадастр" (ОГРН 1027739738729; адрес: 127006, Москва, ул. Долгоруковская, д. 35).
об установлении кадастровой стоимости и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости
при участии:
- от заявителя: Боярская Ю.С. по дов. от 8.01.2013;
- от ответчиков: не явился, извещен;
- от третьих лиц не явился, извещен.
установил:
ОАО "Моссельмаш" обратилось с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64, установленную по состоянию на 01.01.2012 и применяемую в целях определения размера арендной платы с 01.01.2013, равной ее рыночной стоимости в размере 8 470 226 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости - 1 812,98 рублей за 1 кв. м; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, установленную по состоянию на 01.01.2012 и применяемую в целях определения размера земельного налога с 01.01.2013, равной ее рыночной стоимости в размере 157 791 243 рубля с удельным показателем кадастровой стоимости - 2 845,90 рублей за 1 кв. м; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 01.01.2013 по 31.12.2013 сведения о кадастровой стоимости посредством их замены: с 41 222 364,16 рублей на 8 470 226 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости 1 812,98 рублей за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:64; с 488 321 312,98 рублей на 157 791 243 рубля с удельным показателем кадастровой стоимости 2 845,90 рублей за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:67.; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64, установленную по состоянию на 01.01.2013 и применяемую в целях определения размера арендной платы с 01.01.2014, равной ее рыночной стоимости в размере 9 029 758 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости - 1 932,74 рублей за 1 кв. м; о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, установленную по состоянию на 01.01.2013 и применяемую в целях определения размера земельного налога с 01.01.2014, равной ее рыночной стоимости в размере 172 034 763 рубля с удельным показателем кадастровой стоимости - 3 102,79 рублей за 1 кв. м; об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 01.01.2014 сведения о кадастровой стоимости посредством их замены: с 45 795 691,52 рубля на 9 029 758 рублей с удельным показателем кадастровой стоимости 1 932,74 рублей за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:64; с 552 889 454,5 рублей на 172 034 763 рубля с удельным показателем кадастровой стоимости 3 102,79 рублей за 1 кв. м по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0001015:67.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, Правительство Москвы, Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, открытое акционерное общество "Городской кадастр".
Решением суда от 14.07.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014, иск удовлетворен частично. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67, равной его рыночной в размере 172 034 763 руб. и обязал кадастровую палату внести изменения в Государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 172 034 763 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа 03.02.2015 решение Арбитражного суда города Москвы от 14.07.2014 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 отменено в части отказа в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 по состоянию на 01.01.2013, равной рыночной, и обязания Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2015 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 равной ее рыночной стоимости в размере 8 470 226 руб. На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" судом возложена обязанность внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 в размере 8 470 226 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы подали апелляционную жалобу, в которой просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование этого указывается, что Департамент не является надлежащим ответчиком в рассматриваемом споре, поскольку не имеет полномочий по ведению ГКН, не могут быть также возложены на него обязанности по передаче сведений о кадастровой стоимости земельного участка в орган государственного кадастрового учета. Судом первой инстанции при принятии оспариваемых судебных актов не применен закон, подлежащий применению, а именно, ст. 24.19 Закона об оценке. Представленный истцом отчет, не может быть признан судами достоверным доказательством действительной рыночной стоимости.
Суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 по адресу г. Москва, ул. Солнечногорская, вл. 4, предоставленным для эксплуатации зданий и сооружений завода в производственных целях.
Также обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001015:67 по адресу г. Москва, ул. Солнечногорская, вл. 4.
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по состоянию на 01.01.2012 была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 41 222 364 руб. 16 коп.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков не соответствует рыночной, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Статьей 24.19 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, действующее на момент возникновения спорных правоотношений законодательство позволяло юридическим лицам оспаривать в арбитражном суде результаты определения кадастровой стоимости в случае затрагивания такими результатами прав и обязанностей юридического лица.
Общество является арендатором земельного участка. Согласно постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП арендная плата в г. Москве исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется в соответствии Законом об оценочной деятельности.
Обращаясь в суд с настоящим иском, общество преследовало цель защиты своего права как арендатора земельного участка, поскольку размер подлежащих уплате арендных платежей поставлен законодательным актом города Москвы в зависимость от кадастровой стоимости.
Таким образом, возможность оспаривания в судебном порядке результатов определения кадастровой стоимости арендатором земельного участка согласуется с положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 66 ЗК РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по состоянию на 01.01.2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 41 222 364 руб. 16 коп.
Заявителем в материалы дела представлен отчет ООО "НОК "Профит Лайн" от 20.03.2013 N 02-ОЦ-13 рыночная стоимость спорного земельного участка не соответствует его кадастровой стоимости, рассчитанной исходя из установленных Постановлением N 670-ПП удельных показателей кадастровой стоимости, что является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Установленная в отчете оценщика рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составляет 8 470 226 руб. и ответчиками по существу не оспаривается.
Как верно указано в решении суда первой инстанции, сравнение рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком, свидетельствует о том, что рыночная стоимость в 5 раз меньше его кадастровой стоимости, установленной на основании Постановления N 670-ПП.
Наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, установленной в отчете, обусловлено тем, что при определении кадастровой стоимости применяется метод массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного земельного участка.
В рассматриваемом случае рыночная стоимость спорного земельного участка определялась экспертом по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости (01.01.2012), что соответствует правовой позиции ВАС РФ, сформулированной в Постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11.
Оценив представленный отчет, суд первой инстанции во исполнение указаний суда кассационной инстанции, сделал правильный вывод о том, что данный документ составлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, при этом правовых оснований для непринятия рыночной стоимости спорного земельного участка, установленной экспертным заключением, у суда не имеется.
Какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии отчета требованиям закона, стандартам оценки ответчиками и третьими лицами по делу суду не приведены.
Таким образом, заявленные ОАО "Моссельмаш" требования, направленные на установление рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую установлена его кадастровая стоимость (01.01.2012), правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Как следует из правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" указанные полномочия возложены на учреждение "Федеральная кадастровая палата", в связи с чем надлежащим ответчиком по требованию об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость является ФГБУ "ФКП Росреестра".
С учетом изложенного, в качестве восстановления нарушенного права судом первой инстанции правомерно обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 в размере 8 470 226 руб.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, установленная настоящим решением стоимость земельного участка подлежит применению с 01.01.2013. Введение с 01.01.2015 новой кадастровой стоимости (по состоянию на 01.01.2014) не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2014 по делу N А40-49616/13, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
С.Л.ЗАХАРОВ
Судьи
И.Б.ЦЫМБАРЕНКО
В.А.СВИРИДОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)