Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что из налоговых уведомлений ей стало известно, что кадастровая стоимость земельного участка установлена в налоговом периоде 2012 и 2013 года, кадастровая стоимость является основанием для определения размера земельного налога, который она уплатить не может.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Борисовой Л.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мироновой А.А. к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе заявителя на решение Верховного суда Республики Татарстан от 02 декабря 2014 г. об отказе в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан Хусаиновой Д.Р. и Исламгалиевой Г.Р., возражавших против отмены судебного акта, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Миронова А.А. обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: Республика <...> г. <...>, в размере, равном его рыночной стоимости, - <...> рубля.
В обоснование заявления указала, что в соответствии с решением суда от 02 июня 2011 г. за ней признано право на 1/2 доли данного участка, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав с выдачей свидетельства от 28 апреля 2012 г. N <...>. Из поступивших на ее имя налоговых уведомлений стало известно, что кадастровая стоимость земельного участка установлена и в налоговом периоде 2012 года и в налоговом периоде 2013 года - <...> рубля. Кадастровая стоимость является основанием для определения размера земельного налога, который за 8 месяцев 2012 года составил <...> рубля, а за 2013 год - <...> рублей и который надлежит уплатить до 17 ноября текущего года. Уплатить указанный налог она не может, так как размер ее пенсии составляет <...> рубля в месяц, а продать земельный участок пока не удается.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Кабинет министров Республики Татарстан, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан, а также граждане Миронов Л.Н., Лаврентьева Л.Н., Миронов Ю.Н.
Верховным Судом Республики Татарстан постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и о принятии нового судебного акта просит в апелляционной жалобе Миронова А.А., полагая, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.
Суд, отказывая в удовлетворении заявлении, исходил из вывода о том, что рыночная стоимость объекта недвижимости определена на иную, нежели государственная кадастровая оценка земельного участка, дату. В отношении оспариваемого земельного участка Миронова А.А. утратила статус правообладателя, участка как единого объекта недвижимости не имеется, он снят с кадастрового учета с присвоением статуса "архивный".
Указанный вывод суда основан на анализе действующего законодательства, подтверждается материалами дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является в том числе земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пп. 1, 2 и 5).
Статьей 66 ЗК РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона).
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: Республика <...> муниципальный район, г. З., ул. <...> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание здания кузницы и растворобетонного узла, а также прилегающей территории, поставлен на кадастровый учет в 2005 году.
28 апреля 2012 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Мироновой А.А зарегистрировано право общей долевой собственности на этот участок, а именно 1/2 доли в праве.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2010 г. в соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", введенным в действие с 01 января 2011 г., и составила <...> рубля.
Рыночная стоимость указанного участка в размере <...> рубля установлена по состоянию на 13 августа 2013 г. на основании отчета общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-консультационный центр "КапиталЪ". Дата такой оценки избрана по настоятельному требованию заявителя.
В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на 01 декабря 2014 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером <...>.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с этим кадастровым номером прекратил свое существование в связи с образованием новых земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...> и 04 марта 2014 г. снят с кадастрового учета с присвоением ему статуса "архивный".
Исходя из действующего законодательства архивные земельные участки не подлежат налогообложению и внесение изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка путем указания ее равной рыночной стоимости в таком случае не предусмотрено.
Поскольку оспариваемый земельный участок прекратил свое существование в качестве единого объекта недвижимости, снят с государственного учета и в отношении его заявитель утратила статус правообладателя, внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого земельного участка прав заявителя не нарушает.
Таким образом, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Судебная коллегия не имеет оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы Мироновой А.А.
Мнение заявителя о возможности применения установленной решением суда рыночной стоимости земельного участка к отношениям по уплате земельного налога за прошлое время, в частности за 2012 и 2013 годы, является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
В силу ст. 24.20 Закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости за исключением определенных законом случаев.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Также нельзя согласиться с утверждением в апелляционной жалобе Мироновой А.А. о том, что государство должно ежегодно устанавливать кадастровую стоимость земельного участка.
Этот вопрос регламентирован статьей 24.12 Закона, согласно которой государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Приведенное положение является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для иных лиц и суда.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Татарстан от 02 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мироновой А.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 25.03.2015 N 11-АПГ5-2
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что из налоговых уведомлений ей стало известно, что кадастровая стоимость земельного участка установлена в налоговом периоде 2012 и 2013 года, кадастровая стоимость является основанием для определения размера земельного налога, который она уплатить не может.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. N 11-АПГ5-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Борисовой Л.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мироновой А.А. к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе заявителя на решение Верховного суда Республики Татарстан от 02 декабря 2014 г. об отказе в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан Хусаиновой Д.Р. и Исламгалиевой Г.Р., возражавших против отмены судебного акта, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Миронова А.А. обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: Республика <...> г. <...>, в размере, равном его рыночной стоимости, - <...> рубля.
В обоснование заявления указала, что в соответствии с решением суда от 02 июня 2011 г. за ней признано право на 1/2 доли данного участка, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав с выдачей свидетельства от 28 апреля 2012 г. N <...>. Из поступивших на ее имя налоговых уведомлений стало известно, что кадастровая стоимость земельного участка установлена и в налоговом периоде 2012 года и в налоговом периоде 2013 года - <...> рубля. Кадастровая стоимость является основанием для определения размера земельного налога, который за 8 месяцев 2012 года составил <...> рубля, а за 2013 год - <...> рублей и который надлежит уплатить до 17 ноября текущего года. Уплатить указанный налог она не может, так как размер ее пенсии составляет <...> рубля в месяц, а продать земельный участок пока не удается.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Кабинет министров Республики Татарстан, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан, а также граждане Миронов Л.Н., Лаврентьева Л.Н., Миронов Ю.Н.
Верховным Судом Республики Татарстан постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и о принятии нового судебного акта просит в апелляционной жалобе Миронова А.А., полагая, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.
Суд, отказывая в удовлетворении заявлении, исходил из вывода о том, что рыночная стоимость объекта недвижимости определена на иную, нежели государственная кадастровая оценка земельного участка, дату. В отношении оспариваемого земельного участка Миронова А.А. утратила статус правообладателя, участка как единого объекта недвижимости не имеется, он снят с кадастрового учета с присвоением статуса "архивный".
Указанный вывод суда основан на анализе действующего законодательства, подтверждается материалами дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является в том числе земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пп. 1, 2 и 5).
Статьей 66 ЗК РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Закона за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона).
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: Республика <...> муниципальный район, г. З., ул. <...> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание здания кузницы и растворобетонного узла, а также прилегающей территории, поставлен на кадастровый учет в 2005 году.
28 апреля 2012 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Мироновой А.А зарегистрировано право общей долевой собственности на этот участок, а именно 1/2 доли в праве.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2010 г. в соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", введенным в действие с 01 января 2011 г., и составила <...> рубля.
Рыночная стоимость указанного участка в размере <...> рубля установлена по состоянию на 13 августа 2013 г. на основании отчета общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-консультационный центр "КапиталЪ". Дата такой оценки избрана по настоятельному требованию заявителя.
В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на 01 декабря 2014 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером <...>.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с этим кадастровым номером прекратил свое существование в связи с образованием новых земельных участков с кадастровыми номерами <...>, <...> и 04 марта 2014 г. снят с кадастрового учета с присвоением ему статуса "архивный".
Исходя из действующего законодательства архивные земельные участки не подлежат налогообложению и внесение изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка путем указания ее равной рыночной стоимости в таком случае не предусмотрено.
Поскольку оспариваемый земельный участок прекратил свое существование в качестве единого объекта недвижимости, снят с государственного учета и в отношении его заявитель утратила статус правообладателя, внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого земельного участка прав заявителя не нарушает.
Таким образом, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Судебная коллегия не имеет оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы Мироновой А.А.
Мнение заявителя о возможности применения установленной решением суда рыночной стоимости земельного участка к отношениям по уплате земельного налога за прошлое время, в частности за 2012 и 2013 годы, является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
В силу ст. 24.20 Закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости за исключением определенных законом случаев.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Также нельзя согласиться с утверждением в апелляционной жалобе Мироновой А.А. о том, что государство должно ежегодно устанавливать кадастровую стоимость земельного участка.
Этот вопрос регламентирован статьей 24.12 Закона, согласно которой государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Приведенное положение является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для иных лиц и суда.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Татарстан от 02 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мироновой А.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)