Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.
судей: Буяновой Н.В., Коротыгиной Н.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Балакирев К.В. по дов. N 12-07/023-342 от 19.08.2013
от заинтересованного лица: Голохвастов М.В. по дов. от 10.04.2014 N 04-24/00496
рассмотрев 28 мая 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области
на решение от 20 ноября 2013 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кудрявцевой Е.И.,
на постановление от 19 февраля 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Коротковой Е.Н., Огурцовым Н.А.
по заявлению Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" (ОГРН 1027700302420)
о признании недействительным решения в части
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Московской области (ОГРН 1045012250029)
установил:
ОАО "Мосэнерго" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 24.06.2013 N 4567/2323/10 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения восстановить земельный налог в сумме 5 737 630 руб. за 1 квартал 2010 года, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.11.2013, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014, требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального и процессуального права, и в удовлетворении требований ОАО "Мосэнерго" отказать.
ОАО "Мосэнерго" представлен письменный отзыв на кассационную жалобу, против приобщения которого представитель инспекции не возражал.
Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить письменный отзыв к материалам дела.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Представитель общества возражал против отмены судебных актов по изложенным в них и письменном отзыве на жалобу основаниям.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит ее подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Судами установлено, что ОАО "Мосэнерго" представило в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 1 квартал 2010 г. по земельным участкам, в том числе, с кадастровыми номерами 50:64:0010101:0001, 50:64:0010105:0005, 50:64:0010206:0002 и 50:64:0010206:0003.
В 2010 г. заявителем для определения налоговой базы по земельному налогу использовалась кадастровая стоимость данных земельных участков равная 71 477 357 руб., 3 003 800 684 руб., 3 290 113 руб. и 208 800 руб. соответственно.
В связи с проведением в Московской области государственной кадастровой оценки земельных участков п. 1.1 распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ (далее - распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
По данным проведенной оценки кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:64:0010101:0001, 50:64:0010105:0005, 50:64:0010206:0002 и 50:64:0010206:0003 составила 84 954 087 руб., 1 456 873 960 руб., 6 501 802 руб., 412 622 руб. соответственно.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010 привело к изменению налоговой базы по земельному налогу, общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 1 квартал 2010 г., уменьшив подлежащую уплате сумму налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010105:0005 пропорционально уменьшению его кадастровой стоимости на 5 800 976 руб. и увеличив сумму налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:64:0010101:0001, 50:64:0010206:0002 и 50:64:0010206:0003 пропорционально увеличению их кадастровой стоимости в общей сумме 63 346 руб. (50 538 руб. + 12 044 руб. + 764 руб.).
Таким образом, сумма излишне уплаченного земельного налога за 1 квартал 2010 г. составила 5 737 630 руб. (5 800 976 руб. - 63 346 руб.).
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2010 года, в ходе которых установлено неправомерное применение заявителем результатов оценки, утвержденных Распоряжением от 25.11.2011 N 236-РМ.
По результатам камеральной проверки составлен акт и принято оспариваемое решение об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности, которым ОАО "Мосэнерго", в том числе, предложено восстановить земельный налог в сумме 5 737 630 руб.
Решением УФНС России по Московской области от 16.08.2013 N 07-12/45043 решение инспекции оставлено без изменения и утверждено, что послужило основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суды двух инстанций руководствовались положениями ст. ст. 389, 390 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1.1 распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ, и исходили из того, что вновь утвержденные нормативно-правовым актом уполномоченного государственного органа результаты государственной кадастровой оценки земель, которыми изменена (в том числе уменьшена) кадастровая стоимость земельных участков за прошлые налоговые периоды, применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, поскольку улучшают положение налогоплательщика (п. п. 4 и 5 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом суды посчитали, что указание в п. 1.1 распоряжения на дату 01.01.2010 означает дату, начиная с которой применяется уточненная оценка кадастровой стоимости земельного участка.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов ошибочными, поскольку распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ не содержит прямого указания на то, что его положения распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2011, как того требует действующее законодательство.
В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Поскольку распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ не содержит прямого положения о его распространении на предыдущие периоды, то в данном случае действует общее правило, предусмотренное п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей в спорном периоде, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 3 ст. 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (ст. 393 Кодекса). Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
С учетом вышеизложенного, поскольку Распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" было опубликовано 30.11.2011, то для целей налогообложения оно действует с 01.01.2012.
Следовательно, при перерасчете земельного налога за 1 квартал 2010 года у общества отсутствовали правовые основания для применения распоряжения от 25.11.2011 N 236-РМ, не действующего в указанный налоговый (отчетный) период.
Данная позиция согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 26.07.2011 N 2647/11.
При таких обстоятельствах выводы судов об удовлетворении требований ОАО "Мосэнерго" являются ошибочными.
Поскольку судами установлены все фактические обстоятельства дела и дополнительного исследования доказательств не требуется, но неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия кассационной инстанции полагает возможным в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20 ноября 2013 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2014 года по делу N А41-52472/13 отменить.
В удовлетворении требования ОАО "Мосэнерго" отказать.
Председательствующий судья
О.В.ДУДКИНА
Судьи
Н.В.БУЯНОВА
Н.В.КОРОТЫГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 30.05.2014 N Ф05-5123/14 ПО ДЕЛУ N А41-52472/13
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2014 г. по делу N А41-52472/13
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.
судей: Буяновой Н.В., Коротыгиной Н.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Балакирев К.В. по дов. N 12-07/023-342 от 19.08.2013
от заинтересованного лица: Голохвастов М.В. по дов. от 10.04.2014 N 04-24/00496
рассмотрев 28 мая 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области
на решение от 20 ноября 2013 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кудрявцевой Е.И.,
на постановление от 19 февраля 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Коротковой Е.Н., Огурцовым Н.А.
по заявлению Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" (ОГРН 1027700302420)
о признании недействительным решения в части
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Московской области (ОГРН 1045012250029)
установил:
ОАО "Мосэнерго" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 24.06.2013 N 4567/2323/10 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения восстановить земельный налог в сумме 5 737 630 руб. за 1 квартал 2010 года, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.11.2013, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014, требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального и процессуального права, и в удовлетворении требований ОАО "Мосэнерго" отказать.
ОАО "Мосэнерго" представлен письменный отзыв на кассационную жалобу, против приобщения которого представитель инспекции не возражал.
Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить письменный отзыв к материалам дела.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Представитель общества возражал против отмены судебных актов по изложенным в них и письменном отзыве на жалобу основаниям.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит ее подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Судами установлено, что ОАО "Мосэнерго" представило в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 1 квартал 2010 г. по земельным участкам, в том числе, с кадастровыми номерами 50:64:0010101:0001, 50:64:0010105:0005, 50:64:0010206:0002 и 50:64:0010206:0003.
В 2010 г. заявителем для определения налоговой базы по земельному налогу использовалась кадастровая стоимость данных земельных участков равная 71 477 357 руб., 3 003 800 684 руб., 3 290 113 руб. и 208 800 руб. соответственно.
В связи с проведением в Московской области государственной кадастровой оценки земельных участков п. 1.1 распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ (далее - распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010.
По данным проведенной оценки кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:64:0010101:0001, 50:64:0010105:0005, 50:64:0010206:0002 и 50:64:0010206:0003 составила 84 954 087 руб., 1 456 873 960 руб., 6 501 802 руб., 412 622 руб. соответственно.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010 привело к изменению налоговой базы по земельному налогу, общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 1 квартал 2010 г., уменьшив подлежащую уплате сумму налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010105:0005 пропорционально уменьшению его кадастровой стоимости на 5 800 976 руб. и увеличив сумму налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:64:0010101:0001, 50:64:0010206:0002 и 50:64:0010206:0003 пропорционально увеличению их кадастровой стоимости в общей сумме 63 346 руб. (50 538 руб. + 12 044 руб. + 764 руб.).
Таким образом, сумма излишне уплаченного земельного налога за 1 квартал 2010 г. составила 5 737 630 руб. (5 800 976 руб. - 63 346 руб.).
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации за 1 квартал 2010 года, в ходе которых установлено неправомерное применение заявителем результатов оценки, утвержденных Распоряжением от 25.11.2011 N 236-РМ.
По результатам камеральной проверки составлен акт и принято оспариваемое решение об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности, которым ОАО "Мосэнерго", в том числе, предложено восстановить земельный налог в сумме 5 737 630 руб.
Решением УФНС России по Московской области от 16.08.2013 N 07-12/45043 решение инспекции оставлено без изменения и утверждено, что послужило основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление общества, суды двух инстанций руководствовались положениями ст. ст. 389, 390 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1.1 распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ, и исходили из того, что вновь утвержденные нормативно-правовым актом уполномоченного государственного органа результаты государственной кадастровой оценки земель, которыми изменена (в том числе уменьшена) кадастровая стоимость земельных участков за прошлые налоговые периоды, применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, поскольку улучшают положение налогоплательщика (п. п. 4 и 5 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом суды посчитали, что указание в п. 1.1 распоряжения на дату 01.01.2010 означает дату, начиная с которой применяется уточненная оценка кадастровой стоимости земельного участка.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов ошибочными, поскольку распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ не содержит прямого указания на то, что его положения распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2011, как того требует действующее законодательство.
В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Поскольку распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ не содержит прямого положения о его распространении на предыдущие периоды, то в данном случае действует общее правило, предусмотренное п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей в спорном периоде, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 3 ст. 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (ст. 393 Кодекса). Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
С учетом вышеизложенного, поскольку Распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" было опубликовано 30.11.2011, то для целей налогообложения оно действует с 01.01.2012.
Следовательно, при перерасчете земельного налога за 1 квартал 2010 года у общества отсутствовали правовые основания для применения распоряжения от 25.11.2011 N 236-РМ, не действующего в указанный налоговый (отчетный) период.
Данная позиция согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 26.07.2011 N 2647/11.
При таких обстоятельствах выводы судов об удовлетворении требований ОАО "Мосэнерго" являются ошибочными.
Поскольку судами установлены все фактические обстоятельства дела и дополнительного исследования доказательств не требуется, но неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия кассационной инстанции полагает возможным в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20 ноября 2013 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2014 года по делу N А41-52472/13 отменить.
В удовлетворении требования ОАО "Мосэнерго" отказать.
Председательствующий судья
О.В.ДУДКИНА
Судьи
Н.В.БУЯНОВА
Н.В.КОРОТЫГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)