Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 24.04.2014 ПО ДЕЛУ N А09-6112/2013

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2014 г. по делу N А09-6112/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года г. Калуга
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Ермакова М.Н.
судей Егорова Е.И., Радюгиной Е.А.
от ФГКУ УВО УМВД России по Брянской области 241050, г. Брянск, ул. Советская, д. 4б ОГРН 1123256015310 не явились, извещены надлежаще
от ИФНС России по г. Брянску 241037, г. Брянск, ул. Крахмалева д. 53 ОГРН 1133256000008 Медведковой И.А. - представитель, дов. от 11.01.13 г. N 6, Автушенко Г.Ф. - представитель, дов. от 11.01.13 г. N 6, Волконской М.К. - представитель, дов. от 29.07.13 г. б/н
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по г. Брянску на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.10.13 г. (судья В.А.Мишакин) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.13 г. (судьи О.А.Тиминская, Н.В.Еремичева, Н.В.Заикина) по делу N А09-6112/2013,

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области" (далее - Учреждение) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Брянску (далее - налоговый орган) от 21.03.13 г. N 37.
Налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании с Учреждения 115921612 руб. (в т.ч. по налогу на прибыль организаций в размере 93152814 руб., из них в федеральный бюджет - 9315281 руб., в бюджет субъекта РФ - 83837533 руб. и пени в общем размере 22768798 руб.), на основании решения от 21.03.13 г. N 37.
Определением от 08.10.13 г. оба дела объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера N А09-6112/2013.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.10.13 г. заявление Учреждения удовлетворено. В удовлетворении заявления налогового органа отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.13 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Учреждение в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей налогового органа, поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, оспариваемый ненормативный правовой акт принят по результатам выездной налоговой проверки (акт от 12.02.13 г. N 37). Основанием для начисления налога на прибыль за 2009 - 2011 годы явился вывод налогового органа о том, что Учреждение, являющееся плательщиком налога на прибыль организаций, за проверяемый период не исчисляло налог и не уплачивало его в бюджет.
Решением УФНС России по Брянской области от 28.06.13 г. решение налогового органа было оставлено в силе, после чего Учреждение обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения.
Налоговым органом в адрес Учреждения было направлено требование от 24.04.13 г. N 1478 об уплате начисленных сумм налога и пени, неисполнение Учреждением требования в установленный срок явилось основанием для обращения налогового органа в суд с иском о взыскании начисленных оспариваем решением сумм.
Разрешая заявленные сторонами требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью для российских организаций, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных по правилам главы 25 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению.
При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 7 ст. 274 НК РФ).
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся к категории неналоговых доходов бюджетов после уплаты предусмотренных законодательством налогов.
Поэтому полученные подразделениями вневедомственной охраны, наряду с доходами иных бюджетных организаций от осуществления ими коммерческой деятельности в рамках предоставленных полномочий по осуществлению такой деятельности, не являются средствами целевого финансирования, не учитываемыми в составе доходов для целей налогообложения на основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Данные доходы учитываются отдельно от средств целевого финансирования и подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общем порядке
Вместе с тем, как установлено судами, налоговый орган при принятии оспариваемого решения исходил из того, что все расходы Учреждения финансируются за счет средств федерального бюджета, поэтому в силу п. 2 ст. 321.1 НК РФ у него отсутствуют расходы, учитываемые для целей налогообложения, и налоговая база по налогу на прибыль равна выручке, полученной по договорам на оказание услуг по охране.
Однако, как правильно указали суды, такой подход противоречит правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.10.07 г. N 7657/07 и от 23.04.13 г. N 12527/12. Так, в данных постановлениях указано, что налоговый орган в ходе проверки должен был определить соотношение доходов от оказания услуг по охране в общем объеме полученного Учреждением финансирования и с учетом положений, предусмотренных абз. 3 п. 1 и п. 4 ст. 321.1 НК РФ, а также принципа пропорционального распределения расходов, закрепленного абз. 4 п. 1 ст. 272 и п. 3 ст. 321.1 НК РФ, определить налоговую базу по налогу на прибыль.
Неприменение указанных положений налогового законодательства влечет необоснованное исчисление налога на прибыль в сумме, не соответствующей действительному размеру налогового обязательства Учреждения.
При таких обстоятельствах оспариваемый ненормативный правовой акт налогового органа правомерно был признан судами недействительным.
Поскольку требования налогового органа о взыскании с Учреждения заявленных сумм налогов и пеней основывались на признанном недействительном решении от 21.03.13 г. N 37, суды обоснованно отказали налоговому органу в удовлетворении его требований.
Довод кассационной жалобы о том, что судами необоснованно не принят во внимание скорректированный расчет заявленных ко взысканию сумм, произведенный налоговым органом с учетом выявленных сумм доходов и расходов Учреждения, суд кассационной инстанции находит несостоятельным.
Обязанность по определению действительных налоговых обязательств налогоплательщика лежит на налоговом органе, но не в произвольном порядке, а в ходе установленных законом мероприятий налогового контроля. Предъявление в суд при рассмотрении спора о взыскании начисленных сумм налогов и пеней скорректированного расчета представляет попытку налогового органа устранить нарушение законодательства, допущенные им в ходе мероприятий налогового контроля, не предусмотренным законом способом.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушение судами норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 14 октября 2013 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2013 года по делу N А09-6112/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по г. Брянску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
М.Н.ЕРМАКОВ

Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Е.А.РАДЮГИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)