Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2014 ПО ДЕЛУ N А65-18166/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2014 г. по делу N А65-18166/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Беловой А.А.,
с участием:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан - до перерыва представителя Ахметовой А.А. (доверенность от 09.01.2014 г.), после перерыва представитель не явился, извещена,
от ОАО "Эдельвейс-Групп" - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 октября 2013 года по делу N А65-18166/2013 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению открытого акционерного общества "Эдельвейс-Групп" (ИНН 1659072129, ОГРН 1071690024823), Республика Татарстан, г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (ИНН 1654009437, ОГРН 1041625497209), Республика Татарстан, г. Казань,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения,

установил:

Открытое акционерное общество "Эдельвейс-Групп" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, Инспекция), при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, о признании недействительным решения N 2.13-09/2/1239 от 20.06.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 октября 2013 года заявление удовлетворено, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан N 2.13-09/2/1239 от 20.06.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, признано незаконным как не соответствующее Налоговому кодексу РФ. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан вменено в обязанность устранить нарушение прав ОАО "Эдельвейс Групп".
Не согласившись с принятым решением суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на то, что для целей исчисления земельного налога должна применяться кадастровая стоимость земельного участка на 01 января года, следующего за годом, в котором были внесены изменения в государственный кадастр недвижимости. Учитывая, что изменения в кадастр недвижимости в отношении спорного земельного участка внесены в 2012 году, Инспекция полагает, что измененную кадастровую стоимость следует применять с 01.01.2013 года.
В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу налогового органа, в котором общество просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Общество в судебное заседание не явилось, извещено.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан в судебное заседание также не явилось, извещено, отзыва на апелляционную жалобу не направило.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица, участвующего в деле, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 09 час. 10 мин 02.04.2014 до 09 час 30 мин 07.04.2014. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представитель налогового органа, присутствующий в судебном заседании до перерыва, был извещен о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает судебный акт подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежат земельные участки: с кадастровым номером 16:50:011724:2, расположенный по адресу: РТ, г. Казань, ул. Габдуллы Тукая, 97, с кадастровым номером 16:50:011724:27, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Габдуллы Тукая, 97.
29 января 2013 г. заявителем в налоговый орган была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с суммой к уплате в размере 1 194 435 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, установленной вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда РТ от 07.08.2012 по делу N А65-29628/2011, N А65-29629/2011. В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
Поскольку согласно данным, полученным налоговым органом от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации. Кадастра и картографии" по Республике Татарстан, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:2 по состоянию на 1 января 2012 года составила 147 829 418 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:27 по состоянию на 1 января 2012 года составила 136 224 358 руб., налоговый орган пришел к выводу о занижении обществом налоговой базы.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2012 году земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010, а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 29.04.2013 N 2.13-09/1-977.
На основании акта проверки и представленных обществом возражений, налоговым органом принято решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности N 2.13.09/2/1239 от 20.06.2013, которым обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 538 293 руб.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по Республике Татарстан. Решением от 29.07.2013 N 2.14-0-18/016499@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение ответчика оставлено без изменения и утверждено.
Считая, что решение ответчика нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в суд.
Признавая недействительным решение налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2012 год, исходя из рыночной стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102, а должен был руководствоваться вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.08.2012 по делам N А65-29628/2011, N А65-29629/2011 распространив их действие на налоговый период 2012 года.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции и полагает, что судом не было принято во внимание следующее.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка-либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В рассматриваемом деле судом установлено, что вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.08.2012 по делам N А65-29628/2011, N А65-29629/2011 установлена кадастровая стоимость соответственно для земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:27 в размере 89 734 000 руб., для земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:2 в размере 106 075 000 руб., с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решения суда по делам N А65-29628/2011, N А65-29629/2011 исполнены, кадастровая стоимость земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами в соответствии с решениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.08.2012 внесена в кадастр, как следует из материалов дела 15.11.2012.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:011724:27, 16:50:011724:2, принадлежащих Обществу, установленная решениями суда от 07.08.2012 года не подлежит применению при исчислении Обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2012 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (15.11.2012). До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12, постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2014 по делу А65-18164/2013.
Соответственно позиция суда первой инстанции о том, что кадастровая стоимость земельных участков, установленная решениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.08.2013 года может быть применена с начала налогового периода 2012 года, основан на неправильном применении норм материального права.
Также по изложенным выше основаниям не может быть принята во внимание и позиция налогового органа, изложенная в апелляционной жалобе, что для целей исчисления земельного налога должна применяться кадастровая стоимость земельного участка на 01 января года, следующего за годом, в котором были внесены изменения в государственный кадастр недвижимости и в данном случае, измененную кадастровую стоимость следует применять с 01.01.2013 года.
Судом апелляционной инстанции определением от 06.03.2014 предложено сторонам представить расчет земельного налога за 2012 г., с учетом применения измененной кадастровой стоимости спорных земельных участков с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан представлен расчет земельного налога, согласно которому сумма земельного налога за 2012 год по земельному участку с кадастровым номером 16:50:011724:2 составляет 880619 руб., по земельному участку с кадастровым номером 16:50:011724:27 составляет 807430 руб.
Проверив указанный расчет, суд апелляционной инстанции признает его верным.
При этом неверное указание в составляющих расчета ставки земельного налога 0,88 (вместо 0,61) не повлияло на окончательный расчет суммы налога и итоговые цифры, поскольку сам расчет произведен налоговым органом исходя из правильной ставки 0,61 (указанной в декларациях Общества и в оспариваемом решении Инспекции).
Открытым акционерным обществом "Эдельвейс-Групп" расчет земельного налога, запрошенный апелляционным судом определением от 06.03.2014 не представлен, возражения на расчет, представленный налоговым органом, также не представлены, в отзыве на жалобу ответчика общество настаивает на своей позиции о незаконности решения Инспекции.
Согласно представленного расчета земельного налога за 2012 год (с учетом применения измененной кадастровой стоимости спорных земельных участков с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости), сумма земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком, с учетом позиции, изложенной выше, по земельному участку с кадастровым номером 16:50:011724:2 составляет 880619 руб., по земельному участку с кадастровым номером 16:50:011724:27 составляет 807430 руб. Из материалов дела и оспариваемого решения Инспекции следует, что сумма, исчисленная налогоплательщиком по земельному налогу по земельному участку с кадастровым номером 16:50:011724:2 составляет 647058 рублей, по земельному участку с кадастровым номером 16:50:011724:27 составляет 547377 рублей. Разница составляет 493614 рублей и подлежит уплате налогоплательщиком.
С учетом изложенного, оспариваемое решение Инспекции N 2.13-09/2/1239 от 20.06.2013 в части доначисления земельного налога в сумме, превышающей 493 614 рублей, не соответствует требованиям законодательства и подлежит признанию недействительным.
В остальной части заявления Общества необходимо отказать.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое решение суда и частично удовлетворяет заявленные обществом требования.
Расходы по уплате обществом государственной пошлины при подаче заявления подлежат взысканию с налогового органа в пользу заявителя в полном объеме с учетом позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 13.11.2008 N 7959/08 по делу N А46-6118/2007.

Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 октября 2013 года по делу N А65-18166/2013 отменить, принять новый судебный акт.
Заявление открытого акционерного общества "Эдельвейс-Групп" удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан N 2.13-09/2/1239 от 20.06.2013 в части доначисления земельного налога в сумме, превышающей 493 614 рублей 00 копеек.
В остальной части заявления открытого акционерного общества "Эдельвейс-Групп" отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан в пользу открытого акционерного общества "Эдельвейс-Групп" 2000 (две тысячи) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА

Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)