Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Хезмэт" - Кабиров Р.З., доверенность от 20.08.2013 г.;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - извещен, не явился;
- от Управления ФНС России по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2013 года по делу N А65-19120/2013 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Хезмэт", г. Казань, (ОГРН 1081690070032, ИНН 1658104057),
к ответчику (ам) - Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, (ОГРН 1041626853806, ИНН 1658001735),
третье лицо:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решение от 23.05.2013 N 21388,
установил:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Хезмэт" (далее - ООО "Хезмэт") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району (далее - ответчик) о признании незаконным решения от 23.05.2013 N 21388.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд решил признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району от 23.05.2013 г. N 21388, в части доначисления земельного налога за 2011 год в размере 3 421 907 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Хезмэт", в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Не согласившись с выводами суда, Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013 г. по делу N А65-19120/2013 -отменить в удовлетворенной части, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Хезмэт" в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление КМ РТ N 1102) утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, в т.ч. по городу Казани, которая подлежит применению с 01.01.2011 г.
Земельные участки с кадастровыми номерами: 16:50:2003:01:0002 16:50:200301:45 попали в перечень оцениваемых земельных участков государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее - ГКОЗ НП), которые утверждены Постановлением КМ РТ N 1102.
Податель жалобы считает, что поскольку правила обнародования Постановления N 1102 были соблюдены и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков подлежат применению с 01.01.2011 г., применение налоговым органом Постановления КМ РТ N 1102 от 24.12.2010 г., является правомерным.
В судебное заседание представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Инспекции.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Хезмэт" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, арбитражным апелляционным судом проверена законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью "Хезмэт", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявителю на праве собственности принадлежит 2 земельных участка с кадастровыми номерами 16:50:200301:0002 общей площадью 36 280 кв. м и 16:50:200301:45 общей площадью 7 033 кв. м
30.01.2013 заявителем в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год с исчислением налога в размере 532 901 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, соответствующая рыночной, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.08.2012 по делу N А65-24794/2011.
Инспекцией, по представленной налогоплательщиком 30.01.2013 налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 16.04.2013 N 22595 и без учета возражений налогоплательщика, принято решение от 23.05.2013 N 21388 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением: 3 514 359 руб. земельного налога за 2011 год, а также соответствующих налогу пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 582 023,92 руб. и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 95 782,8 руб.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2011 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 27.06.2013 N 2.14-0-18/013921@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Заявитель, считая оспариваемое решение инспекции нарушающим его законные права и интересы и не соответствующим нормам налогового законодательства, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его полностью недействительным.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Заявителем в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, представленной в инспекцию 30.01.2013 г., сумма земельного налога исчислена исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:200301:0002 и 16:50:200301:45), равной их рыночной стоимости в размере 53 331 600 руб. и 13 281 000 рублей, определенной на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.08.2012 г. по делу N А65-24794/2011.
Названным судебным актом от 22.08.2012 по делу N А65-24794/2011, вступившим в законную силу 24.09.2012, удовлетворено заявление ООО "Хезмэт", г. Казань с обязанием ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 16:50:200301:0002, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 53 331 600 руб., земельного участка с кадастровым N 16:50:200301:45-13 281 000 руб.
Из мотивировочной части указанного решения от 22.08.2012 кадастровая стоимость земельных участков заявителя определена арбитражным судом на 01.01.2011 в соответствии с экспертными заключениями ООО "Центр судебных и негосударственных экспертиз "Индекс" от 15.06.2012 и ООО "Регион- Эксперт" N 3610-08/Э-12 от 13.08.2012.
Заявителем в спорной уточненной налоговой декларации, представленной в налоговый орган 30.01.2013 г., исчислен земельный налог за 2011 год в размере 532 901 руб., в том числе по земельному участку с кадастровым номером 16:50:200301:0002 в размере 426 653 руб. (53 331 600 руб. * 08%) и по земельному участку с кадастровым номером 16:50:200301:45 в размере 106 248 руб. (13 281 000 руб. * 08%).
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки, вышеупомянутой уточненной декларации от 30.01.2013, при исчислении земельного налога за 2011 год в размере 4 047 260 руб., применена кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
На основании постановления Кабинета Министров от 24.12.2010 кадастровая стоимость земельных участков составила 431 519 762 руб. (16:50:200301:0002) и 74 387 689 руб. (16:50:200301:45). Соответственно, сумма земельного налога за 2011 год земельных участков заявителя с кадастровыми номерами 16:50:200301:0002 и 16:50:200301:45 исчислена инспекцией в размере 3 452 158 руб. (431 519 762 руб. * 08%) и в размере 595 102 руб. (74 387 689 руб. * 08%).
Суд правомерно посчитал ошибочными выводы инспекции о необходимости использования при расчете земельного налога за 2011 год показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 г. N 21 -ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 г. N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 г. N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 г. N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011 г.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 г. N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Судом правильно сделана ссылка на то, что согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Судом правильно указано на то, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012 г.
Данные выводы суда подтверждаются правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, постановлениях ФАС Поволжского округа от 16.10.2013 г. по делу N А65-24601/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.09.2010 N А32-55116/2009-25/636-2010-70/269.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что при таких обстоятельствах, применение ответчиком кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд также правильно посчитал ошибочным довод заявителя о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год и представлении уточненной (корректирующей) декларации в налоговый орган 30.01.2013 г. общество правомерно руководствовалось кадастровой стоимостью земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.08.2012, вступившим в законную силу 24.09.2012, по делу N А65-24794/2011 в размере их рыночной стоимости.
Судом правильно учтено, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.08.2012 г. по делу N А65-24794/2011 исполнено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", кадастровая стоимость в соответствии с указанным решением суда по обозначенным земельным участкам внесена в кадастр 05.10.2012 г., и правильно указано на то, что кадастровая стоимость земельных участков изменена в течение 2012 года на основании судебного акта, соответственно, к налоговому периоду за 2011 год для целей исчисления земельного налога применена быть не может.
Доводы подателя жалобы отклоняются в связи со следующим.
Арбитражный суд Республики Татарстан в настоящем деле для расчета налога за 2011 год применил результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные Постановлением КМ РТ от 05.10.2005 г. N 478.
Судом правильно отмечено, что при расчете земельного налога за 2011 год необходимо применять результаты кадастровой оценки земель, утвержденные именно Постановлением КМ РТ от 05.10.2005 г. N 478, поскольку Постановление КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102 было опубликовано уже после 01.01.2012 г. (а именно 02.02.2011 г.) и результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102, значительно превышают результаты предыдущей оценки, а значит, ухудшают положение заявителя.
Также суд правомерно указал на то, что рыночная стоимость участков утверждена решением суда в 2012 г., а значит, и рыночную стоимость в этом случае применять нельзя.
Выводы Арбитражного суда Республики Татарстан по настоящему делу основаны на позиции ФАС Поволжского округа, изложенные в постановлении от 16.10.2013 г. по делу N А65-24601/2012. Именно в этом постановлении ФАС Поволжского округа указал, что при расчете земельного налога за 2011 год необходимо применять результаты кадастровой оценки земель, утвержденные именно Постановлением КМ РТ от 05.10.2005 г. N 478.
Кроме того, выводы Арбитражного суда Республики Татарстан по данному делу соответствуют позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 02.07.2013 г. N 17-П.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2013 года по делу N А65-19120/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2014 ПО ДЕЛУ N А65-19120/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2014 г. по делу N А65-19120/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Хезмэт" - Кабиров Р.З., доверенность от 20.08.2013 г.;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - извещен, не явился;
- от Управления ФНС России по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2013 года по делу N А65-19120/2013 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Хезмэт", г. Казань, (ОГРН 1081690070032, ИНН 1658104057),
к ответчику (ам) - Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, (ОГРН 1041626853806, ИНН 1658001735),
третье лицо:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решение от 23.05.2013 N 21388,
установил:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Хезмэт" (далее - ООО "Хезмэт") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району (далее - ответчик) о признании незаконным решения от 23.05.2013 N 21388.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд решил признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району от 23.05.2013 г. N 21388, в части доначисления земельного налога за 2011 год в размере 3 421 907 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Хезмэт", в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Не согласившись с выводами суда, Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2013 г. по делу N А65-19120/2013 -отменить в удовлетворенной части, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Хезмэт" в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление КМ РТ N 1102) утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан, в т.ч. по городу Казани, которая подлежит применению с 01.01.2011 г.
Земельные участки с кадастровыми номерами: 16:50:2003:01:0002 16:50:200301:45 попали в перечень оцениваемых земельных участков государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее - ГКОЗ НП), которые утверждены Постановлением КМ РТ N 1102.
Податель жалобы считает, что поскольку правила обнародования Постановления N 1102 были соблюдены и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков подлежат применению с 01.01.2011 г., применение налоговым органом Постановления КМ РТ N 1102 от 24.12.2010 г., является правомерным.
В судебное заседание представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Инспекции.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Хезмэт" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, арбитражным апелляционным судом проверена законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью "Хезмэт", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявителю на праве собственности принадлежит 2 земельных участка с кадастровыми номерами 16:50:200301:0002 общей площадью 36 280 кв. м и 16:50:200301:45 общей площадью 7 033 кв. м
30.01.2013 заявителем в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год с исчислением налога в размере 532 901 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков, соответствующая рыночной, установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.08.2012 по делу N А65-24794/2011.
Инспекцией, по представленной налогоплательщиком 30.01.2013 налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 16.04.2013 N 22595 и без учета возражений налогоплательщика, принято решение от 23.05.2013 N 21388 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением: 3 514 359 руб. земельного налога за 2011 год, а также соответствующих налогу пени по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 582 023,92 руб. и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 95 782,8 руб.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2011 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 27.06.2013 N 2.14-0-18/013921@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Заявитель, считая оспариваемое решение инспекции нарушающим его законные права и интересы и не соответствующим нормам налогового законодательства, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением о признании его полностью недействительным.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Заявителем в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, представленной в инспекцию 30.01.2013 г., сумма земельного налога исчислена исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:200301:0002 и 16:50:200301:45), равной их рыночной стоимости в размере 53 331 600 руб. и 13 281 000 рублей, определенной на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.08.2012 г. по делу N А65-24794/2011.
Названным судебным актом от 22.08.2012 по делу N А65-24794/2011, вступившим в законную силу 24.09.2012, удовлетворено заявление ООО "Хезмэт", г. Казань с обязанием ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 16:50:200301:0002, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 53 331 600 руб., земельного участка с кадастровым N 16:50:200301:45-13 281 000 руб.
Из мотивировочной части указанного решения от 22.08.2012 кадастровая стоимость земельных участков заявителя определена арбитражным судом на 01.01.2011 в соответствии с экспертными заключениями ООО "Центр судебных и негосударственных экспертиз "Индекс" от 15.06.2012 и ООО "Регион- Эксперт" N 3610-08/Э-12 от 13.08.2012.
Заявителем в спорной уточненной налоговой декларации, представленной в налоговый орган 30.01.2013 г., исчислен земельный налог за 2011 год в размере 532 901 руб., в том числе по земельному участку с кадастровым номером 16:50:200301:0002 в размере 426 653 руб. (53 331 600 руб. * 08%) и по земельному участку с кадастровым номером 16:50:200301:45 в размере 106 248 руб. (13 281 000 руб. * 08%).
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки, вышеупомянутой уточненной декларации от 30.01.2013, при исчислении земельного налога за 2011 год в размере 4 047 260 руб., применена кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
На основании постановления Кабинета Министров от 24.12.2010 кадастровая стоимость земельных участков составила 431 519 762 руб. (16:50:200301:0002) и 74 387 689 руб. (16:50:200301:45). Соответственно, сумма земельного налога за 2011 год земельных участков заявителя с кадастровыми номерами 16:50:200301:0002 и 16:50:200301:45 исчислена инспекцией в размере 3 452 158 руб. (431 519 762 руб. * 08%) и в размере 595 102 руб. (74 387 689 руб. * 08%).
Суд правомерно посчитал ошибочными выводы инспекции о необходимости использования при расчете земельного налога за 2011 год показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 г. N 21 -ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 г. N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 г. N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 г. N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011 г.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 г. N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Судом правильно сделана ссылка на то, что согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Судом правильно указано на то, что данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012 г.
Данные выводы суда подтверждаются правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, постановлениях ФАС Поволжского округа от 16.10.2013 г. по делу N А65-24601/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.09.2010 N А32-55116/2009-25/636-2010-70/269.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что при таких обстоятельствах, применение ответчиком кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд также правильно посчитал ошибочным довод заявителя о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год и представлении уточненной (корректирующей) декларации в налоговый орган 30.01.2013 г. общество правомерно руководствовалось кадастровой стоимостью земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.08.2012, вступившим в законную силу 24.09.2012, по делу N А65-24794/2011 в размере их рыночной стоимости.
Судом правильно учтено, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.08.2012 г. по делу N А65-24794/2011 исполнено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", кадастровая стоимость в соответствии с указанным решением суда по обозначенным земельным участкам внесена в кадастр 05.10.2012 г., и правильно указано на то, что кадастровая стоимость земельных участков изменена в течение 2012 года на основании судебного акта, соответственно, к налоговому периоду за 2011 год для целей исчисления земельного налога применена быть не может.
Доводы подателя жалобы отклоняются в связи со следующим.
Арбитражный суд Республики Татарстан в настоящем деле для расчета налога за 2011 год применил результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные Постановлением КМ РТ от 05.10.2005 г. N 478.
Судом правильно отмечено, что при расчете земельного налога за 2011 год необходимо применять результаты кадастровой оценки земель, утвержденные именно Постановлением КМ РТ от 05.10.2005 г. N 478, поскольку Постановление КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102 было опубликовано уже после 01.01.2012 г. (а именно 02.02.2011 г.) и результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102, значительно превышают результаты предыдущей оценки, а значит, ухудшают положение заявителя.
Также суд правомерно указал на то, что рыночная стоимость участков утверждена решением суда в 2012 г., а значит, и рыночную стоимость в этом случае применять нельзя.
Выводы Арбитражного суда Республики Татарстан по настоящему делу основаны на позиции ФАС Поволжского округа, изложенные в постановлении от 16.10.2013 г. по делу N А65-24601/2012. Именно в этом постановлении ФАС Поволжского округа указал, что при расчете земельного налога за 2011 год необходимо применять результаты кадастровой оценки земель, утвержденные именно Постановлением КМ РТ от 05.10.2005 г. N 478.
Кроме того, выводы Арбитражного суда Республики Татарстан по данному делу соответствуют позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 02.07.2013 г. N 17-П.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 декабря 2013 года по делу N А65-19120/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)