Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2015.
Полный текст постановления изготовлен 20.02.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егорова Е.И.
судей Чаусовой Е.Н., Радюгиной Е.А.
- при участии в заседании от: Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области 243140, Брянская обл., г. Клинцы, ул. Гагарина, д. 57 Шкурко Е.А. - представителя (дов. N 02-01/000513 от 19.01.2015), Феськовой О.В. - представителя (дов. N 02-01/001971 от 11.02.2015);
- Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области 243140, Брянская обл., г. Клинцы, ул. 2-я Парковая, д. 2 Новикова Е.Е. - представителя (дов. N 33/6/14-5674 от 16.06.2015)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.08.2014 (судья Грахольская И.Э.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 (судьи Стаханова В.Н., Еремичева Н.В., Федин К.А.) по делу N А09-4103/2014,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением об отмене решения Межрайонной ИФНС России по Брянской области (далее - Инспекция) N 42 от 26.12.2013 в части доначисления НДС, пени и штрафа по эпизодам: реализации тепловой энергии, получения вознаграждения комиссионера, реализации товаров в столовой за период, реализации товаров через магазин и ларек (с учетом уточнения).
Решением арбитражного суда от 20.08.2014 решение Инспекции N 42 от 26.12.2013 признано недействительным в части начисления НДС, пени и штрафа по эпизодам: реализации товаров в столовой и через магазин, ларек, а также от реализации тепловой энергии. В остальной части в удовлетворении заявленных требований Учреждению отказано.
В кассационной жалобе Инспекция выражает несогласие с выводами судов о признании неправомерным доначисления НДС, пени и штрафа по эпизодам реализации товаров через ларек, а также от реализации тепловой энергии. В этой части налоговый орган просит отменить решение и постановление арбитражных судов, и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Инспекции и Учреждения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Учреждения по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По результатам проверки составлен акт N 42 от 20.11.2013, и принято решение N 42 от 26.12.2013, в соответствии с которым Учреждению доначислен НДС, налог на прибыль, пени по НДС и по налогу на прибыль, пени по НДФЛ. Также Учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 ст. 122 НК РФ по НДС и по налогу на прибыль, по ст. 123 НК РФ по НДФЛ и по пункту 1 ст. 126 НК РФ.
Решением Управления ФНС России по Брянской области от 28.02.2014 решение налогового органа изменено в части начислений по НДС и по налогу на прибыль.
Не согласившись с выводами налогового органа, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя в части заявленные Учреждением требования, суды первой и апелляционных инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
- В соответствии с пунктом 4 части 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
- В силу ст. 5 Закона Российской Федерации N 5473 от 21.07.1993 "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы" уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Согласно пункту 13 Указа Президента Российской Федерации N 314 от 09.03.2004 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" - образована Федеральная служба исполнения наказания, с передачей ей функций Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных.
Поэтому суды обоснованно указали, что исправительные колонии как федеральные казенные учреждения, выполняют функции государственного органа в публично-властных отношениях, связанных с исполнением наказания.
Пунктом 1 ст. 88 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.
В соответствии со ст. 107 УИК РФ заработная плата непосредственно осужденным не выдается, а после всех удержаний, в том числе расходов на содержание, подлежит зачислению учреждением, исполняющим наказание, на их лицевые счета и в дальнейшем расходуется осужденными с учетом установленных ограничений.
Поэтому суды пришли к обоснованному выводу о том, что услуги по содержанию осужденных, в комплекс которых входит и обеспечение возможности осужденными приобретать продукты питания по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, являются исключительными полномочиями исправительных учреждений, входящих в систему органов государственной власти, и не могут рассматриваться как операции, попадающие под критерии пункта 1 ст. 146 НК РФ.
По эпизоду реализации тепловой энергии судами установлено следующее.
Многоквартирные жилые дома, отапливаемые Учреждением, изначально строились как служебное жилье сотрудников, но в последующем они были переданы в муниципальную собственность. Однако администрация города Клинцы информировала Учреждение о невозможности присоединения теплосетей города к этим домам из-за отсутствия таких сетей в данной местности и обязало Учреждение оказывать услуги по поставке (передаче) тепловой энергии.
Для выполнений указанной обязанности по поставке тепловой энергии Учреждение заключило договор с управляющей организацией ООО "Управдом" и реализовало произведенную учреждением тепловую энергию для отопления указанных жилых домов. Учреждением в счетах-фактурах налоговая ставка НДС не определялась, НДС не исчислялся.
В силу пункта 4 части 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с пунктом 1 ст. 6 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
На основании пункта 1 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что котельная используется Учреждением для привлечения осужденных к труду, а также что администрация города Клинцы возложила на Учреждение исполнение части публичной функции в интересах муниципального образования по поставке тепловой энергии для отопления муниципального жилья, суды указали, что в силу положений ст. 143 НК РФ и пункта 2 ст. 146 НК РФ Учреждение не может быть признано плательщиком НДС по данному виду деятельности.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций в отношении оспариваемых эпизодов. Основания для иных выводов отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.08.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по делу N А09-4103/2014 в обжалуемой части - оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий
Е.И.ЕГОРОВ
Судьи
Е.Н.ЧАУСОВА
Е.А.РАДЮГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 20.02.2015 ПО ДЕЛУ N А09-4103/2014
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2015 г. по делу N А09-4103/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2015.
Полный текст постановления изготовлен 20.02.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Егорова Е.И.
судей Чаусовой Е.Н., Радюгиной Е.А.
- при участии в заседании от: Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области 243140, Брянская обл., г. Клинцы, ул. Гагарина, д. 57 Шкурко Е.А. - представителя (дов. N 02-01/000513 от 19.01.2015), Феськовой О.В. - представителя (дов. N 02-01/001971 от 11.02.2015);
- Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области 243140, Брянская обл., г. Клинцы, ул. 2-я Парковая, д. 2 Новикова Е.Е. - представителя (дов. N 33/6/14-5674 от 16.06.2015)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 20.08.2014 (судья Грахольская И.Э.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 (судьи Стаханова В.Н., Еремичева Н.В., Федин К.А.) по делу N А09-4103/2014,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением об отмене решения Межрайонной ИФНС России по Брянской области (далее - Инспекция) N 42 от 26.12.2013 в части доначисления НДС, пени и штрафа по эпизодам: реализации тепловой энергии, получения вознаграждения комиссионера, реализации товаров в столовой за период, реализации товаров через магазин и ларек (с учетом уточнения).
Решением арбитражного суда от 20.08.2014 решение Инспекции N 42 от 26.12.2013 признано недействительным в части начисления НДС, пени и штрафа по эпизодам: реализации товаров в столовой и через магазин, ларек, а также от реализации тепловой энергии. В остальной части в удовлетворении заявленных требований Учреждению отказано.
В кассационной жалобе Инспекция выражает несогласие с выводами судов о признании неправомерным доначисления НДС, пени и штрафа по эпизодам реализации товаров через ларек, а также от реализации тепловой энергии. В этой части налоговый орган просит отменить решение и постановление арбитражных судов, и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Инспекции и Учреждения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Учреждения по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
По результатам проверки составлен акт N 42 от 20.11.2013, и принято решение N 42 от 26.12.2013, в соответствии с которым Учреждению доначислен НДС, налог на прибыль, пени по НДС и по налогу на прибыль, пени по НДФЛ. Также Учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 ст. 122 НК РФ по НДС и по налогу на прибыль, по ст. 123 НК РФ по НДФЛ и по пункту 1 ст. 126 НК РФ.
Решением Управления ФНС России по Брянской области от 28.02.2014 решение налогового органа изменено в части начислений по НДС и по налогу на прибыль.
Не согласившись с выводами налогового органа, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя в части заявленные Учреждением требования, суды первой и апелляционных инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
- В соответствии с пунктом 4 части 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
- В силу ст. 5 Закона Российской Федерации N 5473 от 21.07.1993 "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы" уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Согласно пункту 13 Указа Президента Российской Федерации N 314 от 09.03.2004 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" - образована Федеральная служба исполнения наказания, с передачей ей функций Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных.
Поэтому суды обоснованно указали, что исправительные колонии как федеральные казенные учреждения, выполняют функции государственного органа в публично-властных отношениях, связанных с исполнением наказания.
Пунктом 1 ст. 88 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.
В соответствии со ст. 107 УИК РФ заработная плата непосредственно осужденным не выдается, а после всех удержаний, в том числе расходов на содержание, подлежит зачислению учреждением, исполняющим наказание, на их лицевые счета и в дальнейшем расходуется осужденными с учетом установленных ограничений.
Поэтому суды пришли к обоснованному выводу о том, что услуги по содержанию осужденных, в комплекс которых входит и обеспечение возможности осужденными приобретать продукты питания по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, являются исключительными полномочиями исправительных учреждений, входящих в систему органов государственной власти, и не могут рассматриваться как операции, попадающие под критерии пункта 1 ст. 146 НК РФ.
По эпизоду реализации тепловой энергии судами установлено следующее.
Многоквартирные жилые дома, отапливаемые Учреждением, изначально строились как служебное жилье сотрудников, но в последующем они были переданы в муниципальную собственность. Однако администрация города Клинцы информировала Учреждение о невозможности присоединения теплосетей города к этим домам из-за отсутствия таких сетей в данной местности и обязало Учреждение оказывать услуги по поставке (передаче) тепловой энергии.
Для выполнений указанной обязанности по поставке тепловой энергии Учреждение заключило договор с управляющей организацией ООО "Управдом" и реализовало произведенную учреждением тепловую энергию для отопления указанных жилых домов. Учреждением в счетах-фактурах налоговая ставка НДС не определялась, НДС не исчислялся.
В силу пункта 4 части 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с пунктом 1 ст. 6 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
На основании пункта 1 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что котельная используется Учреждением для привлечения осужденных к труду, а также что администрация города Клинцы возложила на Учреждение исполнение части публичной функции в интересах муниципального образования по поставке тепловой энергии для отопления муниципального жилья, суды указали, что в силу положений ст. 143 НК РФ и пункта 2 ст. 146 НК РФ Учреждение не может быть признано плательщиком НДС по данному виду деятельности.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций в отношении оспариваемых эпизодов. Основания для иных выводов отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 20.08.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по делу N А09-4103/2014 в обжалуемой части - оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий
Е.И.ЕГОРОВ
Судьи
Е.Н.ЧАУСОВА
Е.А.РАДЮГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)