Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.06.2015 N 10АП-7576/2014 ПО ДЕЛУ N А41-9505/14

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2015 г. по делу N А41-9505/14


Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Мцыри": Шабакаев Д.А. по доверенности от 23.12.2014,
от ТУ Росимущества в Московской области: Колмакова А.А. по доверенности от 19.05.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28.04.2014 по делу N А41-9505/14, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мцыри" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании незаконным бездействия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Мцыри" (далее - заявитель, ООО "Мцыри") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Московской области) со следующими требованиями (с учетом уточнений принятых судом):
- - признать незаконным отказ от 14.03.2014 N ЕБ/04-1591 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в принятии решения о предоставлении ООО "Мцыри" в собственность за плату по десятикратной ставке земельного налога, земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050303:43, общей площадью 5143 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, предоставленного для деревоперерабатывающего производства и производства мебели, расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Мелиораторов, д. 1 и в направлении проекта договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка;
- - обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области принять решение о предоставлении ООО "Мцыри" в собственность за плату по десятикратной ставке земельного налога, земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050303:43, общей площадью 5143 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, предоставленного для деревоперерабатывающего производства и производства мебели, расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Мелиораторов, д. 1;
- - обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области заключить с ООО "Мцыри" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050303:43, общей площадью 5143 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, предоставленного для деревоперерабатывающего производства и производства мебели, расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Мелиораторов, д. 1.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 апреля 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Мцыри" на основании договора аренды от 28 апреля 2001 года N 39004-Z и дополнительного соглашения N 3 земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050303:43, общей площадью 5143 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, предоставленного для деревоперерабатывающего производства и производства мебели, расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Мелиораторов, д. 1 (т. 1, л.д. 25-38).
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие заявителю на праве собственности, а именно:
- - нежилое здание производственного назначения: деревообрабатывающий цех, 2-этажный, общей площадью 812,5 кв. м, инв. N 98-9666-б, Лит. А1, А2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.01.2006 серия НА N 0470190;
- - нежилое здание производственного назначения: РБУ, 3-этажный, общей площадью 230,4 кв. м, инв. N 98-9666-в, Лит. А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.01.2006 серия НА N 0470188;
- - нежилое помещение в здании гражданского назначения: токарная мастерская (N помещений - 1-11) этаж 1, общей площадью 291,6 кв. м инв. N 98-9666-а, Лит. А2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.01.2006 серия НА N 0470192.
ООО "Мцыри" с 2008 года неоднократно обращалось в Территориальное управление Росимущества в Московской области по вопросу приобретения в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050303:43, общей площадью 5143 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, предоставленного для деревоперерабатывающего производства и производства мебели, расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Мелиораторов, д. 1 (т. 1, л.д. 53-82).
Письмами от 29.03.2013 N ИИ/04-2309 и от 14.03.2014 N ЕБ/04-1591 ТУ Росимущества отказало заявителю в предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Ссылаясь на то, что отказ ТУ Росимущества в Московской области в предоставлении в собственность спорного земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Мцыри" обратилось в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что законных оснований для отказа ООО "Мцыри" в предоставлении в собственность спорного земельного участка заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ТУ Росимущества в Московской области ссылается на наличие на спорном земельном участке шести объектов, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, на которые заявителем не были представлены правоустанавливающие документы. Указывает, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает общую площадь всех объектов недвижимости.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ТУ Росимущества в Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432, предусмотрено, что Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432).
В соответствии с положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 66 (далее - Положение от 05.03.2009 N 66) ТУ Росимущества в Московской области осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и имуществом, составляющим казну Российской Федерации в установленном порядке по вопросам, относящимся к его компетенции.
ТУ Росимущества в Московской области заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (п. 4.6 Положения от 05.03.2009 N 66).
Согласно части 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 АПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) государственного органа является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (абз. 2 ч. 5 ст. 36 ЗК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.









































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)