Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2014 ПО ДЕЛУ N А26-964/2014

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2014 г. по делу N А26-964/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Горбачевой О.В., Дмитриевой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Тихоновой Н.И.
при участии:
от истца (заявителя): Кухалашвили И.Ю. - доверенность от 06.07.2012
от ответчика (должника): Амарбеева М.В. - доверенность от 30.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20051/2014) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.06.2014 по делу N А26-964/2014 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению ИП Луценко Виктора Владимировича
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску
о признании решения от 29.07.2013 N 3.2-23/2311 недействительным в части

установил:

индивидуальный предприниматель Луценко Виктор Владимирович (далее - заявитель, Предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании решения от 29.07.2013 N 3.2-23/2311 недействительным в части доначисления авансовых платежей по земельному налогу за 1 - 3 кварталы 2012 года в сумме 284 878 руб., земельного налога, подлежащего уплате по итогам 2012 года, в сумме 100 452 руб., начисления пеней по земельному налогу в сумме 30 253, 19 руб. и привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 14 551 руб. 60 коп.
Решением суда от 23.06.2014 принят отказ индивидуального предпринимателя Луценко Виктора Владимировича от требования о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску от 29.07.2013 N 3.2-23/2311 в части доначисления земельного налога, соответствующих пеней и штрафа в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:80102:119, 10:01:80102:136, 10:01:80102:137. Производство по делу в указанной части прекращено. Заявленное индивидуальным предпринимателем Луценко Виктором Владимировичем требование удовлетворено полностью. Признано недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску от 29.07.2013 N 3.2-23/2311 в части доначисления в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 10:01:80102:51, 10:01:80102:50, 10:01:80102:135 в пункте 1 резолютивной части решения земельного налога в сумме 286 194 руб., в пункте 5 резолютивной части решения уменьшения сумм авансовых платежей по земельному налогу в сумме 57 239 руб., а также соответствующих пеней и штрафов.
Инспекция, не согласившись с решением суда, направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просила решение суда отменить.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель предпринимателя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность рения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ИП Луценко В.В. 01.02.2013 г. представлена в Инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год.
Как установлено в ходе камеральной налоговой проверки, заявитель в 2012 г. являлся собственником земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 10:01:0080102:50; 10:01:0080102:51; 10:01:0080102:135, относящихся к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - размещение производственных объектов пищевой промышленности.
Решением N 3.2-23/2311 от 29.07.2013 Инспекция доначислила Предпринимателю сумму авансовых платежей по земельному налогу за 1,2,3 кварталы 2012 года в общей сумме 284 878 руб., земельный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, в сумме 100 452 руб., начислила пени в сумме 30 253 руб. 19 коп., привлекла предпринимателя к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 14 551 руб. 60 коп., а также уменьшила авансовые платежи по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2012 года и сумму земельного налога по итогам налогового периода на 65 616 руб.
Не согласившись с указанным решением Инспекции, предприниматель 13.09.2013 направил в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия апелляционную жалобу.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 01.11.2013 N 13-11/09618а апелляционная жалоба Предпринимателя оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение Инспекции N 3.2-23/2311 от 29.07.2013 в обжалуемой части не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения в обжалуемой части недействительным.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании п. 2 ст. 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного пользования и на праве пожизненного владения.
Предприниматель, в силу указанной нормы, является плательщиком земельного налога.
Согласно п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
ИП Луценко В.В. 01.02.2013 г. представлена в Инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год.
Предприниматель при исчислении земельного налога, по спорным земельным участкам, применил ставку в размере 0,3%.
Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводиться государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Соответственно, фактическая кадастровая стоимость земельного участка определяется государственными органами.

Таким образом, именно сведения государственного кадастра являются определяющими при исчислении земельного налога.
Согласно гл. 31 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются в процентах от налоговой базы, которая определяется в соответствии со ст. 390 Кодекса как кадастровая стоимость земельных участков.
В зависимости от категории земель ст. 394 НК РФ определены максимальные размеры ставок, конкретные размеры которых устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Решением Петрозаводского городского Совета XXI сессия XXV созыва от 10 ноября 2005 г. N XXV/XXI-196 "Об установлении и введении в действие на территории Петрозаводского городского округа земельного налога" (с учетом изменений и дополнений) предусмотрена пониженная ставка 0,3 процента от кадастровой стоимости участка, в том числе, в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
В отношении прочих земельных участков налоговые ставки не могут превышать 1,5%.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленными для них целевыми назначениями. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Отнесение земельного участка к той или иной категории земель осуществляется в соответствии с положениями земельного законодательства Российской Федерации.
Поскольку объектом земельных отношений согласно п.п. 2 п. 1 ст. 6 ЗК РФ является земельный участок, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Вид разрешенного использования земельного участка, определенный в соответствии с территориальным зонированием, должен быть указан в правоустанавливающих документах на земельный участок.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316, предусматривается, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению (категориям) и виду функционального использования.
По смыслу названных норм, владелец земельного участка, заинтересованный в пересмотре налогового обязательства, связанного с изменением вида разрешенного использования земельного участка, вправе обратиться с соответствующим заявлением в установленном законом порядке в местный орган власти, полномочный принимать решения об изменении вида разрешенного землепользования, после принятия решения которого правомерно применение иной ставки.
Изменений в вид разрешенного использования земельных участков, влекущее за собой отнесение к иному виду разрешенного использования, не происходило (в частности изменения по отнесению к п. 13 Типового перечня видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования", Приложение N 2 к Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.07.2012 N П/276)).
Аналогичная правовая позиция о том, что для целей исчисления земельного налога категории облагаемых земельных участков следует определять на основании данных земельного кадастра об их целевом назначении и виде разрешенного использования, содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 г. N 6720/11.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Из приведенных норм следует, что для применения пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% имеют значение категория земельного участка и разрешенный вид землепользования.
Данная правовая позиция находит свое отражение, в частности, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N ВАС-2745/11.

Также, согласно письму Администрации Петрозаводского городского округа от 15.07.2013 г. N 5.1-08-261 виды разрешенного использования в соответствии типовым перечнем видов разрешенного использования не предназначены для осуществления сельскохозяйственного производства.
Поскольку спорные земельные участки отнесены к землям населенных пунктов, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод налогового органа о применении налоговой ставки в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка, установленной в отношении прочих земельных участков.
У заявителя отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие его право на применение пониженной ставки земельного налога, а также документы, подтверждающие его обращения за изменением вида разрешенного использования земельных участков.
Таким образом суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.06.2014 по делу N А26-964/2014 отменить.
В удовлетворении заявления ИП Луценко В.В. отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Л.П.ЗАГАРАЕВА

Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
И.А.ДМИТРИЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)