Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган начислил земельный налог, пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик применил ненадлежащие кадастровую стоимость земельного участка и налоговую ставку.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителя:
ответчика (МРИ ФНС N 3) - Шигабиева Р.Р. (доверенность от 09.01.2014)
в отсутствие:
заявителя и ответчика (УФНС по РТ) - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.05.2014 (судья Кочемасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 (председательствующий судья - Попова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А65-5233/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Чингиз", Высокогорский район, Автодром (ОГРН 1021600813904, ИНН 1616010833) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконными решений,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Чингиз" (далее - Общество, заявитель, ООО "Фирма "Чингиз") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) и к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан (далее - Управление) о признании недействительным решения от 30.09.2013 N 20 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения от 30.12.2013 N 2.14-0-19/029318, об обязании устранить нарушение прав путем перерасчета налоговых обязательств по земельному налогу за 2011 и 2012 годы.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.05.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014, заявленные Обществом требования удовлетворены в части начисления земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 5 812 229 руб., за 2012 год в сумме, превышающей 3 953 676,63 руб., а также соответствующих пени и штрафов, как нарушающее требования Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, признано незаконным решение от 30.12.2013 N 2.14-0-18/029318@ в части оставления без удовлетворения жалобы ООО "Фирма "Чингиз" о начислении земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 5 812 229 руб., за 2012 год в сумме, превышающей 3 953 676,63 руб., а также соответствующих пени и штрафа, как нарушающее требования НК РФ. Также Инспекции и Управлению вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Представители Общества и Управления в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей Общества и Управления, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ООО "Фирма "Чингиз" была проведена выездная налоговая проверка соблюдения заявителем налогового законодательства за период с 01.01.2010 по 31.12.2012. По результатам проверки составлен акт от 26.08.2013 N 20.
Рассмотрев акт налоговой проверки и возражения заявителя, налоговым органом вынесено решение от 30.09.2013 N 20.
Согласно данному решению начисление налога за 2011 год должно было составить 11 533 856,90 руб., за 2012 год - 5 668 115,37 руб., и с учетом ранее произведенных доначислений (камеральные проверки) сумма налога к доначислению за 2011 год составила 9 231 364,90 руб., за 2012 год - 4 093 208,37 руб.
Указанным решением заявителю начислены пени и применены меры ответственности в виде штрафа в сумме 532 982,93 руб. за неуплату земельного налога за 2011 и 2012 годы в соответствии со статьей 122 НК РФ. Также решением ответчика заявителю начислены пени за несвоевременное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц и применены меры ответственности в виде штрафа в сумме 7 192,76 руб. в соответствии со статьей 123 НК РФ.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы ответчика о том, что заявитель неверно применил ставки налога и при исчислении земельного налога кадастровую стоимость в размере рыночной может применять лишь со следующего налогового периода после внесения записи в государственный кадастр недвижимости, то есть с 01.01.2013. Земельный налог за 2011 и 2012 годы должен быть уплачен исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - постановление N 1102).
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление.
Решением Управления от 30.12.2013 N 2.14-0-18/029318@ апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения и утверждено.
Не согласившись с решениями налоговых органов, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования в части, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.12.2014 N Ф06-18075/2013 ПО ДЕЛУ N А65-5233/2014
Требование: о признании недействительными решений налогового органа, обязании устранить нарушение прав путем перерасчета налоговых обязательств по земельному налогу.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган начислил земельный налог, пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик применил ненадлежащие кадастровую стоимость земельного участка и налоговую ставку.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2014 г. по делу N А65-5233/2014
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителя:
ответчика (МРИ ФНС N 3) - Шигабиева Р.Р. (доверенность от 09.01.2014)
в отсутствие:
заявителя и ответчика (УФНС по РТ) - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.05.2014 (судья Кочемасова Л.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 (председательствующий судья - Попова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А65-5233/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Чингиз", Высокогорский район, Автодром (ОГРН 1021600813904, ИНН 1616010833) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан, г. Казань, к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконными решений,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Чингиз" (далее - Общество, заявитель, ООО "Фирма "Чингиз") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) и к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан (далее - Управление) о признании недействительным решения от 30.09.2013 N 20 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения от 30.12.2013 N 2.14-0-19/029318, об обязании устранить нарушение прав путем перерасчета налоговых обязательств по земельному налогу за 2011 и 2012 годы.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.05.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014, заявленные Обществом требования удовлетворены в части начисления земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 5 812 229 руб., за 2012 год в сумме, превышающей 3 953 676,63 руб., а также соответствующих пени и штрафов, как нарушающее требования Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, признано незаконным решение от 30.12.2013 N 2.14-0-18/029318@ в части оставления без удовлетворения жалобы ООО "Фирма "Чингиз" о начислении земельного налога за 2011 год в сумме, превышающей 5 812 229 руб., за 2012 год в сумме, превышающей 3 953 676,63 руб., а также соответствующих пени и штрафа, как нарушающее требования НК РФ. Также Инспекции и Управлению вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Представители Общества и Управления в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии со статьей 156, части 3 статьи 284 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей Общества и Управления, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ООО "Фирма "Чингиз" была проведена выездная налоговая проверка соблюдения заявителем налогового законодательства за период с 01.01.2010 по 31.12.2012. По результатам проверки составлен акт от 26.08.2013 N 20.
Рассмотрев акт налоговой проверки и возражения заявителя, налоговым органом вынесено решение от 30.09.2013 N 20.
Согласно данному решению начисление налога за 2011 год должно было составить 11 533 856,90 руб., за 2012 год - 5 668 115,37 руб., и с учетом ранее произведенных доначислений (камеральные проверки) сумма налога к доначислению за 2011 год составила 9 231 364,90 руб., за 2012 год - 4 093 208,37 руб.
Указанным решением заявителю начислены пени и применены меры ответственности в виде штрафа в сумме 532 982,93 руб. за неуплату земельного налога за 2011 и 2012 годы в соответствии со статьей 122 НК РФ. Также решением ответчика заявителю начислены пени за несвоевременное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц и применены меры ответственности в виде штрафа в сумме 7 192,76 руб. в соответствии со статьей 123 НК РФ.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы ответчика о том, что заявитель неверно применил ставки налога и при исчислении земельного налога кадастровую стоимость в размере рыночной может применять лишь со следующего налогового периода после внесения записи в государственный кадастр недвижимости, то есть с 01.01.2013. Земельный налог за 2011 и 2012 годы должен быть уплачен исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - постановление N 1102).
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление.
Решением Управления от 30.12.2013 N 2.14-0-18/029318@ апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения и утверждено.
Не согласившись с решениями налоговых органов, заявитель оспорил их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования в части, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)