Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Егорова Е.И., Ермакова М.Н.
При участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Каратеева Алексея Васильевича (302021, г. Тамбов, ул. Советская, д. 198Г, кв. 20, ОГРНИП 307682912400057, ИНН 682964638963) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
от инспекции ФНС России по г. Тамбову (392020, г. Тамбов, ул. Пролетарская, д. 252/2, ОГРН 1046882321903, ИНН 6829001173) Черенкова В.И. - представителя (дов. от 09.01.2014 N 05-24/000020)
от Федерального государственного унитарного предприятия "ВКП Росреестра" по Тамбовской области (г. Тамбов, б-р Энтузиастов, д. 1) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Каратеева Алексея Васильевича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2014 (судья Малина Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 (судьи Осипова М.Б., Ольшанская Н.А., Скрынников В.А.) по делу N А64-5082/2013,
установил:
индивидуальный предприниматель Каратеев Алексей Васильевич (далее - ИП Каратеев А.В., предприниматель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции ФНС России по г. Тамбову (далее - инспекция, налоговый орган) от 27.03.2013 N 18-24/7.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции ФНС России по г. Тамбову от 27.03.2013 N 18-24/7 признано недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 512 782 руб., пени по налогу в сумме 103 343 руб. 01 коп., привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 119, п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в общей сумме 108 024 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение и постановление судов изменить, поскольку судами неправильно определена кадастровая стоимость земельных участков, и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, выслушав представителя инспекции, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога и авансовых платежей по земельному налогу за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 28.02.2013 N 18-24/8 и вынесено решение от 27.03.2013 N 18-24/7 о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренной ст. 119, п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), которым предпринимателю также доначислен земельный налог в сумме 1 117 045 руб. и пени за его неуплату в сумме 221 636 руб. 65 коп.
Основанием для доначисления ИП Каратееву А.В. спорной суммы налога, послужил вывод налогового органа о том, что в нарушение п. 2 ст. 396 и п. 1, 3 ст. 398 НК РФ предприниматель не представил в инспекцию налоговые декларации по земельному налогу за 2010 и 2011 года, налог самостоятельно не исчислил и не уплатил.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области от 17.05.2013 N 05-11/48 жалоба предпринимателя на решение инспекции оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, ИП Каратеев А.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Статьей 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На территории муниципального образования г. Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова" (далее - решение от 09.11.2005 N 74), опубликованным в газете "Наш город Тамбов", N 48 (219), 14.11.2005.
В соответствии с п. 7 указанного решения налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго, третьего кварталов как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 2 решения, и суммами, подлежащими уплате в течение налогового периода, авансовых платежей по налогу и уплачивается в срок до 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
ИП Каратеев А.В. в проверяемом периоде владел на праве собственности тремя земельными участками, расположенными по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 217, с кадастровым номером 68:29:0309005:43, площадью 3054 кв. м; с кадастровым номером 68:29:0309005:42, площадью 3976 кв. м; с кадастровым номером 68:29:0309005:172, площадью 3632 кв. м.
Кадастровая стоимость указанных земельных участков, согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области от 28.01.2013 N 2.19-261-НЕ, по состоянию на 01.01.2010 составляла: кадастровый номер 68:29:0309005:172 - кадастровая стоимость 19 834 860,48 руб.; кадастровый номер 68:29:0309005:42 - кадастровая стоимость 21 713 492,64 руб.; кадастровый номер 68:29:0309005:43 - кадастровая стоимость 16 678 321,56 руб.
По состоянию на 01.01.2011: кадастровый номер 68:29:0309005:172 - кадастровая стоимость 19 834 860,48 руб.; кадастровый номер 68:29:0309005:42 - кадастровая стоимость 21 713 492,64 руб.; кадастровый номер - 68:29:0309005:43 - кадастровая стоимость 16 678 321,56 руб.
В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", вид разрешенного использования спорных участков относится к составу видов разрешенного использования N 9 - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материалы технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Удельный показатель для данного состава на момент изменения вида разрешенного использования составлял - 5461,14 руб. /кв. м.
Определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно Постановлению N 1311 осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
В связи с чем сумма налога за 2010 год, с учетом льготы, предусмотренной абз. 1 п. 5 Решения Тамбовской городской Думы от 28.10.2009 N 1181 "О внесении изменений в Решение Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова", определена инспекцией в размере 489 111 руб. (36513182,04 x 0,451% + (21713492,64 - 60000) x 1,5%), за 2011 год - 689 934 руб. (36513182,04 x 1% + (21713492,64 - 60000) x 1,5%).
Доводы предпринимателя о необходимости использования в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога за 2010-2011 по принадлежащим ему земельным участкам в размере 1 руб. в отношении двух участков и в размере 0 руб. в отношении третьего земельного участка, поскольку постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 (с изменениями от 02.04.2009 N 363) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" определена кадастровая стоимость двух земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0309005:42 и 68:29:0309005:43 в размере 1 руб., а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0309005:172 указанным постановлением не определена, правомерно отклонены судами как основанные на неправильном толковании норм права.
Согласно п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Согласно п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики - индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков предназначенных для использования либо используемых в предпринимательской деятельности на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 393 НК РФ).
Из статьи 394 НК РФ следует, что исчисление налога производится по налоговым ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать предельные налоговые ставки, установленные названной статьей.
Согласно п. 2 ст. 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Из изложенных правовых норм следует, что обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах, предусмотренных статьей 388 НК РФ (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения), земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена и доведена до сведения налогоплательщика кадастровая стоимость этого земельного участка. Налог исчисляется по ставке, соответствующей целевому назначению и разрешенному виду использования земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков.
При этом до 01.01.2008 порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков на начало каждого налогового периода (1 января календарного года) определялся органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не позднее 1 марта этого года.
С 01.01.2008, в связи с внесением изменений в пункт 14 статьи 396 НК РФ Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ, порядок доведения сведений о кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков определяется Правительством Российской Федерации, принявшим постановление от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков", в соответствии с которым данные сведения бесплатно предоставляются налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса, на основании их письменного заявления, в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения, до 01.03.2008 - в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", до 1 марта текущего года, с 01.03.2008 - в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Также указанные сведения могут быть размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам, в том числе в виде кадастрового плана территории (пункт 2 статьи 14 Закона).
На территории муниципального образования г. Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова", опубликованным в газете "Наш город Тамбов".
Названным нормативным актом установлено, что в целях доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков на территории города Тамбова администрация города Тамбова ежегодно публикует кадастровую стоимость земельных участков на территории города Тамбова по состоянию на 1 января календарного года, не позднее 1 марта этого года.
Решением Тамбовской городской Думы от 26.11.2008 N 810 в решение от 09.11.2005 N 74 внесены изменения в части ставок налогообложения земельным налогом.
Кадастровая оценка земель в Тамбовской области проведена и утверждена постановлением Администрации Тамбовской области от 29.07.2003 N 584 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тамбовской области" (с изменениями, внесенными постановлениями от 06.10.2006 N 1130 и от 26.04.2007 N 435).
Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", опубликованным в газете "Тамбовская жизнь" от 18.01.2008, утверждены новые удельные показатели кадастровой стоимости земли в Тамбовской области.
Вместе с тем, как правильно указано судами, государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области была введена в действие без обязательного заключения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и удельные показатели кадастровой стоимости земель по отдельным видам использования были искажены, в связи с чем, по результатам согласования Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости результатов кадастровой оценки земель в Тамбовской области Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тамбовской области был направлен ряд замечаний в отношении установленных размеров кадастровой оценки земель.
С учетом замечаний Администрацией Тамбовской области принято постановление от 26.02.2009 N 188 "О внесении изменений в приложения N 1, N 2 к постановлению от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", опубликованное в газете "Тамбовская жизнь" 28.02.2009.
Данным постановлением утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Тамбовской области, а также средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов Тамбовской области).
Постановлением Администрации Тамбовской области от 02.04.2009 N 363 постановление Администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007 дополнено приложением N 3, в котором установлена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Тамбовской области.
Данным постановлением установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков 68:29:0309005:43 и 68:29:0309005:42 в размере 1 руб., стоимость земельного участка 68:29:0309005:172 не установлена.
Согласно п. 13 постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, в соответствии с п. 3.2.2 которых в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельных участок, на площадь земельного участка.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Постановлением мэра г. Тамбова от 15.08.2003 N 4897 установлен вид разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0309005:42 и 68:29:0309005:43 как "свободные от застройки". Удельный показатель для данного вида разрешенного использования определен 0 руб. /кв. м, соответственно кадастровая стоимость составляет 1 руб.
Согласно постановлению администрации г. Тамбова от 22.12.2008 N 9880 "О продаже Каратееву А.В. земельных участков, расположенных по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, 217" установлен вид разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0309005:42, 68:29:0309005:43 и 68:29:0309005:172 на "под бетонную площадку, здания лит. Е, Д".
Договор N 1113 купли-продажи земельного участка под объектами недвижимости от 24.02.2009 также подтверждает факт приобретения предпринимателем земельных участков из земель населенных пунктов "под бетонную площадку, здания лит. Е. Д".
Постановлением администрации г. Тамбова N 5463 от 21.07.2008 земельный участок с кадастровым номером 68:29:0309005:42 разделен на 3 земельных участка, в том числе земельный участок площадью 3632 кв. м. В отношении данного участка установлен вид разрешенного использования - "под объект недвижимости" и согласно кадастрового паспорта присвоен кадастровый номер 68:29:0309005:172. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 23.09.2008
При таких обстоятельствах при определении кадастровой стоимости указанных земельных участков в спорном периоде надлежало руководствоваться Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка и определять кадастровую стоимость путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельных участок, на площадь земельного участка.
Согласно 2.1.1. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ.
Из определения Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2010 N 13-Г-10-11 следует, что окончательная проверка отчета, составленного исполнителем работ по кадастровой оценке земель Тамбовской области, завершена в декабре 2008 года.
Таким образом, спорные земельные участки с измененными видами разрешенного использования не могли быть учтены при кадастровой оценке земель, завершившейся надлежащим утверждением ее результатов постановлением Администрации Тамбовской области от 26.02.2009 N 188, а также при принятии Администрацией Тамбовской области постановления от 02.04.2009 г. N 363.
Поскольку до момента принятия и опубликования постановления от 26.02.2009 N 188 в Тамбовской области не была в установленном законодательством порядке проведена кадастровая оценка земли и доведены до сведения налогоплательщиков ее результаты, суды правомерно пришли к выводу, что налоговые обязательства предпринимателя в отношении спорных земельных участков подлежат расчету исходя удельного показателя, установленного постановлением администрации Тамбовской области от 26.02.2009 N 188 и составляющего 4 315,25 руб. /кв. м для 9 вида разрешенного использования кадастрового квартала 68:29:0309005.
Доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судов и направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А64-5082/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Каратеева Алексея Васильевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА
Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
М.Н.ЕРМАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 12.12.2014 ПО ДЕЛУ N А64-5082/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2014 г. по делу N А64-5082/2013
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Егорова Е.И., Ермакова М.Н.
При участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Каратеева Алексея Васильевича (302021, г. Тамбов, ул. Советская, д. 198Г, кв. 20, ОГРНИП 307682912400057, ИНН 682964638963) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
от инспекции ФНС России по г. Тамбову (392020, г. Тамбов, ул. Пролетарская, д. 252/2, ОГРН 1046882321903, ИНН 6829001173) Черенкова В.И. - представителя (дов. от 09.01.2014 N 05-24/000020)
от Федерального государственного унитарного предприятия "ВКП Росреестра" по Тамбовской области (г. Тамбов, б-р Энтузиастов, д. 1) не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Каратеева Алексея Васильевича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2014 (судья Малина Е.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 (судьи Осипова М.Б., Ольшанская Н.А., Скрынников В.А.) по делу N А64-5082/2013,
установил:
индивидуальный предприниматель Каратеев Алексей Васильевич (далее - ИП Каратеев А.В., предприниматель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции ФНС России по г. Тамбову (далее - инспекция, налоговый орган) от 27.03.2013 N 18-24/7.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2014 заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции ФНС России по г. Тамбову от 27.03.2013 N 18-24/7 признано недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 512 782 руб., пени по налогу в сумме 103 343 руб. 01 коп., привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 119, п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в общей сумме 108 024 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение и постановление судов изменить, поскольку судами неправильно определена кадастровая стоимость земельных участков, и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, выслушав представителя инспекции, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога и авансовых платежей по земельному налогу за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 28.02.2013 N 18-24/8 и вынесено решение от 27.03.2013 N 18-24/7 о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренной ст. 119, п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), которым предпринимателю также доначислен земельный налог в сумме 1 117 045 руб. и пени за его неуплату в сумме 221 636 руб. 65 коп.
Основанием для доначисления ИП Каратееву А.В. спорной суммы налога, послужил вывод налогового органа о том, что в нарушение п. 2 ст. 396 и п. 1, 3 ст. 398 НК РФ предприниматель не представил в инспекцию налоговые декларации по земельному налогу за 2010 и 2011 года, налог самостоятельно не исчислил и не уплатил.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области от 17.05.2013 N 05-11/48 жалоба предпринимателя на решение инспекции оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, ИП Каратеев А.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Статьей 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На территории муниципального образования г. Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова" (далее - решение от 09.11.2005 N 74), опубликованным в газете "Наш город Тамбов", N 48 (219), 14.11.2005.
В соответствии с п. 7 указанного решения налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго, третьего кварталов как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 2 решения, и суммами, подлежащими уплате в течение налогового периода, авансовых платежей по налогу и уплачивается в срок до 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
ИП Каратеев А.В. в проверяемом периоде владел на праве собственности тремя земельными участками, расположенными по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д. 217, с кадастровым номером 68:29:0309005:43, площадью 3054 кв. м; с кадастровым номером 68:29:0309005:42, площадью 3976 кв. м; с кадастровым номером 68:29:0309005:172, площадью 3632 кв. м.
Кадастровая стоимость указанных земельных участков, согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области от 28.01.2013 N 2.19-261-НЕ, по состоянию на 01.01.2010 составляла: кадастровый номер 68:29:0309005:172 - кадастровая стоимость 19 834 860,48 руб.; кадастровый номер 68:29:0309005:42 - кадастровая стоимость 21 713 492,64 руб.; кадастровый номер 68:29:0309005:43 - кадастровая стоимость 16 678 321,56 руб.
По состоянию на 01.01.2011: кадастровый номер 68:29:0309005:172 - кадастровая стоимость 19 834 860,48 руб.; кадастровый номер 68:29:0309005:42 - кадастровая стоимость 21 713 492,64 руб.; кадастровый номер - 68:29:0309005:43 - кадастровая стоимость 16 678 321,56 руб.
В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", вид разрешенного использования спорных участков относится к составу видов разрешенного использования N 9 - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материалы технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Удельный показатель для данного состава на момент изменения вида разрешенного использования составлял - 5461,14 руб. /кв. м.
Определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно Постановлению N 1311 осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
В связи с чем сумма налога за 2010 год, с учетом льготы, предусмотренной абз. 1 п. 5 Решения Тамбовской городской Думы от 28.10.2009 N 1181 "О внесении изменений в Решение Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова", определена инспекцией в размере 489 111 руб. (36513182,04 x 0,451% + (21713492,64 - 60000) x 1,5%), за 2011 год - 689 934 руб. (36513182,04 x 1% + (21713492,64 - 60000) x 1,5%).
Доводы предпринимателя о необходимости использования в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога за 2010-2011 по принадлежащим ему земельным участкам в размере 1 руб. в отношении двух участков и в размере 0 руб. в отношении третьего земельного участка, поскольку постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 (с изменениями от 02.04.2009 N 363) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" определена кадастровая стоимость двух земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0309005:42 и 68:29:0309005:43 в размере 1 руб., а кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0309005:172 указанным постановлением не определена, правомерно отклонены судами как основанные на неправильном толковании норм права.
Согласно п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Согласно п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики - индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков предназначенных для использования либо используемых в предпринимательской деятельности на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 393 НК РФ).
Из статьи 394 НК РФ следует, что исчисление налога производится по налоговым ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать предельные налоговые ставки, установленные названной статьей.
Согласно п. 2 ст. 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Из изложенных правовых норм следует, что обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах, предусмотренных статьей 388 НК РФ (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения), земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена и доведена до сведения налогоплательщика кадастровая стоимость этого земельного участка. Налог исчисляется по ставке, соответствующей целевому назначению и разрешенному виду использования земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков.
При этом до 01.01.2008 порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков на начало каждого налогового периода (1 января календарного года) определялся органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не позднее 1 марта этого года.
С 01.01.2008, в связи с внесением изменений в пункт 14 статьи 396 НК РФ Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ, порядок доведения сведений о кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков определяется Правительством Российской Федерации, принявшим постановление от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков", в соответствии с которым данные сведения бесплатно предоставляются налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса, на основании их письменного заявления, в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения, до 01.03.2008 - в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", до 1 марта текущего года, с 01.03.2008 - в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Также указанные сведения могут быть размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам, в том числе в виде кадастрового плана территории (пункт 2 статьи 14 Закона).
На территории муниципального образования г. Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова", опубликованным в газете "Наш город Тамбов".
Названным нормативным актом установлено, что в целях доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков на территории города Тамбова администрация города Тамбова ежегодно публикует кадастровую стоимость земельных участков на территории города Тамбова по состоянию на 1 января календарного года, не позднее 1 марта этого года.
Решением Тамбовской городской Думы от 26.11.2008 N 810 в решение от 09.11.2005 N 74 внесены изменения в части ставок налогообложения земельным налогом.
Кадастровая оценка земель в Тамбовской области проведена и утверждена постановлением Администрации Тамбовской области от 29.07.2003 N 584 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тамбовской области" (с изменениями, внесенными постановлениями от 06.10.2006 N 1130 и от 26.04.2007 N 435).
Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", опубликованным в газете "Тамбовская жизнь" от 18.01.2008, утверждены новые удельные показатели кадастровой стоимости земли в Тамбовской области.
Вместе с тем, как правильно указано судами, государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области была введена в действие без обязательного заключения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и удельные показатели кадастровой стоимости земель по отдельным видам использования были искажены, в связи с чем, по результатам согласования Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости результатов кадастровой оценки земель в Тамбовской области Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тамбовской области был направлен ряд замечаний в отношении установленных размеров кадастровой оценки земель.
С учетом замечаний Администрацией Тамбовской области принято постановление от 26.02.2009 N 188 "О внесении изменений в приложения N 1, N 2 к постановлению от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", опубликованное в газете "Тамбовская жизнь" 28.02.2009.
Данным постановлением утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Тамбовской области, а также средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов Тамбовской области).
Постановлением Администрации Тамбовской области от 02.04.2009 N 363 постановление Администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007 дополнено приложением N 3, в котором установлена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Тамбовской области.
Данным постановлением установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков 68:29:0309005:43 и 68:29:0309005:42 в размере 1 руб., стоимость земельного участка 68:29:0309005:172 не установлена.
Согласно п. 13 постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, в соответствии с п. 3.2.2 которых в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельных участок, на площадь земельного участка.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Постановлением мэра г. Тамбова от 15.08.2003 N 4897 установлен вид разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0309005:42 и 68:29:0309005:43 как "свободные от застройки". Удельный показатель для данного вида разрешенного использования определен 0 руб. /кв. м, соответственно кадастровая стоимость составляет 1 руб.
Согласно постановлению администрации г. Тамбова от 22.12.2008 N 9880 "О продаже Каратееву А.В. земельных участков, расположенных по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, 217" установлен вид разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0309005:42, 68:29:0309005:43 и 68:29:0309005:172 на "под бетонную площадку, здания лит. Е, Д".
Договор N 1113 купли-продажи земельного участка под объектами недвижимости от 24.02.2009 также подтверждает факт приобретения предпринимателем земельных участков из земель населенных пунктов "под бетонную площадку, здания лит. Е. Д".
Постановлением администрации г. Тамбова N 5463 от 21.07.2008 земельный участок с кадастровым номером 68:29:0309005:42 разделен на 3 земельных участка, в том числе земельный участок площадью 3632 кв. м. В отношении данного участка установлен вид разрешенного использования - "под объект недвижимости" и согласно кадастрового паспорта присвоен кадастровый номер 68:29:0309005:172. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 23.09.2008
При таких обстоятельствах при определении кадастровой стоимости указанных земельных участков в спорном периоде надлежало руководствоваться Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка и определять кадастровую стоимость путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельных участок, на площадь земельного участка.
Согласно 2.1.1. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ.
Из определения Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2010 N 13-Г-10-11 следует, что окончательная проверка отчета, составленного исполнителем работ по кадастровой оценке земель Тамбовской области, завершена в декабре 2008 года.
Таким образом, спорные земельные участки с измененными видами разрешенного использования не могли быть учтены при кадастровой оценке земель, завершившейся надлежащим утверждением ее результатов постановлением Администрации Тамбовской области от 26.02.2009 N 188, а также при принятии Администрацией Тамбовской области постановления от 02.04.2009 г. N 363.
Поскольку до момента принятия и опубликования постановления от 26.02.2009 N 188 в Тамбовской области не была в установленном законодательством порядке проведена кадастровая оценка земли и доведены до сведения налогоплательщиков ее результаты, суды правомерно пришли к выводу, что налоговые обязательства предпринимателя в отношении спорных земельных участков подлежат расчету исходя удельного показателя, установленного постановлением администрации Тамбовской области от 26.02.2009 N 188 и составляющего 4 315,25 руб. /кв. м для 9 вида разрешенного использования кадастрового квартала 68:29:0309005.
Доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судов и направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем судом кассационной инстанции отклоняются.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.05.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А64-5082/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Каратеева Алексея Васильевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА
Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
М.Н.ЕРМАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)