Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Аладышева С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Рыковой Г.М.,
судей Асташкиной О.Г. и Беляева Р.В.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по <данные изъяты> на решение Каширского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по гражданскому делу по исковому заявлению Ф. к ФГБУ "ФКП Росреестра" по <данные изъяты>, МИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты> о признании недействительными сведений, внесенных в ГКН о показателе кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести сведения в ГКН о рыночной стоимости земельного участка и произвести перерасчет земельного налога,
заслушав доклад судьи Асташкиной О.Г.
объяснения Ф.,
установила:
Ф. обратился с учетом уточнений с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" по <данные изъяты>, МИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты> о признании недействительными сведений, внесенных в ГКН об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с момента их внесения, обязании внести сведения в ГКН о рыночной стоимости земельного участка и произвести перерасчет земельного налога.
В обоснование иска указал, что ему принадлежали земельные участки, расположенные по адресу: <данные изъяты>, вблизи д. Благодать. Часть из них принадлежит ему и в настоящее время. Право собственности на выделенные земельные участки возникло у истца на основании его решения от <данные изъяты> о разделе принадлежащего ему земельного участка с <данные изъяты>. Еще до раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Постановлением Администрации Серебряно-Прудского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> вид разрешенного использования этого земельного участка был изменен с "сельскохозяйственного производства" на "дачное строительство", категория земель сохранена: земли сельскохозяйственного назначения.
<данные изъяты> истцом было получено налоговое уведомление <данные изъяты>, согласно которому земельный налог за земельные участки за налоговые периоды <данные изъяты> года составил 1165 171,98 руб. При этом по части земельных участков налоговый орган сведений о стоимости вообще не имел, соответственно, налог по этим участкам вообще не начислен, что приведет к доначислению земельного налога в будущем.
Размер земельного налога исчислен, исходя из представленных ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" сведений о кадастровой стоимости, удельном показателе данных земельных участков, внесенных в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по <данные изъяты>). Удельный показатель при этом составил 2402,59 рублей за 1 кв. м. Истец полагает, что удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков и их кадастровая стоимость, внесены в Государственный кадастр недвижимости в нарушение установленного земельным законодательством порядка определения кадастровой стоимости земельных участков, чрезмерно завышены, что существенно нарушает права истца как землевладельца и налогоплательщика.
Поскольку государственная кадастровая оценка земельных участков, принадлежащих истцу, никогда не проводилась, а вид разрешенного использования был изменен, их кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п. 2.3.1. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от <данные изъяты> N 222. Указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка. Видом объединения, соответствующим измененному виду разрешенного использования земельных участков заявителя "под дачное строительство" является дачное объединение. Кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений. Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений <данные изъяты> (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам. Из приложения N 2 к указанному Распоряжению следует, что средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Серебряно-Прудскому муниципальному району не установлен. Согласно отчету об оценке земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, средний удельный показатель кадастровой стоимости данных земельных участков составляет 34 руб. 35 коп., вследствие чего рыночная стоимость каждого из них значительно ниже указанной в государственном кадастре недвижимости. Незаконные действия по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости его земельных участков нарушили его права, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога. В обоснование иска Ф. ссылается на положения ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от <данные изъяты>. <данные изъяты>, Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от <данные изъяты>. N 222. Просит признать недействительными внесенные ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости принадлежащих Ф. земельных участков, расположенных по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, в размере 2402.59 руб. за 1 кв. м, с момента их внесения - с <данные изъяты>; обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 34 руб. 35 коп. за 1 кв. м и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельных участков в количестве <данные изъяты>, начиная с кадастрового номера <данные изъяты> по кадастровый номер <данные изъяты>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; с разрешенным использованием: для дачного строительства; местоположение: <данные изъяты>, вблизи д. Благодать; обязать МИФНС РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> произвести перерасчет земельного налога, подлежащего уплате за <данные изъяты>, из расчета стоимости земельных участков в количестве 261, начиная с земельного участка <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты> по земельный участок <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, равной рыночной стоимости определенной оценщиком.
В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования и доводы, изложенные в нем, но при этом указал, что удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка необходимо внести в той сумме, которая установлена судебной экспертизой.
Представитель ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика МИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты> в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Решением Каширского городского суда от <данные изъяты> исковые требования Ф. удовлетворены.
Не согласившись с постановленным решением, представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" обжалует его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, и вынести новое решение, указывает, что судом при вынесении решения допущены нарушения норм материального права.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, считает необходимым проверить решение суда первой инстанции в полном объеме, поскольку оно подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права.
Требования Ф. по настоящему спору направлены на установление рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков, которая после ее установления будет внесена в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости данных земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000; 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Судом была проведена судебная экспертиза, из содержания которой усматривается, что рыночная стоимость 1 кв. м каждого спорного земельного участка составляет на дату внесения кадастровой стоимости, а именно на <данные изъяты>, 33 рубля.
Судебная коллегия, рассматривая доводы апелляционной жалобы о необходимости представления экспертного заключения на отчет оценщика, считает их несостоятельными и учитывает, что действующее законодательство не содержит требований составления экспертного заключения на отчет об установлении рыночной стоимости, изготовленный в рамках назначенной судом экспертизы.
Рассматривая вопрос о дате внесения рыночной стоимости земельного участка в ГКН, судебная коллегия исходит из следующего.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве его кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Поэтому статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основание для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы 111.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей, и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости.
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Вместе с тем, признавая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере 2402,59 руб. недействительными с момента их внесения с <данные изъяты> и обязывая кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости установленную рыночную стоимость земельного участка без указания даты внесения судом первой инстанции не учтено, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, однако не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. То есть рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимости с ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка, соответствующие изменения в ГКН вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу.
Учитывая изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания недействительными сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Истец не представил суду доказательства, что на <данные изъяты> кадастровая стоимость его земельных участков установлена в противоречие с законами и нормативными актами, регулирующими порядок проведения кадастровой оценки, либо при расчете кадастровой стоимости земельных участков допущена арифметическая ошибка. Признавая недействительными сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, суд первой инстанции фактически обязал кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка именно с даты внесения кадастровой стоимости, а не после вступления в законную силу судебного акта об установлении рыночной стоимости земельного участка, что не соответствует требованиям закона.
Судебная коллегия полагает не основанными на нормах материального права выводы суда о возложении обязанности на налоговый орган по перерасчету земельного налога, подлежащего уплате Ф., за <данные изъяты>.
В соответствии со статьей 387 ГК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 389 ГК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним ежегодно до 01 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно налогового уведомления кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию налоговых периодов.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Федерального закона РФ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определении кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Вместе с тем, в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Следовательно, внесение новой кадастровой стоимости земельного участка государственный кадастр недвижимости не означает аннулирование ране внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Установление судом рыночной стоимости спорных земельных участков является основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу, и не служит основанием для перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены правильного судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Каширского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Ф. удовлетворить частично.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 33,00 рублей за 1 кв. м и кадастровой стоимости земельных участков в количестве 261, находящихся в квартале <данные изъяты>, начиная с кадастрового номера <данные изъяты> по кадастровый номер <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, расположенных по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, рассчитанной из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 33,00 рублей за 1 кв. м.
В остальной части заявленных исковых требований Ф. - ОТКАЗАТЬ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Аладышева С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Рыковой Г.М.,
судей Асташкиной О.Г. и Беляева Р.В.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по <данные изъяты> на решение Каширского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по гражданскому делу по исковому заявлению Ф. к ФГБУ "ФКП Росреестра" по <данные изъяты>, МИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты> о признании недействительными сведений, внесенных в ГКН о показателе кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести сведения в ГКН о рыночной стоимости земельного участка и произвести перерасчет земельного налога,
заслушав доклад судьи Асташкиной О.Г.
объяснения Ф.,
установила:
Ф. обратился с учетом уточнений с иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" по <данные изъяты>, МИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты> о признании недействительными сведений, внесенных в ГКН об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с момента их внесения, обязании внести сведения в ГКН о рыночной стоимости земельного участка и произвести перерасчет земельного налога.
В обоснование иска указал, что ему принадлежали земельные участки, расположенные по адресу: <данные изъяты>, вблизи д. Благодать. Часть из них принадлежит ему и в настоящее время. Право собственности на выделенные земельные участки возникло у истца на основании его решения от <данные изъяты> о разделе принадлежащего ему земельного участка с <данные изъяты>. Еще до раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Постановлением Администрации Серебряно-Прудского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> вид разрешенного использования этого земельного участка был изменен с "сельскохозяйственного производства" на "дачное строительство", категория земель сохранена: земли сельскохозяйственного назначения.
<данные изъяты> истцом было получено налоговое уведомление <данные изъяты>, согласно которому земельный налог за земельные участки за налоговые периоды <данные изъяты> года составил 1165 171,98 руб. При этом по части земельных участков налоговый орган сведений о стоимости вообще не имел, соответственно, налог по этим участкам вообще не начислен, что приведет к доначислению земельного налога в будущем.
Размер земельного налога исчислен, исходя из представленных ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" сведений о кадастровой стоимости, удельном показателе данных земельных участков, внесенных в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по <данные изъяты>). Удельный показатель при этом составил 2402,59 рублей за 1 кв. м. Истец полагает, что удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков и их кадастровая стоимость, внесены в Государственный кадастр недвижимости в нарушение установленного земельным законодательством порядка определения кадастровой стоимости земельных участков, чрезмерно завышены, что существенно нарушает права истца как землевладельца и налогоплательщика.
Поскольку государственная кадастровая оценка земельных участков, принадлежащих истцу, никогда не проводилась, а вид разрешенного использования был изменен, их кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п. 2.3.1. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от <данные изъяты> N 222. Указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка. Видом объединения, соответствующим измененному виду разрешенного использования земельных участков заявителя "под дачное строительство" является дачное объединение. Кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений. Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений <данные изъяты> (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам. Из приложения N 2 к указанному Распоряжению следует, что средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Серебряно-Прудскому муниципальному району не установлен. Согласно отчету об оценке земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, средний удельный показатель кадастровой стоимости данных земельных участков составляет 34 руб. 35 коп., вследствие чего рыночная стоимость каждого из них значительно ниже указанной в государственном кадастре недвижимости. Незаконные действия по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости его земельных участков нарушили его права, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога. В обоснование иска Ф. ссылается на положения ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от <данные изъяты>. <данные изъяты>, Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от <данные изъяты>. N 222. Просит признать недействительными внесенные ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости принадлежащих Ф. земельных участков, расположенных по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, в размере 2402.59 руб. за 1 кв. м, с момента их внесения - с <данные изъяты>; обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 34 руб. 35 коп. за 1 кв. м и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельных участков в количестве <данные изъяты>, начиная с кадастрового номера <данные изъяты> по кадастровый номер <данные изъяты>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; с разрешенным использованием: для дачного строительства; местоположение: <данные изъяты>, вблизи д. Благодать; обязать МИФНС РФ <данные изъяты> по <данные изъяты> произвести перерасчет земельного налога, подлежащего уплате за <данные изъяты>, из расчета стоимости земельных участков в количестве 261, начиная с земельного участка <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты> по земельный участок <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, равной рыночной стоимости определенной оценщиком.
В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования и доводы, изложенные в нем, но при этом указал, что удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка необходимо внести в той сумме, которая установлена судебной экспертизой.
Представитель ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика МИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты> в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Решением Каширского городского суда от <данные изъяты> исковые требования Ф. удовлетворены.
Не согласившись с постановленным решением, представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" обжалует его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, и вынести новое решение, указывает, что судом при вынесении решения допущены нарушения норм материального права.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, считает необходимым проверить решение суда первой инстанции в полном объеме, поскольку оно подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права.
Требования Ф. по настоящему спору направлены на установление рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков, которая после ее установления будет внесена в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости данных земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000; 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Судом была проведена судебная экспертиза, из содержания которой усматривается, что рыночная стоимость 1 кв. м каждого спорного земельного участка составляет на дату внесения кадастровой стоимости, а именно на <данные изъяты>, 33 рубля.
Судебная коллегия, рассматривая доводы апелляционной жалобы о необходимости представления экспертного заключения на отчет оценщика, считает их несостоятельными и учитывает, что действующее законодательство не содержит требований составления экспертного заключения на отчет об установлении рыночной стоимости, изготовленный в рамках назначенной судом экспертизы.
Рассматривая вопрос о дате внесения рыночной стоимости земельного участка в ГКН, судебная коллегия исходит из следующего.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве его кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Поэтому статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основание для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы 111.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей, и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости.
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Вместе с тем, признавая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере 2402,59 руб. недействительными с момента их внесения с <данные изъяты> и обязывая кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости установленную рыночную стоимость земельного участка без указания даты внесения судом первой инстанции не учтено, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, однако не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. То есть рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимости с ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка, соответствующие изменения в ГКН вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу.
Учитывая изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания недействительными сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Истец не представил суду доказательства, что на <данные изъяты> кадастровая стоимость его земельных участков установлена в противоречие с законами и нормативными актами, регулирующими порядок проведения кадастровой оценки, либо при расчете кадастровой стоимости земельных участков допущена арифметическая ошибка. Признавая недействительными сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, суд первой инстанции фактически обязал кадастровую палату внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка именно с даты внесения кадастровой стоимости, а не после вступления в законную силу судебного акта об установлении рыночной стоимости земельного участка, что не соответствует требованиям закона.
Судебная коллегия полагает не основанными на нормах материального права выводы суда о возложении обязанности на налоговый орган по перерасчету земельного налога, подлежащего уплате Ф., за <данные изъяты>.
В соответствии со статьей 387 ГК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 389 ГК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним ежегодно до 01 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно налогового уведомления кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию налоговых периодов.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Федерального закона РФ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определении кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Вместе с тем, в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Следовательно, внесение новой кадастровой стоимости земельного участка государственный кадастр недвижимости не означает аннулирование ране внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Установление судом рыночной стоимости спорных земельных участков является основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу, и не служит основанием для перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены правильного судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Каширского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Ф. удовлетворить частично.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 33,00 рублей за 1 кв. м и кадастровой стоимости земельных участков в количестве 261, находящихся в квартале <данные изъяты>, начиная с кадастрового номера <данные изъяты> по кадастровый номер <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, расположенных по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, рассчитанной из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 33,00 рублей за 1 кв. м.
В остальной части заявленных исковых требований Ф. - ОТКАЗАТЬ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)