Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.12.2013 ПО ДЕЛУ N А65-8442/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2013 г. по делу N А65-8442/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии:
от заявителя - Халиуллина Роберта Нургалеевича - представителя по доверенности от 06.05.2013,
от ответчика - Батыршиной Луизы Марксовны - представителя по доверенности от 05.08.2013,
от третьего лица - Пучковой Лилии Алексеевны - представителя по доверенности от 08.10.2013 N 27,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.06.2013 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу N А65-8442/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Комбытсервис" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, с участием заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан о признании незаконным решения, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.03.2013 N 2191,

установил:

открытое акционерное общество "Комбытсервис" (далее - ОАО "Комбытсервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС N 19 по Республике Татарстан, инспекция, налоговый орган) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.03.2013 N 2191.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.06.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013, заявленные требования ОАО "Комбытсервис" удовлетворены.
Межрайонная ИФНС N 19 по Республике Татарстан, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ОАО "Комбытсервис".
Представитель Межрайонной ИФНС N 19 по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель УФНС по Республике Татарстан поддержал кассационную жалобу инспекции.
Представитель общества в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества, инспекции и третьего лица, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации ОАО "Комбытсервис" по земельному налогу за 2011 год инспекция приняла решение от 14.03.2013 N 2191, которым начислила земельный налог в сумме 464 299 рублей, пени в сумме 37 951,42 рубль и штраф по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 64 600 рублей.
Данное решение было обжаловано в вышестоящий налоговый орган в порядке, установленном НК РФ.
Поскольку УФНС по Республике Татарстан решение налогового органа не отменило, общество обратилось в арбитражный суд.
Судами установлено, ОАО "Комбытсервис" является собственником земельного участка общей площадью 6 830 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. 1 Мая, д. 5 (кадастровый номер 16:50:090313:7).
15.10.2012 общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год, в которой рассчитало налог к уплате в размере 293 635 рублей, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в 36 704 720 рублей, что привело к уменьшению суммы ранее исчисленного к уплате налога (налоговая декларация от 25.01.2012) на 464 299 рублей.
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление N 1102).
Инспекция считает, что по состоянию на 01.01.2011 кадастровая стоимость для участка N 16:50:090313:7 определена в 94 741 799 рублей (далее - первоначальная кадастровая стоимость).
ООО "Комбытсервис" в обоснование заявленных требований указывает на неправильное определение налоговым органом кадастровой стоимости земельного участка.
Общество ссылается на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012, которым была установлена кадастровая стоимость для земельного участка N 16:50:090313:7 в размере 36 704 420 рублей (далее - измененная кадастровая стоимость).
Заявитель считает необходимым руководствоваться измененной кадастровой стоимостью участка. Сумма исчисленного ОАО "Комбытсервис" земельного налога за 2011 год, по его мнению, должна составлять 293 635 рублей.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и для целей налогообложения она не может изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102 (вступившим в силу в течение налогового периода), подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012. При этом суды признали правильным применение налогоплательщиком при исчислении земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 статьи 396 Кодекса).
Постановлением N 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2 и пункта 4 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
С учетом положений статьи 5 Кодекса, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 1102, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода - с 01.01.2012. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 4453/10 и от 26.07.2011 N 2647/11.
Следовательно, доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденных вышеназванным Постановлением, налоговым органом произведено неверно.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает ошибочными выводы судов о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год общество правомерно руководствовалось кадастровой стоимостью земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012.
Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок общей площадью 6 830 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. 1 Мая, д. 5 (кадастровый номер 16:50:090313:7).
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:090313:7 в размере 36 704 420 рублей.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В вышеназванном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Как указывает налоговый орган, решение суда по делу N А65-10229/2012 исполнено, кадастровая стоимость в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по земельному участку с кадастровым номером 16:50:090313:7 внесена в кадастр 03.08.2012.
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка изменена в течение налогового периода на основании судебного акта, однако решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 рыночная стоимость не определена на дату кадастровой оценки, измененная кадастровая стоимость применяется с момента вступления в силу судебного акта.
Поэтому возможность применения новой кадастровой стоимости, установленной решением суда от 14.06.2012, для исчисления земельного налога за 2011 год, в силу вышеуказанных норм, основан на ошибочном толковании судами норм налогового законодательства.
Поскольку доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением N 1102, инспекцией произведено неправильно, а изменение кадастровой стоимости земельного участка в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до указанного Постановления N 1102, а именно, Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Выводы судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем, обжалованные судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит определить сумму земельного налога, подлежащего уплате обществом в рассматриваемый период, иных налоговых обязательств, и, принимая во внимание все обстоятельства дела в соответствии с требованиями закона, вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.06.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 по делу N А65-8442/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Г.А.КОРМАКОВ

Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
О.В.ЛОГИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)