Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2008.
В полном объеме постановление изготовлено 07.06.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шиховой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.03.2008, принятое судьей Лабжания Л.Д. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Глобал Гейм" об оспаривании действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле в части отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (игровых автоматов).
В судебном заседании приняли участие представители Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле - Чепурной В.В. по доверенности от 09.01.2008 N 03-06/19; общества с ограниченной ответственностью "Глобал Гейм" - Долайчук А.В. по доверенности от 05.02.2008.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
общество с ограниченной ответственностью "Глобал Гейм" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (далее по тексту - инспекция, заявитель), выразившегося в невыдаче свидетельства и отказе зарегистрировать объекты обложения налогом на игорный бизнес (игровых автоматов) по месту их установки.
Суд первой инстанции решением от 25.03.2008 удовлетворил заявленное требование, признал незаконными действия инспекции, выразившиеся в отказе налогового органа в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве двух игровых автоматов по месту установки: г. Йошкар-Ола, ул. Подольских Курсантов, дом 14 и четырех игровых автоматов по месту установки: г. Йошкар-Ола, ул. Баумана, дом 11, обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в соответствии с заявлением общества от 03.09.2007.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, решение суда первой инстанции принято в результате неправильного применения норм материального права.
В апелляционной жалобе инспекция отмечает, что на момент подачи заявления от 03.09.2007 о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 2 штук по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Подольских Курсантов, дом 14 и в количестве 4 штук по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Баумана, дом 11 требования статей 5, 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон) обществом не были соблюдены. Следовательно, по мнению заявителя, в силу положений статьи 365 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом статей 4, 5, 16 Закона общество не может признаваться налогоплательщиком по объектам, облагаемым налогом на игорный бизнес, расположенным по указанным адресам, и не имеет право на подачу заявления о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по указанным адресам. Деятельность в этих игорных заведениях подлежит прекращению.
Кроме того, инспекция считает, что судом первой инстанции неверно определен момент фактического размещения и использования 50 игровых автоматов в игорном заведении.
Снятие с учета игровых автоматов, по мнению налогового органа, свидетельствует о том, что через два дня после подачи заявления о снятии с учета объектов игорного бизнеса игровые автоматы будут демонтированы и выведены из эксплуатации (статья 366 Налогового кодекса Российской Федерации). Исходя из материалов дела, на момент вывода из эксплуатации игровых автоматов в количестве двух штук по адресу: г. Йошкар-Ола ул. Подольских Курсантов, дом 14 и в количестве четырех штук по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Баумана, дом 11 игровых автоматов по указанным адресам осталось 48 штук и 46 штук соответственно. Взамен этих автоматов новые в эксплуатацию введены не были. Ссылаясь на положения статей 4, 5, 16 Закона, инспекция считает, что на момент вывода из эксплуатации игровых автоматов игорные заведения не соответствовали положениям Закона, что влечет необходимость прекращения деятельности игорных заведений.
Таким образом, инспекция утверждает, что судом первой инстанции в нарушение норм материального права при рассмотрении вопроса о правомерности отказа в регистрации объектов игорного бизнеса была применена статья 366 Налогового кодекса Российской Федерации, тогда как подлежали применению статьи 4, 5, 16 Закона.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Общество, представив отзыв на апелляционную жалобу, считает ее не подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель общества поддержал позицию налогоплательщика.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 24 по Южному административному округу г. Москвы 14.04.2008.
31.08.2007 общество обратилось с заявлением об изменении количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, согласно которому количество игровых автоматов уменьшено по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Подольских Курсантов, дом 14 на 2 единицы, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Баумана, дом 11 на 4 единицы (т. 1 л. д. 31 - 32).
03.09.2007 обществом в инспекцию подано заявление о регистрации в качестве объектов налогообложения двух игровых автоматов по месту установки: г. Йошкар-Ола, ул. Подольских Курсантов, дом 14, четырех игровых автоматов по месту установки: г. Йошкар-Ола, ул. Баумана, дом 11, трех игровых автоматов по месту установки: г. Йошкар-Ола, ул. В. Интернационалистов, дом 26, четырех игровых автоматов по месту установки: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, дом 1 (т. 1 л. д. 14).
Налоговым органом обществу выдано свидетельство от 16.11.2007 N 522 о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес с учетом вновь заявленных игровых автоматов, расположенных по месту установки: г. Йошкар-Ола, ул. В. Интернационалистов, дом 26 и ул. Строителей, дом 1 (т. 1 л. д. 43 - 49).
Между тем письмами от 05.09.2007 N 12-09/33984, от 22.11.2007 N 12-09/45526 (т. 1 л. д. 29 - 30, т. 2 л. д. 1 - 2) инспекция отказала в регистрации игровых автоматов в игорных заведениях, расположенных по адресам ул. Подольских Курсантов, дом 14 и ул. Баумана, дом 11, ссылаясь на часть 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", указав, что обществом не соблюдены требования данного закона и его деятельность по организации и проведению азартных игр в данных заведениях подлежит прекращению.
Посчитав, что указанными действиями инспекции нарушены права и законные интересы общества, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, признал незаконными действия инспекции, выразившиеся в отказе налогового органа в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве двух и четырех игровых автоматов по месту установки, обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В силу статьи 365 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Пунктом 1 статьи 366 Кодекса предусмотрено, что объектом обложения налогом на игорный бизнес признаются игровые автоматы.
Согласно статье 364 Кодекса под игровым автоматом понимается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование) установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения. Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме N 116 от 16.01.2007, под установкой игрового автомата следует понимать размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования (автомата) в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.
В соответствии с пунктом 2 статьи 366 Кодекса каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 данной статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. При этом, как прямо указано в этом пункте, регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Из приведенных норм следует, что регистрация объекта налогообложения и его установка - разные события, не совпадающие во времени. Соответственно, с указанными событиями законодательство связывает наступление различных правовых последствий.
В силу положений, содержащихся в пунктах 3, 4, 5 статьи 366 Кодекса, объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения; заявление о регистрации представляется в налоговый орган лично или через его представителя, либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 366 Кодекса налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения выдать свидетельство о регистрации.
Из совокупного толкования приведенных норм усматривается, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо оснований для отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Суд считает несостоятельным довод инспекции о том, что с момента подачи заявления об изменении количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, согласно которому количество игровых автоматов уменьшено, общество утратило статус налогоплательщика налога на игорный бизнес, поскольку материалами дела подтверждается, что фактическое количество размещенных в указанных игорных заведениях игровых автоматов не уменьшено.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации регламентируются нормами Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом с момента вступления в силу Федерального закона игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в соответствующих игорных зонах (часть 4 статьи 5 Закона).
Согласно части 1 статьи 16 Закона имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 Закона, частью 2 статьи 16 Закона, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
При этом деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Закона, должна была быть прекращена до 1 июля 2007 года (часть 6 статьи 16 Закона).
Таким образом, организаторы азартных игр вправе осуществлять деятельность в игорных заведениях, расположенных в специализированных игорных зонах, либо в заведениях, открытых до 01.01.2007 и которые по состоянию на 01.07.2007 соответствуют указанным выше требованиям Федерального закона и требованиям действующего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации нормативного правового акта о регулировании (ограничении) деятельности по организации и проведению азартных игр.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается инспекцией, игорные заведения общества, расположенные по адресам г. Йошкар-Ола, ул. Подольских Курсантов, дом 4 и ул. Баумана, дом 11, были открыты до 01.01.2007. По состоянию на 01.07.2007 в указанных игорных заведениях находилось по 50 игровых автоматов.
Правильным является вывод суда первой инстанции о том, что уменьшение количества игровых автоматов соответственно на 2 и 4 единицы по заявлению организации от 31.08.2007 и последующее увеличение 03.09.2007 на то же количество необоснованно расценено налоговым органом как нарушение требований Закона.
Как следует из налоговых деклараций общества за август и сентябрь 2007, количество игровых автоматов, учитываемых для целей налогообложения за указанные налоговые периоды не изменилось (т. 2 л. д. 21 - 35), в связи с чем общество не утратило статус налогоплательщика по данным заведениям.
Судом первой инстанции установлено, что фактически как за август, так и за сентябрь 2007 в указанных игорных заведениях находилось и использовалось по 50 игровых автоматов, что полностью соответствует требованиям статьи 16 Закона.
Кроме того, Закон не устанавливает в качестве правовых последствий несоблюдения субъектами предпринимательской деятельности ограничений осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр возможности отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
С учетом изложенного правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что у налогового органа не было законных оснований для отказа обществу в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве двух и четырех игровых автоматов по месту их установки.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отказ налогового органа в регистрации объектов игорного бизнеса не соответствует закону и нарушает законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции о неправомерности действий инспекции, выразившихся в отказе в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве двух игровых автоматов по месту установки: г. Йошкар-Ола, ул. Подольских Курсантов, дом 14 и четырех игровых автоматов по месту установки: г. Йошкар-Ола, ул. Баумана, дом 11 и возложении на налоговый орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в соответствии с частью 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изложенным опровергаются доводы апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на инспекцию.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.03.2008 по делу N А38-156/2008-17-36 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.06.2008 ПО ДЕЛУ N А38-156/2008-17-36
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2008 г. по делу N А38-156/2008-17-36
Резолютивная часть постановления объявлена 05.06.2008.
В полном объеме постановление изготовлено 07.06.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шиховой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.03.2008, принятое судьей Лабжания Л.Д. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Глобал Гейм" об оспаривании действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле в части отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (игровых автоматов).
В судебном заседании приняли участие представители Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле - Чепурной В.В. по доверенности от 09.01.2008 N 03-06/19; общества с ограниченной ответственностью "Глобал Гейм" - Долайчук А.В. по доверенности от 05.02.2008.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Глобал Гейм" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (далее по тексту - инспекция, заявитель), выразившегося в невыдаче свидетельства и отказе зарегистрировать объекты обложения налогом на игорный бизнес (игровых автоматов) по месту их установки.
Суд первой инстанции решением от 25.03.2008 удовлетворил заявленное требование, признал незаконными действия инспекции, выразившиеся в отказе налогового органа в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве двух игровых автоматов по месту установки: г. Йошкар-Ола, ул. Подольских Курсантов, дом 14 и четырех игровых автоматов по месту установки: г. Йошкар-Ола, ул. Баумана, дом 11, обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в соответствии с заявлением общества от 03.09.2007.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, решение суда первой инстанции принято в результате неправильного применения норм материального права.
В апелляционной жалобе инспекция отмечает, что на момент подачи заявления от 03.09.2007 о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 2 штук по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Подольских Курсантов, дом 14 и в количестве 4 штук по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Баумана, дом 11 требования статей 5, 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон) обществом не были соблюдены. Следовательно, по мнению заявителя, в силу положений статьи 365 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом статей 4, 5, 16 Закона общество не может признаваться налогоплательщиком по объектам, облагаемым налогом на игорный бизнес, расположенным по указанным адресам, и не имеет право на подачу заявления о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по указанным адресам. Деятельность в этих игорных заведениях подлежит прекращению.
Кроме того, инспекция считает, что судом первой инстанции неверно определен момент фактического размещения и использования 50 игровых автоматов в игорном заведении.
Снятие с учета игровых автоматов, по мнению налогового органа, свидетельствует о том, что через два дня после подачи заявления о снятии с учета объектов игорного бизнеса игровые автоматы будут демонтированы и выведены из эксплуатации (статья 366 Налогового кодекса Российской Федерации). Исходя из материалов дела, на момент вывода из эксплуатации игровых автоматов в количестве двух штук по адресу: г. Йошкар-Ола ул. Подольских Курсантов, дом 14 и в количестве четырех штук по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Баумана, дом 11 игровых автоматов по указанным адресам осталось 48 штук и 46 штук соответственно. Взамен этих автоматов новые в эксплуатацию введены не были. Ссылаясь на положения статей 4, 5, 16 Закона, инспекция считает, что на момент вывода из эксплуатации игровых автоматов игорные заведения не соответствовали положениям Закона, что влечет необходимость прекращения деятельности игорных заведений.
Таким образом, инспекция утверждает, что судом первой инстанции в нарушение норм материального права при рассмотрении вопроса о правомерности отказа в регистрации объектов игорного бизнеса была применена статья 366 Налогового кодекса Российской Федерации, тогда как подлежали применению статьи 4, 5, 16 Закона.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Общество, представив отзыв на апелляционную жалобу, считает ее не подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель общества поддержал позицию налогоплательщика.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 24 по Южному административному округу г. Москвы 14.04.2008.
31.08.2007 общество обратилось с заявлением об изменении количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, согласно которому количество игровых автоматов уменьшено по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Подольских Курсантов, дом 14 на 2 единицы, по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Баумана, дом 11 на 4 единицы (т. 1 л. д. 31 - 32).
03.09.2007 обществом в инспекцию подано заявление о регистрации в качестве объектов налогообложения двух игровых автоматов по месту установки: г. Йошкар-Ола, ул. Подольских Курсантов, дом 14, четырех игровых автоматов по месту установки: г. Йошкар-Ола, ул. Баумана, дом 11, трех игровых автоматов по месту установки: г. Йошкар-Ола, ул. В. Интернационалистов, дом 26, четырех игровых автоматов по месту установки: г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, дом 1 (т. 1 л. д. 14).
Налоговым органом обществу выдано свидетельство от 16.11.2007 N 522 о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес с учетом вновь заявленных игровых автоматов, расположенных по месту установки: г. Йошкар-Ола, ул. В. Интернационалистов, дом 26 и ул. Строителей, дом 1 (т. 1 л. д. 43 - 49).
Между тем письмами от 05.09.2007 N 12-09/33984, от 22.11.2007 N 12-09/45526 (т. 1 л. д. 29 - 30, т. 2 л. д. 1 - 2) инспекция отказала в регистрации игровых автоматов в игорных заведениях, расположенных по адресам ул. Подольских Курсантов, дом 14 и ул. Баумана, дом 11, ссылаясь на часть 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", указав, что обществом не соблюдены требования данного закона и его деятельность по организации и проведению азартных игр в данных заведениях подлежит прекращению.
Посчитав, что указанными действиями инспекции нарушены права и законные интересы общества, организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, признал незаконными действия инспекции, выразившиеся в отказе налогового органа в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве двух и четырех игровых автоматов по месту установки, обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В силу статьи 365 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Пунктом 1 статьи 366 Кодекса предусмотрено, что объектом обложения налогом на игорный бизнес признаются игровые автоматы.
Согласно статье 364 Кодекса под игровым автоматом понимается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование) установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения. Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме N 116 от 16.01.2007, под установкой игрового автомата следует понимать размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования (автомата) в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.
В соответствии с пунктом 2 статьи 366 Кодекса каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 данной статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. При этом, как прямо указано в этом пункте, регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Из приведенных норм следует, что регистрация объекта налогообложения и его установка - разные события, не совпадающие во времени. Соответственно, с указанными событиями законодательство связывает наступление различных правовых последствий.
В силу положений, содержащихся в пунктах 3, 4, 5 статьи 366 Кодекса, объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения; заявление о регистрации представляется в налоговый орган лично или через его представителя, либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 366 Кодекса налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения выдать свидетельство о регистрации.
Из совокупного толкования приведенных норм усматривается, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо оснований для отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Суд считает несостоятельным довод инспекции о том, что с момента подачи заявления об изменении количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, согласно которому количество игровых автоматов уменьшено, общество утратило статус налогоплательщика налога на игорный бизнес, поскольку материалами дела подтверждается, что фактическое количество размещенных в указанных игорных заведениях игровых автоматов не уменьшено.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации регламентируются нормами Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом с момента вступления в силу Федерального закона игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в соответствующих игорных зонах (часть 4 статьи 5 Закона).
Согласно части 1 статьи 16 Закона имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 Закона, частью 2 статьи 16 Закона, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
При этом деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Закона, должна была быть прекращена до 1 июля 2007 года (часть 6 статьи 16 Закона).
Таким образом, организаторы азартных игр вправе осуществлять деятельность в игорных заведениях, расположенных в специализированных игорных зонах, либо в заведениях, открытых до 01.01.2007 и которые по состоянию на 01.07.2007 соответствуют указанным выше требованиям Федерального закона и требованиям действующего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации нормативного правового акта о регулировании (ограничении) деятельности по организации и проведению азартных игр.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается инспекцией, игорные заведения общества, расположенные по адресам г. Йошкар-Ола, ул. Подольских Курсантов, дом 4 и ул. Баумана, дом 11, были открыты до 01.01.2007. По состоянию на 01.07.2007 в указанных игорных заведениях находилось по 50 игровых автоматов.
Правильным является вывод суда первой инстанции о том, что уменьшение количества игровых автоматов соответственно на 2 и 4 единицы по заявлению организации от 31.08.2007 и последующее увеличение 03.09.2007 на то же количество необоснованно расценено налоговым органом как нарушение требований Закона.
Как следует из налоговых деклараций общества за август и сентябрь 2007, количество игровых автоматов, учитываемых для целей налогообложения за указанные налоговые периоды не изменилось (т. 2 л. д. 21 - 35), в связи с чем общество не утратило статус налогоплательщика по данным заведениям.
Судом первой инстанции установлено, что фактически как за август, так и за сентябрь 2007 в указанных игорных заведениях находилось и использовалось по 50 игровых автоматов, что полностью соответствует требованиям статьи 16 Закона.
Кроме того, Закон не устанавливает в качестве правовых последствий несоблюдения субъектами предпринимательской деятельности ограничений осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр возможности отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
С учетом изложенного правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что у налогового органа не было законных оснований для отказа обществу в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве двух и четырех игровых автоматов по месту их установки.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отказ налогового органа в регистрации объектов игорного бизнеса не соответствует закону и нарушает законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции о неправомерности действий инспекции, выразившихся в отказе в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве двух игровых автоматов по месту установки: г. Йошкар-Ола, ул. Подольских Курсантов, дом 14 и четырех игровых автоматов по месту установки: г. Йошкар-Ола, ул. Баумана, дом 11 и возложении на налоговый орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в соответствии с частью 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изложенным опровергаются доводы апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на инспекцию.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.03.2008 по делу N А38-156/2008-17-36 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.Б.БЕЛЫШКОВА
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)