Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.03.2010 ПО ДЕЛУ N А44-5662/2009

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2010 г. по делу N А44-5662/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 9 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 декабря 2009 года по делу N А44-5662/2009 (судья Кузема А.Н.),

установил:

закрытое акционерное общество "Иванов и К" (далее - общество, ЗАО "Иванов и К") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области (далее - инспекция, межрайонная ИФНС России N 1) о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в отказе во внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в части исправления неверной записи N 2065331014802 о размере уставного капитала.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - региональное отделение, РО ФСФР России в СЗО).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 22.12.2009 по делу N А44-5662/2009 требования ЗАО "Иванов и К" удовлетворены.
Межрайонная ИФНС России N 1 с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении требований общества отказать. В обоснование своей позиции ссылается на то, что не наделена полномочиями на признание недействительными записей, внесенных в ЕГРЮЛ, споры по указанным вопросам разрешаются в судебном порядке; действия регистрирующего органа произведены по заявлению юридического лица в соответствии с нормами действующего законодательства.
ЗАО "Иванов и К" в отзыве с доводами жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.
Региональное отделение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Инспекция, общество и региональное отделение представителей в суд не направили, межрайонная ИФНС России N 1 и ЗАО "Иванов и К" заявили ходатайства о рассмотрении дела без их участия, стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 03.08.1999 единственным учредителем Ивановым И.И. принято решение о создании ЗАО "Иванов и К", общество зарегистрировано 08.04.1999 на основании постановления администрации Пестовского района Новгородской области N 263, выдано свидетельство о государственной регистрации N 67 серии ПР.
ЗАО "Иванов и К" 29.05.2006 обратилось в инспекцию с заявлением N 350 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в частности в сведения об уставном капитале.
Межрайонная ИФНС России N 1 приняла решение от 31.05.2006 N 1469 о государственной регистрации изменений в уставе ЗАО "Иванов и К" в части увеличения его уставного капитала до 201 000 рублей, разделенного на 300 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 670 рублей каждая, в ЕГРЮЛ произведена запись N 2065331014802.
В то же время РО ФСФР России в СЗО в ходе осуществления контроля на рынке ценных бумаг установило, что по состоянию на 08.04.2009 общество не представило ему документы, необходимые для регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций, распределенных при создании ЗАО "Иванов и К", направило предписание от 04.05.2009 N 72-09-АН-13/822пд, предложив в срок до 12.07.2009 привести размер уставного капитала в соответствие с требованиями Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", представить документы для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций.
Поэтому ЗАО "Иванок и К" обратилось в межрайонную ИФНС России N 1 (письмо вх. 06.07.2009) с просьбой признать недействительными изменения в уставе, зарегистрированные в ЕГРЮЛ 31.05.2006 за государственным номером 2065331014802.
В ответе от 21.08.2009 за N 2.4-12/52695 инспекция сообщила, что 29.05.2006 обществом представлен полный пакет документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, признать запись недействительной могут только судебные органы.
Общество посчитало бездействие инспекции по внесению изменений незаконным и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных этим Законом необходимых для государственной регистрации документов.
В силу статьи 27 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) уставом общества должны быть определены количество, номинальная стоимость размещенных акций и права, предоставляемые этими акциями.
Пунктом 2 статьи 28 и подпунктом 6 пункта 1 статьи 48 Закона N 208-ФЗ предусмотрено, что решение об увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций принимается общим собранием акционеров.
На основании статей 19, 24, 26 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" одним из обязательных условий выпуска ценных бумаг является решение о выпуске ценных бумаг и регистрация выпуска ценных бумаг.
В пункте 1 статьи 12 Закона N 208-ФЗ сказано, что внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 6 названной статьи.
Пунктом 2 статьи 12 Закона N 208-ФЗ определено, что внесение в устав общества изменений и дополнений, в том числе изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется по результатам размещения акций общества на основании следующих документов: решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества; решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения; иного решения, на основании которого осуществляется размещение акций и размещение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции; зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций либо, если в соответствии с федеральным законом процедура эмиссии акций не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах выпуска акций, - на основании выписки из государственного реестра эмиссионных ценных бумаг.
В рассматриваемом случае общество обратилось в инспекцию с заявлением о регистрации изменений в устав в части сведений о размере уставного капитала, включая номинальную стоимость размещенных акций.
Согласно решению единственного акционера ЗАО "Иванов и К" от 25.05.2006 N 2 изменения в устав общества вносятся в связи с увеличением уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций.
В свою очередь внесение в устав акционерного общества изменений, связанных с увеличением уставного капитала, и государственная регистрация указанных изменений могут быть осуществлены только после окончания процедуры эмиссии ценных бумаг, предусмотренной частью 1 статьи 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Следовательно, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы общества, может быть осуществлена только после государственной регистрации отчета об итогах выпуска акций.
При таких обстоятельствах инспекции следовало убедиться в том, что в представленном для государственной регистрации пакете документов имеется зарегистрированный отчет об итогах выпуска акций или сведения о его фактическом наличии.
Между тем из материалов дела усматривается и межрайонной ИФНС России N 1 не оспаривается, что данный отчет при регистрации изменений не представлялся, поэтому у инспекции имелось основание для отказа в государственной регистрации в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, поскольку недостоверность содержащейся в представленных для регистрации документах информации влечет недействительность решения о государственной регистрации изменений.
Порядок внесения записей в ЕГРЮЛ установлен Законом N 129-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О едином государственном реестре юридических лиц", утвердившим Правила ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил при несоответствии сведений, содержащихся в государственном реестре, сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.
Из смысла вышеназванной нормы следует, что в ЕГРЮЛ должны быть указаны достоверные сведения, а в случае если после осуществления государственной регистрации сведений выявлено их несоответствие сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, необходимо внести соответствующие изменения в реестр.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие инспекции, выразившееся в отказе во внесении изменений ЕГРЮЛ в части исправления неверной записи N 2065331014802 о размере уставного капитала общества.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 декабря 2009 года по делу N А44-5662/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новгородской области - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА

Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)