Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2013 ПО ДЕЛУ N А65-7439/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2013 г. по делу N А65-7439/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Желтышевым А.И., с участием:
от ОАО "Комбытсервис" - представитель не явился, извещено,
от ИФНС России по Московскому району г. Казани - представителя Заляловой А.Р. (доверенность от 18.03.2013),
от третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 сентября 2013 года с использованием средств видеоконференц-связи апелляционную жалобу ИФНС России по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 июня 2013 года по делу N А65-7439/2013 (судья Воробьев Р.М.), принятое по заявлению ОАО "Комбытсервис" (ОГРН 1021602825980, ИНН 1653006793), г. Казань, к ИФНС России по Московскому району г. Казани (ОГРН 1041626853806, ИНН 1658001735), г. Казань, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решения от 28 февраля 2013 года N 6125,
установил:

Открытое акционерное общество "Комбытсервис" (далее - ОАО "Комбытсервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Московскому району г. Казани (далее - налоговый орган, инспекция) от 28 февраля 2013 года N 6125 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан), Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 июня 2013 года заявленные требования ОАО "Комбытсервис" удовлетворены, решение ИФНС России по Московскому району г. Казани от 28 февраля 2013 года N 6125 признано незаконным полностью, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. На ИФНС России по Московскому району г. Казани возложена обязанность устранить нарушение прав ОАО "Комбытсервис".
В апелляционной жалобе ИФНС России по Московскому району г. Казани просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме, ссылаясь на занижение заявителем суммы земельного налога, подлежащей плате в бюджет, в связи с неверным определением кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 05 октября 2005 года N 478 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель г. Казань". Спорный земельный участок попал в перечень оцениваемых земельных участков государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденный постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, согласно которому результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов вводятся в действие с 01 января 2011 года. Данное постановление не является нормативным правовым актом в области налогов и сборов, и статья 5 НК РФ на него не распространяется.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей общества b третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя инспекции, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "Комбытсервис" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:100420:107, общей площадью 2 369 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Волгоградская, д. 8 (далее - спорный земельный участок).
Налогоплательщиком 08 октября 2012 года в налоговый орган в электронном виде представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в соответствии с которой налоговая база в отношении спорного земельного участка определена исходя из его кадастровой стоимости в размере 965 499 руб., что привело к уменьшению суммы земельного налога, подлежащего уплате за 2011 год, на 2 047 848 руб.
Налоговым органом на основании данной уточненной налоговой декларации проведена камеральная налоговая проверка налогоплательщика, по окончании которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 23 января 2013 года N 22050.
В ходе проверки установлено, что заявителем занижена сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, на 2 047 848 руб. в связи с тем, что заявитель неверно определил кадастровую стоимость земельного участка, применив кадастровую стоимость земельного участка в соответствии с постановлением кабинета министров Республики Татарстан N 478 от 05 октября 2005 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани" (далее - постановление КМ РТ N 478). По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2011 год, подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - постановление КМ РТ N 1102).
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на то, что по состоянию на 01 января 2011 года кадастровая стоимость земельного участка определена не была, следовательно, кадастровая стоимость, утвержденная постановлением КМ РТ N 1102, подлежит применению с 01 января 2012 года.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением КМ РТ N 1102.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31 октября 2002 года N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления кабинета министров Республики Татарстан от 05 сентября 2002 года N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан", постановления кабинета министров Республики Татарстан от 19 июля 2002 года N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов кабинета министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления кабинета министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Постановление кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02 февраля 2011 года N 5, следовательно, вступило в силу уже после 01 января 2011 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03 февраля 2010 года N 165-О-О указал, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Суд первой инстанции, в соответствии с вышеуказанной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, обоснованно исходил из того, что данный порядок вступления в силу нормативных правовых актов в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (01 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01 января 2012 года.
Данные выводы суда подтверждаются постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июля 2011 года N 2647/11, от 21 сентября 2010 года N 4453/10, постановлением ФАС Поволжского округа от 02 апреля 2013 года по делу N А65-19393/2012.
В соответствии с постановлением КМ РТ N 478 кадастровая стоимость спорного земельного участка составила 18 144 171 руб., как и отразил заявитель в налоговой декларации. Следовательно, земельный налог к уплате за 2011 год по нему должен составить 695 499 руб., а не 2 743 347 руб., как указывает налоговый орган.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое решение инспекции о начислении 2 047 848 руб. земельного налога за 2011 год не соответствующим законодательству и нарушающими права и законные интересы заявителя и правомерно удовлетворил требования заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что постановление КМ РТ N 1102 не является нормативным правовым актом в области налогов и сборов, и статья 5 НК РФ на него не распространяется, отклоняются. Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 03 февраля 2010 года N 165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
С учетом данной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации суд первой инстанции правомерно применил к рассматриваемым правоотношениям статью 5 НК РФ, регулирующую действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 26 июня 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ИФНС России по Московскому району г. Казани, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 июня 2013 года по делу N А65-7439/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
А.А.ЮДКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)