Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.04.2014 N 11АП-1488/2014 ПО ДЕЛУ N А65-21757/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2014 г. по делу N А65-21757/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Ротопринт" - представитель не явился, извещено,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан - представителя Егорчатова А.Ю. (доверенность от 27 января 2014 года),
третьего лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 апреля 2014 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ротопринт"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2013 года по делу N А65-21757/2013 (судья Сальманова Р.Р.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ротопринт" (ИНН 1661016594, ОГРН 1061683043036), г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан, г. Зеленодольск Республики Татарстан,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
об оспаривании решения от 03 июля 2013 года N 10051/13-К,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ротопринт" (далее - заявитель, общество, ООО "Ротопринт") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Татарстан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения о привлечении к налоговой ответственности от 03.07.2013 N 10051/13-К.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2013 года заявление общества удовлетворено частично. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Республике Татарстан от 03.07.2013 N 10051/13-К признано недействительным в части превышающей штраф в размере 10 000 руб., как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ). На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В остальной части заявленных требований в удовлетворении отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что по спорному земельному участку заявитель был вправе учесть размер кадастровой стоимости, установленный решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 февраля 2013 года по делу N А65-27659/2012. По мнению заявителя, рыночная оценка стоимости земельного участка производится по состоянию на 01.01.2011, в связи с чем результаты этой оценки могут и должны учитываться при исчислении налога за 2012 год.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
На основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 04 марта 2014 года рассмотрение дела было отложено на 02 апреля 2014 года на 09 час 15 мин 50 по ходатайства заявителя в связи с рассмотрением Федеральным арбитражным судом Поволжского округа аналогичного спора (дело N А65-18164/2013).
Дело рассмотрено в судебном заседании 02 апреля 2014 года в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя и УФНС России по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя инспекции, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым N 16:20:84601:8, общей площадью 148 264 кв. м, расположенный по адресу: Зеленодольский район, примерно в 2,5 км от п. Дубровка по направлению на северо-восток.
Заявителем 01.02.2013 в налоговый орган была представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год с суммой к уплате в размере 564279 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: 16:20:84601:8, в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2013 по делу N А65-27659/2012.
В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно. В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 2012 году земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением кабинета министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010, а не решения суда, вступившего в законную силу в 2013 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 22.05.2013 N 17485.
На основании акта проверки и возражений общества, налоговым органом принято решение о привлечении к налоговой ответственности N 10051/13-К от 03.07.2013, которым обществу доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 222 329 руб.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по Республике Татарстан, которое решением от 05.09.2013 N 2.14-0-18/019476@ жалобу заявителя оставило без удовлетворения, решение инспекции - без изменения, утвердив его.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 01.01.2011 N 275-О-О указал, что Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены существенные изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный пункт в новой редакции предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кроме того, Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой прямо указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рас- смотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В связи с указанными изменениями законодательства Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)" (утвержден приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508) было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Из материалов дела следует, что заявитель, не согласившись с результатами переоценки земель, обратился в арбитражный суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорных земельных участков, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчету оценщика.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2013 по делу N А65-27659/2012 исковые требования заявителя удовлетворены, суд обязал внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:20: 08 46 01:0008, общей площадью 148 264 кв. м, расположенного по адресу: Зеленодольский район, примерно в 2,5 км от п. Дубровка по направлению на северо-восток, указав ее равной рыночной стоимости в размере 36 322 000 рублей.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Ссылаясь на то, что сумму налога за рассматриваемый период следует рассчитывать из кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в сумме 36 322 000 руб., а также на вступивший в законную силу судебный акт по делу N А65-27659/2012, заявитель не учтено следующее.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда по делу N А65-27659/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:20:084601:8, расположенного по адресу: Зеленодольский район, примерно в 2,5 км от п. Дубровка по направлению на северо-восток, в размере его рыночной стоимости, равной 36 322 000 руб.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04 марта 2014 года по аналогичному спору по делу N А65-18164/2013.
Поскольку указанный судебный акт вступил в законную силу 11.07.2013, а соответствующие изменения в государственный земельный кадастр не могли быть внесены ранее этой даты, то кадастровая стоимость (36 322 000 руб.) земельного участка не подлежит применению при расчете земельного налога за 2012 год.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Доводы заявителя со ссылкой на разъяснения Минфина России подлежат отклонению, поскольку не могут быть применены при рассмотрении дела в силу части 1 статьи 13 АПК РФ, так как письма не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, налоговым органом обоснованно доначислен обществу земельный налог за 2012 год в сумме 222329 руб., исходя из кадастровой стоимости утвержденной Постановлением кабинета министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010.
Вместе с тем суд первой инстанции принял во внимание, что при принятии оспариваемого решения налоговым органом не учтены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, и снизил размер штрафных санкций, начисленных налоговым органом. В указанной части решение суда обществом не обжалуется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотрен- ным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 04 декабря 2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2013 года по делу N А65-21757/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)