Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.11.2009 N 05АП-4287/2009 ПО ДЕЛУ N А59-2234/2009

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2009 г. N 05АП-4287/2009

Дело N А59-2234/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 24 ноября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Н.В. Алферовой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
стороны извещены, не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ГАБА Интернейшинал" апелляционное производство N 05АП-4287/2009 на решение от 24 июля 2009 года судьи Белоусовой А.И. по делу N А59-2234/2009 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению Прокурора Сахалинской области к Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области третьи лица: ООО "ГАБА Интернейшинал" о признании недействительным свидетельства от 04 июля 2007 года N 361 о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес, выданное Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области обособленному подразделению ООО "ГАБА Интернейшинал".

установил:

Прокурор Сахалинской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным свидетельства от 04.07.2007 N 361 о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес, выданное Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области (далее - инспекция) обособленному подразделению общества с ограниченной ответственностью "Габа Интернейшинал" (далее - ООО "Габа Интернейшинал", общество).
Решением суда от 28.08.2009 г. заявленные требования удовлетворены, свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес от 04 июля 2007 года N 361 признано недействительным.
Общество с ограниченной ответственностью "Габа Интернейшинал", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, и просит судебный акт отменить, поскольку считает выводы суда не соответствующими фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ не относится к актам законодательства о налогах и сборах и не может изменять или отменять обязанности налоговых органов, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ); действующее законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, определенной статьей 366 НК РФ; решение о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр органом государственной власти Сахалинской области в порядке части 7 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ не принято. Кроме того, заявитель ссылается на пропуск Прокурором трехмесячного срока на обращение в суд с заявлением, так как в рассматриваемом случае процессуальный срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ исчисляется с 31.07.2007 (дата получения прокурором Сахалинской области материалов проверки в качестве приложений к письму N 10-15/03537).
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Межрайонная ИФНС России N 1 по Сахалинской области в представленном отзыве поддержала доводы апелляционной жалобы общества, указав, что действующее законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, определенной ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Закон N 244-ФЗ не относится к актам законодательства о налогах и сборах, а, значит, не может изменять или отменять обязанности налоговых органов, установленные НК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Габа Интернейшинал" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.06.2007 Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве, за основным государственным регистрационным номером 1027700046703.
Общество имело лицензию N 00103 сроком действия с 15.11.2002 по 15.11.2007, выданную Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту, на осуществление такого вида деятельности как организация и содержание тотализаторов и игорных заведений.
27.06.2007 Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области, общество, на основании заявления от 21.06.2007 N 33146, поставлено на учет по месту нахождения его обособленного подразделения.
Общество 21.06.2007 и 28.06.2007 обратилось в Межрайонную ИФНС России N 1 по Сахалинской области с заявлениями о регистрации объектов налогом на игорный бизнес в виде игровых столов в количестве десяти единиц по адресу: г. Южно-Сахалинск, проспект Мира, 58-а.
04.07.2007 налоговым органом выдано свидетельство N 361 о регистрации указанных объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по названному адресу.
Полагая, что названное свидетельство не соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, поскольку не может быть выдано после вступления в силу указанного закона, прокурор обратился в Арбитражный суд Сахалинской области, который, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 2 вышеназванного Закона правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, поскольку требования к предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса глава 29 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит, вывод суда о том, что оценке действий (бездействия) налогового органа, организации или индивидуального предпринимателя при решении вопроса о том, является ли субъект налогоплательщиком и вправе ли он осуществлять деятельность в игорном бизнесе, должны применяться правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, в их системном единстве, а также о том, что применение Налогового кодекса Российской Федерации в отрыве от иных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, приведет к положению, при котором любое лицо, обратившееся в налоговый орган с заявлением о регистрации игровых автоматов в качестве объектов налогообложения, автоматически будет расцениваться в качестве налогоплательщика, является правильным.
По смыслу части 1 статьи 1, части 1 статьи 5 Федерального закона "О государственном регулировании" и статьи 365 Налогового кодекса Российской Федерации к налогоплательщикам в целях главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести исключительно лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса с учетом требований и ограничений, установленных названным Федеральным законом.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации. При этом деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 настоящего закона, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Согласно части 1 статьи 16 указанного Закона игорные заведения, имеющие соответствующие лицензии при условии их соответствия требованиям вышеназванного Закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игровой зоне.
Таким образом, право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона "О государственном регулировании" возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений. При этом в силу части 6 статьи 16 названного Закона деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 указанной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Как установлено судом, игорное заведение ООО "Габа Интернейшинал" не соответствует вышеназванным требованиям.
Из материалов дела следует, что общество не имеет лицензию на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, однако 27.06.2007 налоговым органом произведена регистрация игорного заведения общества на территории субъекта Российской Федерации, не отнесенного к игорным зонам, что в свою очередь противоречит положениям Закона N 244-ФЗ.
На основании изложенного вывод суда о том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес на день подачи обществом заявления о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, является правильным.
Коллегия соглашается с выводом суда о применении к рассматриваемым правоотношениям положений Закона N 244-ФЗ, поскольку спорные правоотношения входят в круг отношений, регулируемых не только законодательством о налогах и сборах.
Доводы ООО "Габа Интернейшинал" о том, что игорное заведение - Казино "Континенталь" открыто до 01.01.2007 что, по мнению заявителя, является основополагающим для осуществления данного рода деятельности до 30.06.2009, коллегия суда считает несостоятельными, поскольку только организатор игр, имевший лицензию и осуществлявший деятельность в данном игровом заведении (помещении, в котором осуществляются азартные игры) до 01.01.07 г., вправе продолжать в этом помещении деятельность до 30.06.09 г. при условии соответствия требованиям ч. 6 ст. 6, ч. 1 и 3-5 ст. 8, ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ. Только такой субъект признается с 01.01.07 г. плательщиком налога на игорный бизнес, а не любое лицо, обратившееся с заявлением о регистрации игровых автоматов.
Указание апелляционной жалобы на пропуск заявителем срока на обращение в суд с заявленными требованиями нельзя признать обоснованным в связи со следующим.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что 03.03.2009 в прокуратуру области поступило обращение ООО "Фортуна" о незаконном осуществлении деятельности ООО "Карусель Плюс", в связи с чем, 06.03.2009 прокуратуре г. Южно-Сахалинска поручено провести проверку деятельности игорных заведений. 01.04.2009 прокуратурой г. Южно-Сахалинска в прокуратуру области направлена информация о выявленных нарушениях законодательства в сфере игорного бизнеса, в том числе в отношении ООО "Габа Интернейшинал". Таким образом, установленный законом срок при подаче рассматриваемого заявления был соблюден.
С учетом того, что оспариваемый ненормативный правовой акт принят с нарушением действующего законодательства и нарушают законные интересы заявителя, суд первой инстанции в соответствии с требованиями материального и процессуального права рассмотрел спор по существу и принял обоснованный судебный акт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет 1.000 рублей, в связи с чем государственная пошлина в размере 1.000 (одна тысяча) рублей излишне оплаченная ООО "Габа Интернейшинал" по платежному поручению N 73 от 24.08.2009 подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение от 24 июля 2009 г. по делу N А59-2234/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Габа Интернейшинал", расположенному по адресу: г. Москва, ул. Угрешская, 2, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 73 от 24.08.2009 государственную пошлину в размере 1.000 (одна тысяча) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий
З.Д.БАЦ

Судьи
Н.В.АЛФЕРОВА
Т.А.СОЛОХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)