Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 04.07.2014 ПО ДЕЛУ N А27-15570/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2014 г. по делу N А27-15570/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Шимпф Е.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение от 15.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Исаенко Е.В.) и постановление от 12.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-15570/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Милевича Альберта Станиславовича (650070. г. Кемерово, пер. Щегловский, 4/1-14; ОГРНИП 309420528800154 ИНН 420800040214) к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650992, г. Кемерово, проспект Кузнецкий, 11; ОГРН 1044205091380 ИНН 4205002373) о признании частично недействительным решения налогового органа.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Филатов А.А.) в заседании участвовал представитель от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово - Аксенов А.Ю. по доверенности от 19.04.2014
Суд

установил:

индивидуальный предприниматель Милевич Альберт Станиславович (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - инспекция, налоговый орган) от 21.06.2013 N 199787 в части доначисления земельного налога в сумме 495 475 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.11.2013, оставленным без изменения постановлением от 12.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, решение налогового органа признано недействительным в части доначисления земельного налога, соответствующих сумм пени и штрафа:
- - по земельному участку с кадастровым номером 42:24:0101026:350 без учета размера его кадастровой стоимости, установленной вступившим в законную силу решением суда за период с августа по декабрь 2012 года включительно;
- - по земельному участку с кадастровым номером 42:24:0101026:306 без учета размера его кадастровой стоимости, установленной вступившим в законную силу решением суда за период с июля по декабрь 2012 года включительно.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований предпринимателя.
По мнению налогового органа, предпринимателем неправомерно применена при расчете земельного налога за 2012 год рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101026:350 и 42:24:0101026:306 в размере 28 244 000 руб. и 7 698 000 руб. соответственно, установленная решениями Арбитражного суда Кемеровской области от 22.06.2012 и 06.06.2012 по делам NN А27-8575/2012, А27-9093/2012. Инспекция полагает, что установленная решениями суда кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости земельных участков могла использоваться для исчисления земельного налога только с 01.01.2013 года.
Отзыв на кассационную жалобу предпринимателем не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав представителя инспекции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик представил в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год, где самостоятельно исчислил земельный налог по земельным участкам с кадастровыми номерами 42:24:0101026:350 и 42:24:0101026:306.
Исчисление земельного налога производилось предпринимателем с учетом измененной (рыночной) кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков:
- - 42:24:0101026:350 - на основании решения от 22.06.2012 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8575/2012, которым установлена новая кадастровая стоимость земельного участка в размере 28 244 000 руб.;
- - 42:24:0101026:306 - на основании решения от 06.06.2012 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9093/2012, которым установлена новая кадастровая стоимость земельного участка в размере 7 698 000 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации предпринимателя по земельному налогу за 2012 год инспекцией составлен акт от 17.05.2013 N 88244 и принято решение от 21.06.2013 N 199787 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 508 556 руб. Также указанным решением предпринимателю начислена пеня в размере 44 186,49 руб. и доначислена сумма неуплаченного земельного налога в размере 1 271 390 руб.
Решением от 11.09.2013 N 519 Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области решение инспекции от 21.06.2013 N 199787 утверждено.
Частично не согласившись с правомерностью решения налогового органа, предприниматель обжаловал его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что налогоплательщики в соответствии со статьями 23, 390, 391 НК РФ обязаны уплачивать законно установленные налоги в размере, соответствующем налоговой базе и налоговой ставке. При этом размер земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, должен соответствовать действительным налоговым обязательствам.
Руководствуясь нормами части 1 статьи 16 АПК РФ, пункта 3 статьи 3, главы 31 НК РФ, суды пришли к выводу о неправомерности исчисления налоговым органом налоговой базы без учета изменения кадастровой стоимости.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования предпринимателя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Во исполнение пункта 2 статьи 66 ЗК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление N 520, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложению, подлежащие применению с 01.01.2009.
Вышеуказанный нормативный акт опубликован в издании "Кузбасс", 04.12.2008 N 223, размещен на ресурсах в сети Интернет, доведен до неопределенного круга лиц.
Указанное Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области не отменено и не признано недействующим; утвержденная указанным постановлением кадастровая стоимость является достоверной и подлежит применению до ее корректировки в установленном порядке.
Корректировка возможна путем установления рыночной стоимости земельного участка на основании судебного решения или решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, а также может производиться, в том числе, по инициативе владельца земельного участка.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ допускается возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены следующие обстоятельства:
- - по земельному участку с кадастровым номером 42:24:0101026:350 кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2012 года составляла 85 883 167, 68 руб.; решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8575/2012 от 22.06.2012 года кадастровая стоимость установлена в размере его рыночной стоимости - 28 244 000 руб., решение вступило в законную силу;
- - по земельному участку с кадастровым номером 42:24:0101026:306 кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2012 года составляла 27 078 937, 53 руб.; решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9093/2012 от 06.06.2012 года кадастровая стоимость установлена в размере его рыночной стоимости - 7 698 000 руб., решение вступило в законную силу
- налогоплательщик исчислил земельный налог по земельным участкам с кадастровыми номерами 42:24:0101026:350 и 42:24:0101026:306 за 2012 год исходя из новой кадастровой стоимости, установленной решениями судов по делам N А27-8575/2012 и N А27-9093/2012 соответственно, а налоговый орган - исходя из кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2012 года.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правильному выводу об отсутствии запрета в исчислении налогоплательщиком налога с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной судебным актом, вступившим в законную силу.
Принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 06.11.2012 N 7701/12, суды правильно указали, что налоговый орган в связи с изменением в течение налогового периода кадастровой стоимости, должен был исчислить земельный налог в отношении кадастровой стоимости земельного участка, установленный судебным актом, с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, определяемому в соответствии с пунктом 7 статьи 396 НК РФ.
Проанализировав даты вступления в законную силу судебных актов по делам N А27-8575/2012, N А27-9093/2012, суды обоснованно применили коэффициенты, предусмотренные указанной нормой, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о незаконности решения налогового органа без учета изменения кадастровой стоимости земельных участков.
Данный вывод основан, в том числе на правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Доводы налогового органа, приведенные в обоснование своей позиции со ссылкой на требования статьи 391 НК РФ, согласно пункту 1 которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, правомерно отклонены судами двух инстанций как основанные на ошибочном толковании норм налогового законодательства.
Ссылки инспекции на неправильное применение судами норм материального и процессуального права подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Доводы Инспекции, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, рассмотренным судом апелляционной инстанции, они повторяют позицию налогового органа по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций.
В свою очередь, выводы судов обеих инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую правовую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Судебными инстанциями применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 15.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 12.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-15570/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.А.БУРОВА

Судьи
И.В.ПЕРМИНОВА
Е.В.ПОЛИКАРПОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)