Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2014 ПО ДЕЛУ N А57-4782/2013

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2014 г. по делу N А57-4782/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "13" августа 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "20" августа 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С.А.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лабунским А.В.,
при участии в судебном заседании: от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" представитель - Шатунова О.Г. действующая на основании доверенности от 28.01.2013,
от Эсендирова Харона Абдуллаевича представитель - Докалов С.В. действующий на основании доверенности от 30.01.2014,
рассмотрев апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 июня 2014 года по делу N А57-4782/2013 (судья Елистратов К.А.),
по иску Эсендирова Харона Абдуллаевича, Саратовская область Дергачевский район п. Чабанский,
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области,
третье лицо: Правительство Саратовской области,
Комитет по Управлению имуществом по Саратовской области,
Администрация Дергачевского муниципального района,
ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости",
- об установлении кадастровой стоимости земельного участка для сельскохозяйственного производства, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 64:10:00 00 00:0038 общей площадью 262 га, расположенного по адресу: Саратовская область, Дергачевский район, в 500 метрах по направлению на север от пруда Котуков, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 г. в размере 587000 рублей;
- об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области внести в Государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка для сельскохозяйственного производства, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 64:10:00 00 00:0038, общей площадью 262 га, расположенного по адресу: Саратовская область, Дергачевский район, в 500 метрах по направлению на север от пруда Котуков, равную ее рыночной по состоянию на 01 января 2007 года, в размере 587000 рублей,

установил:

В Арбитражный суд поступило исковое заявление Эсендирова Харона Абдуллаевича (далее - Эсендиров Х.А., истец) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка для сельскохозяйственного производства, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 64:10:00 00 00:0038 общей площадью 262 га, расположенного по адресу: Саратовская область, Дергачевский район, в 500 метрах по направлению на север от пруда Котуков, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 в размере 587 000 рублей; об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Саратовской области" внести в Государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка для сельскохозяйственного производства, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 64:10:00 00 00:0038, общей площадью 262 га, расположенного по адресу: Саратовская область, Дергачевский район, в 500 метрах по направлению на север от пруда Котуков, равную ее рыночной по состоянию на 01 января 2007 года, в размере 587 000 рублей.
В суде первой инстанции истец уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка для сельскохозяйственного производства, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 64:10:140102:19 общей площадью 2200000 кв. м, расположенного по адресу:
Саратовская область, Дергачевский район, в 500 метрах по направлению на север от пруда Котуков, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.05.2013 г. в размере 900 000 рублей без учета НДС.
2. Установить кадастровую стоимость земельного участка для сельскохозяйственного производства, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 64:10:140103:7 общей площадью 420000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Дергачевский район, в 500 метрах по направлению на север от пруда Котуков, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.05.2013 в размере 219 000 рублей без учета НДС.
3. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Саратовской области" внести в Государственный кадастр недвижимости:
кадастровую стоимость земельного участка для сельскохозяйственного производства, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 64:10:140102:19, общей площадью 2200000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Дергачевский район, в 500 метрах по направлению на север от пруда Котуков, равную ее рыночной по состоянию на 01 мая 2013 года, в размере 900000 рублей без учета НДС.
кадастровую стоимость земельного участка для сельскохозяйственного производства, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 64:10:140103:7, общей площадью 420000 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, Дергачевский район, в 500 метрах по направлению на север от пруда Котуков, равную ее рыночной по состоянию на 01 мая 2013 года, в размере 219 000 рублей без учета НДС.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09.06.2014 суд признал кадастровую стоимость земельного участка площадью 2 200 000 кв. м, с кадастровый номер 64:10:140102:19, расположенного по адресу: Саратовская область, Дергачевский район, в 500 метрах по направлению на север от пруда Котуков, равной его рыночной стоимости в размере 900 000 руб.
обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" с момента вступления решения по данному иску внести в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка площадью 2 200 000 кв. м, с кадастровый номер 64:10:140102:19, расположенного по адресу: Саратовская область, Дергачевский район, в 500 метрах по направлению на север от пруда Котуков, его рыночную стоимость в размере 900 000 руб.
признал кадастровую стоимость земельного участка площадью 420 000 кв. м, с кадастровым номером 64:10:140103:7, расположенного по адресу: Саратовская область, Дергачевский район, в 500 метрах по направлению на север от пруда Котуков, равной его рыночной стоимости в размере 219 000 руб.
обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" с момента вступления решения по данному иску внести в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка площадью 420 000 кв. м, с кадастровым номером 64:10:140103:7, расположенного по адресу: Саратовская область, Дергачевский район, в 500 метрах по направлению на север от пруда Котуков, его рыночную стоимость в размере 219 000 руб.
взыскал с ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу Эсендирова Х.А. расходы по уплате госпошлины в сумме 4 000 руб. судебные расходы в сумме 20 000 руб.
ФГБУ "ФКП Росреестра", не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить, принять новый судебный акт.
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем суд первой инстанции неправомерно удовлетворил требования истца по отношению к ФГБУ "ФКП Росреестра"; истцом не доказана действительная рыночная стоимость земельного участка и проведение судебной экспертизы на соответствие представленного истцом отчета, проведено с нарушением норм законодательства об оценочной деятельности в РФ; суд первой инстанции неправомерно взыскал с ответчика судебные расходы по делу.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Представитель истца находит апелляционную жалобу не обоснованной, не подлежащей удовлетворению, судебный акт правомерным, принятым при полном выяснении обстоятельств по делу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, проверив законность вынесенного судебного акта, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 11 апреля 2006 г. истец зарегистрировал право собственности на земельный участок, для сельскохозяйственного производства, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 262 га, расположенный по адресу: Саратовская область, Дергачевский район, в 500 метрах по направлению на север от пруда Котуков, с кадастровым номером 64:10:00 00 00:0038.
Земельный участок с кадастровым номером 64:10:00 00 00:0038 представляет собой единое землепользование, площадью 262 га. В состав его входят два обособленных земельных участка с кадастровыми номерами 64:10:140102:19 и 64:10:140103:7.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:10:140102:19 составляет 3 784 000 руб. 32 коп., с кадастровым номером 64:10:140103:7-369600 утверждена распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29.11.2013 N 1184-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Саратовской области".
Данная стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости, о чем свидетельствует кадастровая справка о кадастровой стоимости земельного участка, а также кадастровый паспорт земельного участка.
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Согласно этой же статье, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде физическими лицами, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости является нарушение прав истца, как плательщика земельного налога.
При этом права Эсендирова Х. А, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 913/11).
Исходя из положений постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11 следует, что ответчиком по указанным требованиям может быть тот орган, в полномочия которого входит внесение изменений в государственный кадастр недвижимости - орган кадастрового учета.
Указанное обстоятельство, со ссылками на статью 3 НК РФ, статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), послужило основанием для предъявления истцом требования о внесении рыночной стоимости земельного участка в качестве его кадастровой стоимости.
Принимая судебный акт об удовлетворении уточненных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
При этом, пункт 3 статьи 33 ЗК РФ устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
По смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), истец является налогоплательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом, в силу статьи 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Истцом заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связано с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к ФГБУ "ФКП Росреестра", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, Согласно разъяснениям Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости от 27.05.2011 при определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что может вызвать несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка. При определении расхождения кадастровой и рыночной стоимостей также следует учитывать периодичность проведения работ по государственной кадастровой оценке, а также дату, на которую определена кадастровая стоимость, поскольку рыночная стоимость, определенная на более позднюю дату, может существенно отличаться от кадастровой стоимости вследствие изменения рыночной конъюнктуры. В рамках разрешения судебных споров в отношении результатов государственной кадастровой оценки, полученных по договорам на проведение оценки, заключенным до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, учитывается рыночная стоимость, определенная в отношении оспариваемых земельных участков индивидуально в отчете об оценке, подготовленном оценщиком (оценщиками) в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость таких земельных участков.
Следовательно, истец обоснованно заявил иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
С учетом изложенного, судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что указанное юридическое лицо является ненадлежащим ответчиком относительно заявленных исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.06.2013 N ВАС-10761/11 указано, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
По ходатайству истца, по настоящему делу была проведена судебная экспертиза. Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
- какова рыночная стоимость земельного участка общей площадью 2 200 000 кв. м, с кадастровым номером 64:10:140102:19, расположенного по адресу: Саратовская область, Дергачевский район, в 500 метрах по направлению на север от пруда Котуков, по состоянию на 1 мая 2013 года;
- какова рыночная стоимость земельного участка общей площадью 420 000 кв. м, с кадастровым номером 64:10:140103:7, расположенного по адресу: Саратовская область, Дергачевский район, в 500 метрах по направлению на север от пруда Котуков, по состоянию на 1 мая 2013 года.
В соответствии с заключением экспертизы от 03.02.2014, проведенной ИП Коршуновым С.Г., рыночная стоимость земельного участка общей площадью 2 200 000 кв. м, с кадастровым номером 64:10:140102:19, расположенного по адресу: Саратовская область, Дергачевский район, в 500 метрах по направлению на север от пруда Котуков, по состоянию на 1 мая 2013 года составляет 900 000 руб.
рыночная стоимость земельного участка общей площадью 420 000 кв. м, с кадастровым номером 64:10:140103:7, расположенного по адресу: Саратовская область, Дергачевский район, в 500 метрах по направлению на север от пруда Котуков, по состоянию на 1 мая 2013 года составляет 219 000 руб..
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
Лица, участвующие в деле, в ходе рассмотрения дела выводы, сделанные ИП Коршуновым С.Г. не оспорили. Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного в материалы дела экспертного заключения от 03.02.2014 суду апелляционной инстанции не представлены. О проведении иной оценки ответчик, третьи лица в суде первой инстанции, в апелляционном суде не заявляли.
В соответствии с толкованиями, изложенными в упомянутом постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении уточненных исковых требований истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 420 000 кв. м, с кадастровым номером 64:10:140103:7 в размере 219 000 руб., земельного участка общей площадью 2 200 000 кв. м, с кадастровым номером 64:10:140102:19 в размере 900 000 руб.
Судебной коллегией отклоняется как не состоятельный довод апелляционной жалобы о недоказанности действительной рыночной стоимости земельного участка, поскольку опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с решением суда в части распределения судебных расходов за проведение судебной экспертизы в силу следующего.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно положениям части 2 статьи 111 АПК РФ арбитражный суд был вправе отнести судебные расходы на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами или не выполняющее своих процессуальных обязанностей.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в рассматриваемом случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Доказательств, свидетельствующих об определении величины рыночной стоимости спорных земельных участков, значительно ниже установленной кадастровой стоимости по состоянию на 01.05.2013 истцом в материалы дела не представлено.
С настоящим иском Эсендиров Х.А. обратился в Арбитражный суд Саратовской области 20.03.2013, в обоснование, заявленных требований представил отчет об оценке рыночной стоимости N А02/13-05 от 20.03.2013.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Таким образом, представленный отчет об оценке рыночной стоимости N А02/13-05 от 20.03.2013 должен отвечать требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости.
По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет.
Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет.
Исходя из смысла положений ст. 17.1, 24.16 Закона об оценочной деятельности, а также принимая во внимание, что посредством экспертизы отчета оценщика достигается цель независимой и объективной оценки объекта, подготовленный по заказу истца отчет оценщика, из которого усматривается существенное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью спорного земельного участка, не может считаться достаточным доказательством установления рыночной стоимости земельного участка при отсутствии экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков.
Поскольку истцом в нарушение статьи 24.16 Закона об оценочной деятельности экспертизы отчета представлено не было, по делу была назначена судебная экспертиза.
Целью назначения экспертизы по настоящему делу являлась проверка обоснованности заявленного иска, а также в связи с существенным расхождением между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью.
Таким образом, именно невыполнение истцом своей процессуальной обязанности по предоставлению экспертизы отчета привело к назначению судебной экспертизы, что, в свою очередь, привело к увеличению судебных издержек и затягиванию судебного процесса и в силу части 2 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации само по себе является основанием для отнесения судебных расходов на истца.
Поскольку бремя доказывания рыночной стоимости земельного участка лежит на истце, неисполнение им обязанности по доказыванию, в том числе, путем представления отчета об оценки рыночной стоимости по состоянию на 01.05.2013, проведения экспертизы отчета в саморегулируемой организации свидетельствует о злоупотреблении своими процессуальными правами.
В связи, с чем судебные расходы по проведению судебной экспертизы следует отнести на истца.
При этом апелляционный суд учитывает и правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2012 N 16291/10 относительно возложения на истца процессуального риска по доказыванию обоснованности и правомерности заявленных требований.
Кроме того, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Как следует из содержания постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/1, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания при рассмотрении такой категории дел и в настоящем случае не являются.
Заявленные требования об установлении кадастровой стоимости в размере, равном его рыночной стоимости, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Таким образом, существование кадастровой стоимости, определенной в установленном законом порядке (методом массовой оценки), само по себе не нарушает права истца. Последний лишь воспользовался своим правом на определение кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
При таких обстоятельствах, на ФБУ "Кадастровая палата" не могут быть отнесены расходы, которые должен нести истец при добросовестном доказывании обстоятельств, положенных в основу заявленных им требований, по правилам статьи 65 АПК РФ.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 июня 2014 года по делу N А57-4782/2013 в части взыскания с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" г. Москва в пользу Эсендирова Харона Абдуллаевича судебных расходов по оплате судебной экспертизы в размере 20 000 руб. - отменить.
В удовлетворении заявления в части взыскания судебных расходов по оплате судебной экспертизы в размере 20 000 руб. - отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 июня 2014 года по делу N А57-4782/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.

Председательствующий
С.А.ЖАТКИНА

Судьи
Т.С.БОРИСОВА
О.А.ДУБРОВИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)