Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2014 N 11АП-5088/2014, 11АП-5087/2014 ПО ДЕЛУ N А65-7439/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. по делу N А65-7439/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ИФНС России по Московскому району города Казани и открытого акционерного общества "Комбытсервис" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2014 года по делу N А65-7439/2013 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению открытого акционерного общества "Комбытсервис" (ИНН 1653006793, ОГРН 1021602825980), город Казань Республики Татарстан,
к ИФНС России по Московскому району города Казани, город Казань Республики Татарстан,
третьи лица:
УФНС России по Республике Татарстан, город Казань Республики Татарстан,
Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, город Казань Республики Татарстан,
о признании решения недействительным,

установил:

Открытое акционерное общество "Комбытсервис" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ИФНС России по Московскому району города Казани (далее - Инспекция, налоговый орган), с участием третьих лиц - УФНС России по Республике Татарстан (далее - Управление), Федеральной кадастровой палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, о признании недействительным решения от 28 февраля 2013 года N 6125 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 26.06.2013 г., оставленного без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.09.2013 г., заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением кассационной инстанции от 26.12.2013 г. вышеназванные судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 20.02.2014 г. заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Инспекции от 28.02.2013 г. N 6125 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога превышающего 1 087 767 руб., а в удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
Общество и Инспекция, не согласившись с решением суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить и принять новый судебный акт.
При этом Инспекция просила отменить решение суда в части удовлетворенных требований, а Общество в части отказанных требований.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки.
Согласно решению суда от 14.06.2012 г. по делу N А65-10229/2012 суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РТ внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:0111411:3, общей площадью 1790 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 41А, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 13 933 360 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:10, общей площадью 2 400 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Тукая, д. 103, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 21 525 600 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:30, общей площадью 986 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Тукая, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 6 080 662 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:100420:107, общей площадью 2 369 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Волгоградская, д. 8, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 18 144 171 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:100428:3, общей площадью 1 980 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. 2-я Юго-Западная, д. 30, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 12 499 740 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:090313:7, общей площадью 6 830 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. 1 Мая, д. 5, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 36 704 420 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:090431:12, общей площадью 3 354 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Солнечный, д. 1А, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 14 157 234 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:310403:5, общей площадью 30 410 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Химиков, д. 2, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 56 293 544 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:220529:3, общей площадью 3 890 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, Максимова, д. 47/34 указав ее равной его рыночной стоимости в размере 17 250 403 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:220418:1, общей площадью 5 300 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Центрально-Мариупольская, д. 49, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 23 503 120 руб.
Налогоплательщиком 08.10.2012 г. в налоговый орган в электронном виде представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 г., в соответствии с которой налоговая база в отношении спорного земельного участка определена исходя из его кадастровой стоимости в размере 965 499 руб., что привело к уменьшению суммы земельного налога, подлежащего уплате за 2011 г. на 2 047 848 руб.
В ходе камеральной проверки установлено, что заявителем занижена сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, на 2 047 848 руб. в связи с тем, что заявитель неверно определил кадастровую стоимость земельного участка, а именно, применил кадастровую стоимость указанного земельного участка в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 478 от 05.10.2005 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани". По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2011 г., подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102.
Решением Управления от 27.03.2013 г. N 2.14-0-18/006540 решение Инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя без удовлетворения.
Считая решения Инспекции незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные Обществом требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Инспекцией при начислении земельного налога за 2011 г. применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
Между тем, Инспекцией при исчислении земельного налога заявителя за 2011 г. не принято во внимание следующее.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании п. 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 г. N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 п. 2, 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 г. N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 г. N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 г. N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011 г.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 г. N 165-О правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Таким образом, данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012 г.
Данные выводы подтверждаются постановлениями Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 г. N 2647/11, от 21.09.2010 г. N 4453/10, и ФАС Поволжского округа от 02.04.2013 г. по делу N А65-19393/2012.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что применение кадастровой стоимости земельных участков заявителя, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 г. не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Однако довод заявителя о применении рыночной стоимости земельных участков, утвержденных решением суда от 14.06.2012 г. по делу N А65-10229/2012, не может быть принят во внимание на основании следующего.
Установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр недвижимости осуществляется органом кадастрового учета с момента внесения соответствующих сведений.
В соответствии с положениями п. 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 г. N 42, при внесении в государственный кадастр недвижимости новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату, законодательством не предусмотрено.
В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. N 913/11 согласно правилам п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда, несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В вышеназванном Постановлении Президиума ВАС РФ отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Согласно ответу ФГБУ "ФКП Росреестра" от 24.12.2012 г. исх. N 2.19-0-53/022921 датой внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в кадастровую стоимость в соответствии с решением суда по земельным участкам с кадастровыми номерами 16:50:310403:5, 16:50:100428:3, 16:50:100420:107, является 03.08.2012 г.
Поэтому возможность применения новой кадастровой стоимости, установленной решением суда от 14.06.2012 г., для исчисления земельного налога за 2011 г., в силу вышеуказанных норм, основан на ошибочном толковании Обществом норм налогового законодательства.
Поскольку доначисление земельного налога исходя из кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением N 1102, Инспекцией произведено неправильно, а изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 г. не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до Постановления N 1102, а именно, постановления Кабинета Министров РТ от 05.10.2005 г. N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по городу Казани".
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что произведенное сторонами исчисление налога не соответствует закону, а поэтому суд первой инстанции с учетом постановления суда кассационной инстанции, при определении размера земельного налога заявителя за 2011 г. правильно исходил из кадастровой стоимости земельных участков заявителя и ставки налога, установленной на 2011 г.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров РТ от 05.10.2005 г. N 478, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:1000420:107 составила 27 046 873 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:100428:3 составила 33 363 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:50:310403:5 составила 211 531 960 руб.
С учетом перерасчета земельного налога по вышеуказанным участкам, земельный налог к уплате за 2011 г. должен составить 1 087 767 руб., а не 2 743 347 руб., как указывает налоговый орган.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод, признав решение Инспекции от 28.02.2013 г. N 6125 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога за 2011 г. в части доначисления земельного налога превышающего 1 087 767 руб. не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя, а в остальной части в удовлетворении требований заявителя отказал.
Положенные в основу апелляционных жалоб другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционных жалоб не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению.
На основании пп. 12 п. 1 ст. 333.21, пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает Обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 18.03.2014 г. N 410.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2014 года по делу N А65-7439/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Комбытсервис" (ИНН 1653006793, ОГРН 1021602825980), город Казань, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 18 марта 2014 года N 410.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
П.В.БАЖАН

Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)