Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Девелопмент-СПб" Глуховского А.В. (доверенность от 22.01.2014) и генерального директора Хайдовой М.Н. (решение единственного участника общества от 20.01.2014 N 6), от Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга Соловьева М.О. (доверенность от 09.01.2014), от Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" Коршуновой Н.В. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2013 (судья Ракчеева М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 (судья Полубехина Н.С., Горбик В.М., Жиляева Е.В.) по делу N А56-11876/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Девелопмент-СПб", место нахождения: 195009, Санкт-Петербург, Свердловская наб., д. 12, ОГРН 1047855065697 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Санкт-Петербургу, место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата), об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 78:10:5134:18, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Свердловская наб., д. 12, лит. К, в размере его рыночной стоимости составляющей 6 089 965 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - Комитет), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра) и Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - ГУП ГУИОН).
Решением суда от 22.08.2013 иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.12.2013 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Податель жалобы считает, что в представленном Обществом отчете об определении рыночной стоимости земельного участка содержатся недостоверные сведения об итоговой величине объекта оценки, поскольку отчет составлен с нарушением требований Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
По мнению подателя жалобы, допущенная в отчете ошибка в части описания территориальной зоны расположения земельного участка привела к нарушению оценщиком принципа существенности, в связи с чем Комитет считает вывод суда о достоверности представленного отчета в части проведенного анализа наилучшего и наиболее эффективного использования земельного участка противоречащим статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункту 10 федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256.
В отзывах на кассационную жалобу Кадастровая палата и ГУИОН просят удовлетворить кассационную жалобу, поддерживая изложенные в ней доводы.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель Комитета подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ГУИОН поддержал доводы подателя жалобы. Представитель общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Кадастровая палата и Управление Росреестра о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Общество является собственником земельного участка общей площадью 1 301 кв. м с кадастровым номером 78:10:5134:18, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Свердловская наб., д. 12, лит. К, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.12.2009 N 78-АД 670536.
Кадастровая стоимость названного земельного участка установлена на основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Санкт-Петербургу, утвержденных приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 01.06.2012 N 158 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в Санкт-Петербурге", и составляет 8 259 814 руб. 82 коп.
В соответствии с отчетом от 20.11.2012 N 400/12 об оценке рыночной стоимости упомянутого земельного участка, выполненным по заказу истца закрытым акционерным обществом "Агентство Бекар", рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 15.03.2012 в размере 6 089 965 руб.
Заключением экспертизы от 26.02.2013 N 37/Э/2013, проведенной некоммерческим партнерством Саморегулируемая организация оценщиков "Сообщество профессионалов оценки" в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), установлено соответствие отчета от 20.11.2012 N 400/12 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, применив положения пунктов 2 и 3 статьи 66 ЗК РФ, сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сделал вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в размере его рыночной стоимости.
Суд, оценив отчет оценщика от 20.11.2012 N 400/12 и заключение экспертизы, пришел к выводу о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Суд посчитал, что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной упомянутым отчетом об оценке.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами, сделанными судом первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Общество как собственник упомянутого земельного участка по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признается плательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона о кадастре следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Оценив отчет оценщика об определении рыночной стоимости земельных участков, заключение эксперта, подтверждающее соответствие отчета оценщика действующему законодательству, и другие доказательства по делу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета независимого оценщика.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды обеих инстанций правомерно удовлетворили требования общества.
Доводы подателя жалобы обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций. При рассмотрении дела ни ответчик, ни третьи лица не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем указано в упомянутом отчете оценщика. Надлежащих доказательств несоответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности или наличия в отчете нарушений, которые повлияли или могли бы повлиять на итоговую величину стоимости объекта оценки, в деле не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу N А56-11876/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.САПОТКИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 29.04.2014 ПО ДЕЛУ N А56-11876/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. по делу N А56-11876/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Девелопмент-СПб" Глуховского А.В. (доверенность от 22.01.2014) и генерального директора Хайдовой М.Н. (решение единственного участника общества от 20.01.2014 N 6), от Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга Соловьева М.О. (доверенность от 09.01.2014), от Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" Коршуновой Н.В. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2013 (судья Ракчеева М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 (судья Полубехина Н.С., Горбик В.М., Жиляева Е.В.) по делу N А56-11876/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Девелопмент-СПб", место нахождения: 195009, Санкт-Петербург, Свердловская наб., д. 12, ОГРН 1047855065697 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Санкт-Петербургу, место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата), об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 78:10:5134:18, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Свердловская наб., д. 12, лит. К, в размере его рыночной стоимости составляющей 6 089 965 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - Комитет), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра) и Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - ГУП ГУИОН).
Решением суда от 22.08.2013 иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.12.2013 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Податель жалобы считает, что в представленном Обществом отчете об определении рыночной стоимости земельного участка содержатся недостоверные сведения об итоговой величине объекта оценки, поскольку отчет составлен с нарушением требований Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
По мнению подателя жалобы, допущенная в отчете ошибка в части описания территориальной зоны расположения земельного участка привела к нарушению оценщиком принципа существенности, в связи с чем Комитет считает вывод суда о достоверности представленного отчета в части проведенного анализа наилучшего и наиболее эффективного использования земельного участка противоречащим статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункту 10 федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256.
В отзывах на кассационную жалобу Кадастровая палата и ГУИОН просят удовлетворить кассационную жалобу, поддерживая изложенные в ней доводы.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель Комитета подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ГУИОН поддержал доводы подателя жалобы. Представитель общества обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Кадастровая палата и Управление Росреестра о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Общество является собственником земельного участка общей площадью 1 301 кв. м с кадастровым номером 78:10:5134:18, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Свердловская наб., д. 12, лит. К, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.12.2009 N 78-АД 670536.
Кадастровая стоимость названного земельного участка установлена на основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Санкт-Петербургу, утвержденных приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 01.06.2012 N 158 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в Санкт-Петербурге", и составляет 8 259 814 руб. 82 коп.
В соответствии с отчетом от 20.11.2012 N 400/12 об оценке рыночной стоимости упомянутого земельного участка, выполненным по заказу истца закрытым акционерным обществом "Агентство Бекар", рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 15.03.2012 в размере 6 089 965 руб.
Заключением экспертизы от 26.02.2013 N 37/Э/2013, проведенной некоммерческим партнерством Саморегулируемая организация оценщиков "Сообщество профессионалов оценки" в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), установлено соответствие отчета от 20.11.2012 N 400/12 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, применив положения пунктов 2 и 3 статьи 66 ЗК РФ, сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сделал вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в размере его рыночной стоимости.
Суд, оценив отчет оценщика от 20.11.2012 N 400/12 и заключение экспертизы, пришел к выводу о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Суд посчитал, что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной упомянутым отчетом об оценке.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами, сделанными судом первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Общество как собственник упомянутого земельного участка по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признается плательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона о кадастре следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Оценив отчет оценщика об определении рыночной стоимости земельных участков, заключение эксперта, подтверждающее соответствие отчета оценщика действующему законодательству, и другие доказательства по делу по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета независимого оценщика.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды обеих инстанций правомерно удовлетворили требования общества.
Доводы подателя жалобы обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций. При рассмотрении дела ни ответчик, ни третьи лица не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем указано в упомянутом отчете оценщика. Надлежащих доказательств несоответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности или наличия в отчете нарушений, которые повлияли или могли бы повлиять на итоговую величину стоимости объекта оценки, в деле не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу N А56-11876/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.И.САПОТКИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
А.В.КАДУЛИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)