Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бояршиновой Е.В., судей Арямова А.А., Тимохина О.Б., при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 июля 2009 года по делу N А07-10011/2009 (судья Сафиуллина Р.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мега Лэнд" (далее - налогоплательщик, Общество, ООО "Мега Лэнд") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (л.д. 3-4) о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы по начислению и выплате процентов в размере 295893 рублей за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес и обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы устранить допущенное нарушение путем начисления и выплаты процентов в размере 295893 рублей за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес (с учетом уточнения требования (л.д. 46-47)).
Суд первой инстанции в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании ходатайства заявителя произвел замену ненадлежащего ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (л.д. 40-41).
Решением суда первой инстанции от 16.07.2009 заявление налогоплательщика удовлетворено (л.д. 55-59).
Не согласившись с решением суда, Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы обратилась в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления Общества отказать.
Инспекция в апелляционной жалобе ссылается на неправильное применение судом действующего законодательства. В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает следующее.
Налоговый орган полагает, что выплата процентов должна осуществляться той инспекцией, которая осуществила несвоевременный возврат переплаты, а не той в которой на момент рассмотрения спора состоит налогоплательщик. Кроме того, налоговый орган считает, что поскольку судебный акт, которым удовлетворены требования общества о возврате ему излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2841750 руб., вступил в законную силу 07.10.2006, то начисление процентов должно осуществляться с указанной даты. В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган также указывает, что выплата процентов должна осуществляться той инспекцией, которая осуществила несвоевременный возврат переплаты, а не той в которой на момент рассмотрения спора состоит налогоплательщик.
От налогоплательщика поступил отзыв, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить в силе.
В обоснование доводов отзыва общество, ссылаясь на нормы пунктов 6, 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), указывает, что проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога подлежат начислению по истечении 30 дней с даты подачи в налоговый орган заявления о возврате налога.
Обосновывая довод о взыскании процентов с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы, налогоплательщик ссылается на нормы статьи 30 НК РФ, согласно которым налоговые органа представляют собой единую централизованную систему, а также на то, что в данный момент общество состоит на учете именно в этом налоговом органе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились.
До начала судебного заседания от заявителя поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Мега Лэнд" являлось плательщиком налога на игорный бизнес в налоговые периоды с августа 2004 г. по октябрь 2005 г.
За указанный период налогоплательщиком был уплачен налог на игорный бизнес по ставке, установленной Законом Республики Башкортостан от 04.11.2003 N 30-з "О налоге на игорный бизнес".
30.01.2006 общество обратилось в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес в размере 2841750 рублей. В письме налогового органа от 08.02.2006 N 66-08/686 указано, что заявление общества оставлено без удовлетворения (л.д. 8).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.09.2006 по делу N А07-12667/2006, вступившим в законную силу 07.10.2006, признано незаконным бездействие инспекции по возврату излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес в размере 2841750 рублей (л.д. 12-14)).
Возврат налога на игорный бизнес в размере 2841750 рублей произведен Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы 11.04.2007 и 28.04.2007 (л.д. 48-49).
16.03.2009 общество повторно обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан и в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы с заявлением о начислении и выплате процентов за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 358296 рублей (л.д. 9-11).
В связи с бездействием налоговых органов по начислению и выплате процентов за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции налогоплательщик снят с учета по месту нахождения обособленного подразделения в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан, лицевые счета ООО "Мега Лэнд" и все имеющиеся документы переданы в Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (л.д. 30-32).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
На основании подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
В пункте 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" установлено, что суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьей 78 НК РФ, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты.
Поскольку налог на игорный бизнес уплачен обществом в бюджет до 01.01.2007, то ст. 78 НК РФ подлежит применению в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ
Согласно п. 7, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела судебным актом по делу А07-12667/2006 удовлетворены требования общества о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2841750 рублей, бездействие налогового органа признано незаконным.
Согласно п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Пункт 10 ст. 78 НК РФ предполагает безусловное начисление процентов за нарушение сроков, установленных положениями п. 6 ст. 78 НК РФ для реального возврата налога.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 23 НК РФ установленные налоговым законодательством права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых и иных государственных органов.
Таким образом, положения п. 10 ст. 78 НК РФ, предусматривающие начисление процентов за неисполнение налоговыми органами своих обязанностей, применяются именно при нарушении указанного в п. 6 ст. 78 НК РФ срока на возврат налога, а не с даты признания отказа или бездействия незаконными.
Начисление процентов за несвоевременный возврат налога носит компенсационный характер и не зависит от причин нарушения установленных сроков.
Общество, оспаривая бездействие инспекции, оспаривало, прежде всего, результат этого бездействия - невозврат спорной суммы налога. Бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате спорных сумм и признанного впоследствии судом незаконным, рассматривается как не вынесение решения в установленный срок. Поскольку последствием является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся обществу денежных средств, он вправе получить компенсацию своих потерь в виде процентов.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что, датой начисления процентов является дата, следующая за датой окончания месячного срока со дня получения инспекцией заявления о возврате излишне уплаченного налога, то есть с 09.02.2006.
Как следует из материалов дела первоначальное заявление о возврате налога подано заявителем 30.01.2006, фактический возврат налога осуществлен налоговым органом 11.04.2007 и 28.04.2007.
Согласно произведенному обществом расчету процентов за период с 09.02.2006 по 05.04.2007, сумма процентов составила 295893 рублей (л.д. 47). Указанный расчет произведен налогоплательщиком верно, с использованием ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующих в период нарушения срока возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес, судом первой инстанции проверен, признан законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы Инспекции федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы о необходимости возложения обязанности по выплате процентов на Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан, судом апелляционной инстанции отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права.
Согласно п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика
В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговое законодательство исходит из того, что совершение обязательных по закону действий в отношении налогоплательщика совершает налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2008 N 17520/07 изложена правовая позиция, что после перевода налогоплательщика в другую налоговую инспекцию обязанность по возврату налога, не исполненная инспекцией по прежнему месту налогового учета, не изменяется и не прекращается, и возлагается на Инспекцию по новому месту налогового учета.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы, в которой состоит на налоговом учете общество, входит в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, к ней с указанной даты перешли полномочия по осуществлению налогового контроля за соблюдением обществом законодательства о налогах и сборах, а также по осуществлению предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении общества действий, в том числе связанных с начислением и уплатой процентов за нарушение срока возврата налога, в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
При указанных обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 июля 2009 года по делу N А07-10011/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
Е.В.БОЯРШИНОВА
Судьи
А.А.АРЯМОВ
О.Б.ТИМОХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2009 N 18АП-8304/2009 ПО ДЕЛУ N А07-10011/2009
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2009 г. N 18АП-8304/2009
Дело N А07-10011/2009
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бояршиновой Е.В., судей Арямова А.А., Тимохина О.Б., при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 июля 2009 года по делу N А07-10011/2009 (судья Сафиуллина Р.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мега Лэнд" (далее - налогоплательщик, Общество, ООО "Мега Лэнд") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (л.д. 3-4) о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы по начислению и выплате процентов в размере 295893 рублей за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес и обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы устранить допущенное нарушение путем начисления и выплаты процентов в размере 295893 рублей за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес (с учетом уточнения требования (л.д. 46-47)).
Суд первой инстанции в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании ходатайства заявителя произвел замену ненадлежащего ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (л.д. 40-41).
Решением суда первой инстанции от 16.07.2009 заявление налогоплательщика удовлетворено (л.д. 55-59).
Не согласившись с решением суда, Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы обратилась в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления Общества отказать.
Инспекция в апелляционной жалобе ссылается на неправильное применение судом действующего законодательства. В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает следующее.
Налоговый орган полагает, что выплата процентов должна осуществляться той инспекцией, которая осуществила несвоевременный возврат переплаты, а не той в которой на момент рассмотрения спора состоит налогоплательщик. Кроме того, налоговый орган считает, что поскольку судебный акт, которым удовлетворены требования общества о возврате ему излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2841750 руб., вступил в законную силу 07.10.2006, то начисление процентов должно осуществляться с указанной даты. В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган также указывает, что выплата процентов должна осуществляться той инспекцией, которая осуществила несвоевременный возврат переплаты, а не той в которой на момент рассмотрения спора состоит налогоплательщик.
От налогоплательщика поступил отзыв, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить в силе.
В обоснование доводов отзыва общество, ссылаясь на нормы пунктов 6, 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), указывает, что проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога подлежат начислению по истечении 30 дней с даты подачи в налоговый орган заявления о возврате налога.
Обосновывая довод о взыскании процентов с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы, налогоплательщик ссылается на нормы статьи 30 НК РФ, согласно которым налоговые органа представляют собой единую централизованную систему, а также на то, что в данный момент общество состоит на учете именно в этом налоговом органе.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились.
До начала судебного заседания от заявителя поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Мега Лэнд" являлось плательщиком налога на игорный бизнес в налоговые периоды с августа 2004 г. по октябрь 2005 г.
За указанный период налогоплательщиком был уплачен налог на игорный бизнес по ставке, установленной Законом Республики Башкортостан от 04.11.2003 N 30-з "О налоге на игорный бизнес".
30.01.2006 общество обратилось в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога на игорный бизнес в размере 2841750 рублей. В письме налогового органа от 08.02.2006 N 66-08/686 указано, что заявление общества оставлено без удовлетворения (л.д. 8).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.09.2006 по делу N А07-12667/2006, вступившим в законную силу 07.10.2006, признано незаконным бездействие инспекции по возврату излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес в размере 2841750 рублей (л.д. 12-14)).
Возврат налога на игорный бизнес в размере 2841750 рублей произведен Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы 11.04.2007 и 28.04.2007 (л.д. 48-49).
16.03.2009 общество повторно обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан и в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы с заявлением о начислении и выплате процентов за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 358296 рублей (л.д. 9-11).
В связи с бездействием налоговых органов по начислению и выплате процентов за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции налогоплательщик снят с учета по месту нахождения обособленного подразделения в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан, лицевые счета ООО "Мега Лэнд" и все имеющиеся документы переданы в Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы (л.д. 30-32).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
На основании подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
В пункте 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" установлено, что суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии со статьей 78 НК РФ, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты.
Поскольку налог на игорный бизнес уплачен обществом в бюджет до 01.01.2007, то ст. 78 НК РФ подлежит применению в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ
Согласно п. 7, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела судебным актом по делу А07-12667/2006 удовлетворены требования общества о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2841750 рублей, бездействие налогового органа признано незаконным.
Согласно п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Пункт 10 ст. 78 НК РФ предполагает безусловное начисление процентов за нарушение сроков, установленных положениями п. 6 ст. 78 НК РФ для реального возврата налога.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 23 НК РФ установленные налоговым законодательством права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых и иных государственных органов.
Таким образом, положения п. 10 ст. 78 НК РФ, предусматривающие начисление процентов за неисполнение налоговыми органами своих обязанностей, применяются именно при нарушении указанного в п. 6 ст. 78 НК РФ срока на возврат налога, а не с даты признания отказа или бездействия незаконными.
Начисление процентов за несвоевременный возврат налога носит компенсационный характер и не зависит от причин нарушения установленных сроков.
Общество, оспаривая бездействие инспекции, оспаривало, прежде всего, результат этого бездействия - невозврат спорной суммы налога. Бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате спорных сумм и признанного впоследствии судом незаконным, рассматривается как не вынесение решения в установленный срок. Поскольку последствием является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся обществу денежных средств, он вправе получить компенсацию своих потерь в виде процентов.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что, датой начисления процентов является дата, следующая за датой окончания месячного срока со дня получения инспекцией заявления о возврате излишне уплаченного налога, то есть с 09.02.2006.
Как следует из материалов дела первоначальное заявление о возврате налога подано заявителем 30.01.2006, фактический возврат налога осуществлен налоговым органом 11.04.2007 и 28.04.2007.
Согласно произведенному обществом расчету процентов за период с 09.02.2006 по 05.04.2007, сумма процентов составила 295893 рублей (л.д. 47). Указанный расчет произведен налогоплательщиком верно, с использованием ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующих в период нарушения срока возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес, судом первой инстанции проверен, признан законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы Инспекции федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы о необходимости возложения обязанности по выплате процентов на Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Салавату Республики Башкортостан, судом апелляционной инстанции отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права.
Согласно п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика
В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговое законодательство исходит из того, что совершение обязательных по закону действий в отношении налогоплательщика совершает налоговый орган по месту учета этого налогоплательщика.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2008 N 17520/07 изложена правовая позиция, что после перевода налогоплательщика в другую налоговую инспекцию обязанность по возврату налога, не исполненная инспекцией по прежнему месту налогового учета, не изменяется и не прекращается, и возлагается на Инспекцию по новому месту налогового учета.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы, в которой состоит на налоговом учете общество, входит в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, к ней с указанной даты перешли полномочия по осуществлению налогового контроля за соблюдением обществом законодательства о налогах и сборах, а также по осуществлению предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении общества действий, в том числе связанных с начислением и уплатой процентов за нарушение срока возврата налога, в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
При указанных обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 июля 2009 года по делу N А07-10011/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
Е.В.БОЯРШИНОВА
Судьи
А.А.АРЯМОВ
О.Б.ТИМОХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)