Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2014 ПО ДЕЛУ N А27-640/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. по делу N А27-640/2014


резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Марченко Н.В.,
судей: Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. (до перерыва), помощником судьи Лачиновой К.А. (после перерыва),
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: Аксенова А.Ю., доверенность N 06-08/12 от 19.04.2014 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 марта 2014 года по делу N А27-640/2014 (судья Семенычева Е.И.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Милевича Альберта Станиславовича (ОГРНИП 309420528800154)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650992, Кемеровская область, г. Кемерово, Кузнецкий пр-кт, 11)
о признании недействительным решения N 200360 от 21.08.2013 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 59 310 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа,

установил:

Индивидуальный предприниматель Милевич Альберт Станиславович (далее - ИП Милевич А.С.) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - Инспекция, налоговый орган) от 21.08.2013 года N 200360 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в размере 59 310 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.03.2014 года заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Инспекция в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы указано на нарушение судом первой инстанции норм материального права - пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, по мнению апеллянта, суд неправомерно произвел расчет земельного налога исходя из количества месяцев, за которые при расчете налоговой базы подлежала применению кадастровая стоимость, установленная нормативным актом.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ИП Милевич А.С. в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Инспекции поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней доводам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя заинтересованного лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Милевичу А.С. принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101026:293 (доля 4699/10000), земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101026:297 (доля 9692/10000).
Предпринимателем подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год, в которой по земельному участку с кадастровым номером 42:24:0101026:293 исчислен налог исходя из кадастровой стоимости 1 078 000 рублей; по земельному участку с кадастровым номером 42:24:0101026:297 исчислен налог исходя из кадастровой стоимости 3 292 000 рублей.
По результатам камеральной проверки 21.08.2013 года Инспекцией принято решение N 200360 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислено 127435 рублей налога, исчислены пени в размере 7 043,97 рублей. ИП Милевич А.С. в связи с неуплатой налога привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 50 974 рублей с учетом того, что предприниматель привлекался к ответственности за неуплату налога в результате занижения налоговой базы.
Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение Инспекции от 21.08.2013 года N 200360 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения утверждено.
Основанием доначисления налога явился вывод налогового органа о занижение налогоплательщиком налоговой базы вследствие неправильного применения им при исчислении земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, установленной судебными актами по делам N А27-11158/2012 от 06.07.2012 года, N А27-9092/2012 от 06.06.2012 года.
Оспаривая правомерность принятого решения, ИП Милевич А.С. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования с учетом их уточнений, суд первой инстанции исходил из неправомерности доначисления налогоплательщику земельного налога без учета налоговой базы в размере кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании судебных актов, вступивших в законную силу 07.07.2012 года, 07.08.2012 года.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции по существу заявления, при этом исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. (пункт 12 статьи 396 НК РФ).
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям ФГУ "Земельная кадастровая палата" Кемеровской области кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ИП Милевичу А.С. с кадастровым номером 42:24:0101026:293 по состоянию на 01.01.2012 года составляет 4 201 393 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:010126:297-10 189 357 руб.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Следовательно, внесение новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Вступившим в законную силу 07.08.2012 года решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11158/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:293 в размере его рыночной стоимости в сумме 1 078 000 руб.
Вступившим в законную силу 07.07.2012 года решением арбитражного суда по делу N А27-9092/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:297 в размере его рыночной стоимости - 3 292 000 руб.
Установленная решениями суда по делам N А27-11158/2012, N А27-9092/2012 рыночная стоимость спорных земельных участков является основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу.
С учетом положений главы 31 НК РФ, позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06.11.2012 года N 7701/12, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии запрета в исчислении налогоплательщиком налога с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной судебным актом.
В связи с вступлением в законную силу судебного акта по делу N А27-11158/2012 с 07.08.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:293 в размере 1 078 000 руб. подлежит применению при расчете земельного налога с 01.09.2012 года. Следовательно, доначисление земельного налога в размере 9 173 руб. без учета налоговой базы в размере кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании судебного акта, является неправомерным.
Поскольку судебный акт по делу N А27-9092/2012 вступил в законную силу с 07.07.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:297 в размере 3 292 000 руб. подлежит применению при расчете земельного налога с 01.08.2012 года. Соответственно, неправомерным является доначисление земельного налога в размере 50 138 руб. без учета налоговой базы в размере кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании судебного акта.
Апелляционный суд отклоняет как необоснованный довод апелляционной жалобы о неверном расчете суда первой инстанции налоговой базы в связи с допущенной ошибкой в количестве месяцев, за которые при расчете налоговой базы подлежала применению кадастровая стоимость, установленная нормативным актом.
В соответствии с указанными выше нормативными положениями, а также правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, учитывая, что судебные акты об установлении новой кадастровой стоимости спорных земельных участков вступили в законную силу 07.07.2012 года, 07.08.2012 года, то есть до 15-го числа соответствующего месяца, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что применительно к пункту 7 статьи 396 НК РФ июль и август считаются полными месяцами действия новой кадастровой стоимости; в 2012 году новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:293 действовала в течение 5 полных календарных месяцев с августа по декабрь включительно; новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:297 действовала в течение 6 полных календарных месяцев с июля по декабрь включительно.
Таким образом, налоговым органом необоснованно произведен расчет налога без учета указанных выше решений арбитражного суда.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения налогового органа в обжалуемой части является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 марта 2014 года по делу N А27-640/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Н.В.МАРЧЕНКО

Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.А.УСАНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)