Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-7651/2014

Требование: О взыскании суммы земельного налога и пени.

Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Ответчику было направлено уведомление об уплате земельного налога за 2012 год. В срок, указанный в уведомлении, оплата налога не была произведена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. по делу N 33-7651/2014


Судья: Юнусов Д.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж.,
судей Ухановой Т.М., Трифоновой О.М.,
при секретаре Т.Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга к С. о взыскании суммы земельного налога и пени
по апелляционной жалобе инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга
на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 19 сентября 2014 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Акчуриной Г.Ж., объяснения представителей ИФНС по Дзержинскому району г. Оренбурга Б.К. и Т.Т., поддержавших апелляционную жалобу, объяснения представителя ответчика Б.А., возражавшего против апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга обратилась в суд с иском к С. о взыскании недоимки по земельному налогу. В обоснование требования истец указал, что С. было направлено уведомление об уплате земельного налога за 2012 год. В срок, указанный в уведомлении, оплата налога не была произведена. В ноябре 2013 года ответчику было направлено требование об уплате налога в сумме *** руб. и пени по состоянию на 18 ноября 2013 года в сумме *** руб., после чего налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который определением мирового судьи от 28 апреля 2014 года был отменен. Указав, что возражения должника являются необоснованными, ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга просила взыскать с ответчика недоимку по земельному налогу за 2012 год в сумме *** руб. и *** руб. пени, а всего - *** руб.
В судебном заседании представитель истца Б.К. исковые требования поддержала, настаивала на том, что земельный налог за 2012 год был обоснованно исчислен ответчику на основании кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Оренбургской области в 2007 году в размере *** руб.
С. в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель ответчика Б.А. возражал против удовлетворения иска, указал на то, что земельный налог в отношении земельного участка С. должен быть пересчитан в соответствии с кадастровой стоимостью, установленной равной рыночной стоимости в размере *** руб. по состоянию на 1 января 2012 года решением арбитражного суда.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 19 сентября 2014 года исковые требования ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга удовлетворены частично. С учетом определения Оренбургского районного суда Оренбургской области от 24 октября 2014 года об исправлении описки суд взыскал с С. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга сумму земельного налога за 2012 год в размере *** руб., сумму пени в размере *** руб.
В апелляционной жалобе ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность и просит принять по делу новое решение, в котором удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от (дата) N С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью *** кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; (адрес). Земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка: ***. Право собственности С. на данный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке (дата).
В силу ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. ст. 390, 391 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 391 НК Российской Федерации, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кадастровая стоимость принадлежащего ответчику земельного участка была определена в результате государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2012 года и утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 года N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" в размере *** руб. Сведения об указанной кадастровой стоимости были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Ранее постановлением Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" кадастровая стоимость того же земельного участка была определена в размере *** руб. От указанной суммы налоговый орган исчислил земельный налог за 2012 год в размере *** руб. по ставке 1,5%, недоимку по уплате которого просил взыскать с ответчика.
В результате рассмотрения искового заявления С. к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка вступившим в законную силу 17 марта 2014 года решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17 февраля 2014 года установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью *** кв. м в размере *** руб. по состоянию на 1 января 2012 года.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере *** руб. на основании вступившего в законную силу судебного решения внесены в Государственный кадастр недвижимости 18 марта 2014 года.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред., действовавшей до 22 июля 2014 года) в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Удовлетворяя частично требование ИФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга о взыскании недоимки по земельному налогу, суд первой обоснованно применил кадастровую стоимость, установленную судебным решением по состоянию на 1 января 2012 года, равной рыночной стоимости земельного участка, для исчисления земельного налога за 2012 год.
Исходя из определенной судом на 1 января 2012 года кадастровой стоимости в размере *** руб., земельный налог, подлежащий уплате за 2012 год за земельный участок с кадастровым номером N, взимаемый по ставке, установленной пунктом 2.4 Положения "О земельном налоге", утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 10 октября 2008 года N 677, в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка, верно рассчитан судом в размере *** руб. (**** 1,5%).
Суд установил, что налогоплательщиком частично была произведена оплата земельного налога за 2012 год: 20 января 2014 года в сумме *** руб., 21 января 2014 года - *** руб., 23 января 2014 года - *** руб., 24 января 2014 года - *** руб., 13 февраля 2014 года - *** руб., итого: *** руб. В связи с этим суд правомерно взыскал с ответчика недоимку по земельному налогу в размере *** руб.
Размер пени *** руб. за 17 дней просрочки также верно был рассчитан судом исходя из суммы налога в размере *** руб.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку данная позиция суда направлена на соблюдение права налогоплательщика на исчисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. ст. 390, 391 НК РФ).
В данном случае исчисление земельного налога исходя из налоговой базы, определенной на основании сведений о кадастровой стоимости, более чем в 2 раза превышающей рыночную стоимость земельного участка, принадлежащего налогоплательщику, является нарушением основных начал законодательства о налогах и сборах, закрепленных в п. п. 3 и 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Исходя из смысла вышеизложенный норм земельного и налогового законодательства в совокупности с нормой Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которой в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, суд правомерно пришел к выводу о том, что в данном случае установление судом кадастровой стоимости земельного участка в размере *** руб. на дату 1 января 2012 года является с момента вступления судебного решения в силу основанием для пересчета земельного налога за 2012 год.
При применении закона к спорным правоотношениям, судебная коллегия также принимает во внимание правовую позиция законодателя, уточненную с момента внесения Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ изменений в Федеральный закон N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а именно в абз. 5 ст. 24.20, согласно которым в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда такие сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в кадастр стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, законодатель, уточнив дату начала применения рыночной стоимости, приравненной к кадастровой стоимости на основании судебного решения, не связал этот момент со вступлением решения в законную силу, более того, прямо предусмотрел, что рыночная стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством РФ (в том числе для целей налогообложения), на предыдущий период.
Поскольку норма закона об определении рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, а также положения налогового и земельного законодательства, из которых следует исходить при определении налоговой базы земельного налога не претерпели изменений, судебная коллегия не усматривает ограничений относительно применения установленной судом на определенную дату кадастровой стоимости для целей налогообложения на период, предшествовавший ее внесению в ГКН.
При этом законодатель прямо предусмотрел круг правоотношений, на которые распространяется новый установленный законом порядок применения сведений о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством РФ (в том числе для целей налогообложения). Пунктом 8 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 255-ФЗ), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу данного Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу Федерального закона N 255-ФЗ.
Кадастровая стоимость в отношении земельного участка С. была пересмотрена до вступления в силу Федерального закона N 255-ФЗ, следовательно, ретроспективное применение сведений о кадастровой стоимости, установленной решением суда на определенную дату, не может быть ограничено требованиями нового закона, связывающего момент начала ее применения с датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Положение п. 4 ст. 391 НК РФ, согласно которому налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не позволяющее налоговому органу рассчитать земельный налог исходя из установленной судом кадастровой стоимости до момента ее внесения в ГКН, регулирует порядок взимания налога в части определения субъекта налогового правоотношения, обязанного исчислить налог, и порядок получения им необходимых для этого сведений, что не изменяет принцип исчисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости, которая в данном случае установлена судом.
Иной подход к разрешению возникшего спора приведет к нарушению права налогоплательщика на взимание с него экономически обоснованного земельного налога, исчисленного исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка.
Следует принять во внимание, что уведомление об уплате земельного налога за 2012 год было направлено С. 26 июня 2013 года. С этого момента С. узнал о нарушении своих прав и обратился в арбитражный суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости в 2013 году, что подтверждает добросовестность и разумность действий налогоплательщика, в связи с чем у суда не имеется оснований к отказу в защите нарушенного права.
Вывод суда не опровергают доводы апелляционной жалобы о том, что из содержания решения Арбитражного суда Оренбургской области следует, что С. оспаривал кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 года N 1122-п в размере *** руб., тогда как для расчета земельного налога за 2012 год применяется кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2007 года N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов" в размере *** руб., что обусловлено установленным в п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ порядком вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения, предусмотренные ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 19 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)