Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Муравьева С.Ю., Петрова А.Л.,
при участии представителя:
истца - Сафиуллина И.Ш. по доверенности от 25.10.2013 N 13,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Мещеряковское сельское поселение Буинского муниципального района Республики Татарстан" в лице Исполнительного комитета, д. Мещеряково, Буинский район Республики Татарстан,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А65-276312013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Орхидея+" (ОГРН 1091672001343, ИНН 1614010316), г. Буинск, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, (ОГРН 1027700485757), г. Казань, с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань, Муниципального образования "Буинский муниципальный район Республики Татарстан" в лице Исполнительного комитета, г. Буинск, Муниципального образования "Мещеряковское сельское поселение Буинского муниципального района Республики Татарстан" в лице Исполнительного комитета, д. Мещеряково, Буинский район Республики Татарстан, о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:14:140201:732, общей площадью 10 006 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Буинский муниципальный район, Мещеряковское поселение, д. Мещеряково, указав ее равной рыночной стоимости в размере 1 551 700 рублей,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Орхидея+" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата), с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости путем установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:14:140201:732, общей площадью 10 006 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Буинский муниципальный район, Мещеряковское поселение, д. Мещеряково, определив его кадастровую стоимость посредством указания его рыночной стоимости в размере 1 551 700 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Муниципальное образование Буинский муниципальный район в лице исполнительного комитета Муниципального образования Буинский муниципальный район.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2014 исковые требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:14:140201:732 установлена в размере, равной ее рыночной стоимости - 1 551 700 руб.
Определением от 21.05.2014 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ и в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Этим же определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Мещеряковское сельское поселение Буинского муниципального района Республики Татарстан" в лице Исполнительного комитета (далее - Исполнительный комитет).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2014 отменено, исковые требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:14:140201:732 установлена в размере, равной ее рыночной стоимости - 1 551 700 руб.
В кассационной жалобе Исполнительный комитет просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, отправить дело на новое рассмотрение, мотивируя несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, Заявитель жалобы указывает, что экспертное заключение составлено с нарушением требований законодательства, в связи с чем оно не могло быть принято судом в качестве допустимого доказательства по делу. Заключение эксперта получено судом первой инстанции до привлечения к участию в деле Исполнительного комитета, то есть с нарушением процессуальных правил о состязательности и равноправии сторон.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для его отмены не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:14:140201:732, общей площадью 10 006 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Буинский муниципальный район, Мещеряковское сельское поселение, д. Мещеряково, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.12.2013 N 01/149/2013-582.
Общество является плательщиком земельного налога, величина которого в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка.
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления Кадастровая палата внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2011 по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 по делу N 3-32/11, от 26.05.2011 N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
На основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 3 712 426 руб. 12 коп.
Общество, полагая, что результаты кадастровой оценки нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенного и экономически необоснованного земельного налога, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
При принятии обжалуемого судебного акта суд апелляционной инстанций исходил из того, что Общество, заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, что является нарушением прав Общества, являющегося плательщиком земельного налога, который рассчитывается, в том числе, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
При этом права Общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и Общество воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 определена правовая позиция, согласно которой установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.01.2014 была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Правовые антикризисные и консалтинговые технологии".
Согласно экспертному заключению N 13/Э-14 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составила 1 551 700 руб.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу о том, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из его рыночной стоимости, составляющей 1 551 700 руб.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для понуждения органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
Довод Исполнительного комитета в кассационной жалобе о том, что имеющееся в деле экспертное заключение получено судом в нарушение процессуальных норм о состязательности и равноправии сторон был предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно признан им несостоятельным и противоречащим фактическим обстоятельствам дела.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (часть 1 статьи 64 АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, имели возможность ходатайствовать о проведении экспертизы в определенных экспертных учреждениях, имели возможность ставить на обсуждение суда вопросы, которые надлежит поставить перед экспертами, заявлять отводы эксперту.
Доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости спорного земельного участка, или недостоверности рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении N 13/Э-14, участвующие в деле лица не представили.
То обстоятельство, что Исполнительный комитет привлечен к участию в деле после проведения судебной экспертизы не может свидетельствовать о нарушении прав третьего лица, поскольку указанное лицо отводов эксперту не заявляет, ходатайства о постановке иных вопросов перед экспертом не ставит, а компетенцией выбора экспертного учреждения для проведения экспертизы обладает не сторона в процессе, а суд.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 по делу N А65-276312013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
А.Л.ПЕТРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.10.2014 ПО ДЕЛУ N А65-276312013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. по делу N А65-276312013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Муравьева С.Ю., Петрова А.Л.,
при участии представителя:
истца - Сафиуллина И.Ш. по доверенности от 25.10.2013 N 13,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Мещеряковское сельское поселение Буинского муниципального района Республики Татарстан" в лице Исполнительного комитета, д. Мещеряково, Буинский район Республики Татарстан,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Балакирева Е.М., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А65-276312013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Орхидея+" (ОГРН 1091672001343, ИНН 1614010316), г. Буинск, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, (ОГРН 1027700485757), г. Казань, с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань, Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань, Муниципального образования "Буинский муниципальный район Республики Татарстан" в лице Исполнительного комитета, г. Буинск, Муниципального образования "Мещеряковское сельское поселение Буинского муниципального района Республики Татарстан" в лице Исполнительного комитета, д. Мещеряково, Буинский район Республики Татарстан, о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:14:140201:732, общей площадью 10 006 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Буинский муниципальный район, Мещеряковское поселение, д. Мещеряково, указав ее равной рыночной стоимости в размере 1 551 700 рублей,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Орхидея+" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата), с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости путем установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:14:140201:732, общей площадью 10 006 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Буинский муниципальный район, Мещеряковское поселение, д. Мещеряково, определив его кадастровую стоимость посредством указания его рыночной стоимости в размере 1 551 700 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Муниципальное образование Буинский муниципальный район в лице исполнительного комитета Муниципального образования Буинский муниципальный район.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2014 исковые требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:14:140201:732 установлена в размере, равной ее рыночной стоимости - 1 551 700 руб.
Определением от 21.05.2014 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ и в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Этим же определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Мещеряковское сельское поселение Буинского муниципального района Республики Татарстан" в лице Исполнительного комитета (далее - Исполнительный комитет).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2014 отменено, исковые требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:14:140201:732 установлена в размере, равной ее рыночной стоимости - 1 551 700 руб.
В кассационной жалобе Исполнительный комитет просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, отправить дело на новое рассмотрение, мотивируя несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, Заявитель жалобы указывает, что экспертное заключение составлено с нарушением требований законодательства, в связи с чем оно не могло быть принято судом в качестве допустимого доказательства по делу. Заключение эксперта получено судом первой инстанции до привлечения к участию в деле Исполнительного комитета, то есть с нарушением процессуальных правил о состязательности и равноправии сторон.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для его отмены не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:14:140201:732, общей площадью 10 006 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Буинский муниципальный район, Мещеряковское сельское поселение, д. Мещеряково, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.12.2013 N 01/149/2013-582.
Общество является плательщиком земельного налога, величина которого в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации зависит от размера кадастровой стоимости земельного участка.
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления Кадастровая палата внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2011 по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 по делу N 3-32/11, от 26.05.2011 N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
На основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 3 712 426 руб. 12 коп.
Общество, полагая, что результаты кадастровой оценки нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенного и экономически необоснованного земельного налога, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
При принятии обжалуемого судебного акта суд апелляционной инстанций исходил из того, что Общество, заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, что является нарушением прав Общества, являющегося плательщиком земельного налога, который рассчитывается, в том числе, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
При этом права Общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и Общество воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 определена правовая позиция, согласно которой установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.01.2014 была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Правовые антикризисные и консалтинговые технологии".
Согласно экспертному заключению N 13/Э-14 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составила 1 551 700 руб.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу о том, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из его рыночной стоимости, составляющей 1 551 700 руб.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для понуждения органа государственного кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
Довод Исполнительного комитета в кассационной жалобе о том, что имеющееся в деле экспертное заключение получено судом в нарушение процессуальных норм о состязательности и равноправии сторон был предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно признан им несостоятельным и противоречащим фактическим обстоятельствам дела.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (часть 1 статьи 64 АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, имели возможность ходатайствовать о проведении экспертизы в определенных экспертных учреждениях, имели возможность ставить на обсуждение суда вопросы, которые надлежит поставить перед экспертами, заявлять отводы эксперту.
Доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости спорного земельного участка, или недостоверности рыночной стоимости, определенной в экспертном заключении N 13/Э-14, участвующие в деле лица не представили.
То обстоятельство, что Исполнительный комитет привлечен к участию в деле после проведения судебной экспертизы не может свидетельствовать о нарушении прав третьего лица, поскольку указанное лицо отводов эксперту не заявляет, ходатайства о постановке иных вопросов перед экспертом не ставит, а компетенцией выбора экспертного учреждения для проведения экспертизы обладает не сторона в процессе, а суд.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 по делу N А65-276312013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
А.Л.ПЕТРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)