Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.06.2014 N 15АП-5977/2014 ПО ДЕЛУ N А32-36481/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2014 г. N 15АП-5977/2014

Дело N А32-36481/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачева А.Н.
судей Н.В. Сулименко, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Ароян О.У.
при участии:
от Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю: представитель Турченко В.А. по доверенности от 21.04.2014,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю: представитель Снежков И.А. по доверенности от 10.01.2014,
от открытого акционерного общества "Армавирский завод резиновых изделий": представитель Иванча Е.В. по доверенности от 22.06.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2014 по делу N А32-36481/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Армавирский завод резиновых изделий" (ИНН 2302008970) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю о признании незаконными решений
принятое в составе судьи Посаженникова М.В.

установил:

Открытое акционерное обществе "Армавирский завод резиновых изделий" (далее - ОАО "Армавирский завод резиновых изделий", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Краснодарскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России по Краснодарскому краю, инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - УФНС России по Краснодарскому краю, управление) об отмене решения инспекции от 26.07.2013 N 11/1644 и решения управления от 07.10.2013 N 22-12-972, отмене результатов камеральной проверки, изложенных в акте проверки от 20.05.2013 N 11/1170.
Решением суда от 21.02.2014 решение инспекции от 26.07.2013 N 11/1644, а также решение управления от 07.10.2013 N 22-12-972 признаны недействительными. В части требований об отмене результатов камеральной налоговой проверки, отраженных в акте от 20.05.2013 N 11/1170, производство по делу прекращено.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что инспекцией неправомерно исчислен земельный налог за период с января по июль 2012 года из расчета кадастровой стоимости в размере 387 836 412 руб. По мнению суда, налоговому органу следовало исчислить земельный налог исходя из налоговой базы в размере 174 581 530 руб., указанной в отчете оценщика от 11.03.2012 N ОКР-12-16 и внесенной в государственный кадастр недвижимости (ГКН) 23.07.2012.
Межрайонная ИФНС России N 13 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение суда в части удовлетворения требований заявителя и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу УФНС России по Краснодарскому краю поддержало доводы жалобы инспекции.
В судебном заседании представители УФНС России по Краснодарскому краю, Межрайонной ИФНС России N 13 по Краснодарскому краю поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда в обжалуемой части отменить.
Представитель ОАО "Армавирский завод резиновых изделий" просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку стороны не представили возражений в отношении проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Армавирский завод резиновых изделий" имеет статус юридического лица и состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 13 по Краснодарскому краю.
Согласно Государственного акта КК-2 N 00074, ОАО "Армавирский завод резиновых изделий" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок под кадастровым номером N 23:38:0103051:2.
Обществом 28.01.2013 в Межрайонную ИФНС России N 13 по Краснодарскому краю представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год.
На основании поданной декларации инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 20.05.2013 N 11/1170, согласно которому обществу предложено уплатить не полностью уплаченную сумму земельного налога в размере 951 651 рубля, а также пеню.
27.06.2013 Межрайонной ИФНС России N 13 по Краснодарскому краю принято решение N 110 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
По итогам проведенной поверки Межрайонной ИФНС России N 13 по Краснодарскому краю принято решение от 26.07.2013 N 11/1644 о привлечении ОАО "Армавирский завод резиновых изделий" к налоговой ответственности в виде взыскания штрафных санкций в размере 114 360 рублей, также обществу начислена недоимка по уплате налога в сумме 951 651 рубль. На неуплаченную сумму налога начислена пеня в размере 28 502 рублей. Итого по решению начислено 1 094 513 рубля.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, общество обратилось в Управление ФНС России по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой на решение налогового органа от 26.07.2013 N 11/1644.
Однако УФНС России по Краснодарскому краю решением от 07.10.2013 N 22-12-972 отказало обществу в удовлетворении жалобы.
Общество, не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 13 по Краснодарскому краю от 26.07.2013 N 11/1644 и решением УФНС России по Краснодарскому краю от 07.10.2013 N 22-12-972, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Удовлетворяя требования общества в указанной части, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В целях изменения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 23:38:0103051:2 обществом 08.06.2012 подано в Управление Росреестра по Краснодарскому краю заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного участка, утвержденных приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2012 N 1756, согласно которым на 01.01.2012 она составляла 387 836 412 рублей. В заявлении общество просило установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, которая была определена отчетом ЗАО "Оценочная компания "Рутения" от 11.03.2012 N ОКР-12-16 и составляла 174 581 530 рублей.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от 03.07.2012 N 21/22 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости пересмотрена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N 23:38:0103051:2 и определена в размере его рыночной стоимости, равной 174 581 530 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 23:38:0103051:2 внесены в государственный кадастр недвижимости 23.07.2012.
По результатам камеральной налоговой проверки обществу начислен земельный налог на указанный участок за 7 месяцев 2012 года, исходя из кадастровой стоимости в размере 387 836 412 рублей 48 копеек, за 5 месяцев 2012 года, исходя из кадастровой стоимости в размере 174 581 530 рублей.
Суд первой инстанции посчитал, что налоговый орган обязан был исчислить налог на землю, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 174 581 530 рублей, начиная с 01.01.2012, а не с даты внесения изменений кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, поскольку именно с начала года была ошибочно установлена завышенная кадастровая стоимость земельного участка.
Ошибка в определении кадастровой стоимости установлена 03.07.2012 (решение комиссии Управления Росреестра по Краснодарскому краю), однако это не может изменить порядок исчисления налога, поскольку налоговая база определяется по налоговым периодам (статья 54 Налогового кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции сделал вывод о том, что исходя из пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган не имел права изменять налоговую базу в середине налогового периода и обязан был исчислять налог исходя из налоговой базы только по состоянию на 1 января.
Получив в середине года сведения об ошибочности кадастровой стоимости земельного участка, налоговый орган обязан был произвести перерасчет налоговых обязательств применительно к 1 января спорного года.
Данный вывод суда первой инстанции апелляционный суд признает ошибочным и при этом исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи, допускающих возможность определения рыночной стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель установлен Постановлением Правительством Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее Порядок, Постановление N 316).
Согласно пункту 5 данного Порядка государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Пункт 11 Порядка определяет, что методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 10 Порядка органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с Постановлением N 316 в 2011 году Департаментом имущественных отношений администрации Краснодарского края были организованы и проведены работы по государственной оценке земель населенных пунктов Краснодарского края.
В рамках указанных работ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:2 была определена ЮФ ФГУП "Госземкадастрсъемка"- ВИСХАГИ в размере 387 836 412 руб. 48 коп., которая утверждена Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2012 N 1756.
Таким образом, на 01.01.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0103051:2 составляла 387 836 412 руб. 48 коп.
Пункт 3 статьи 66 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п. 1 ст. 66 ЗК РФ).
Законом N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" включена глава III. 1 "Государственная кадастровая оценка".
По правилам ч. 2 ст. 7 ФЗ от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу части 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.20 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в силу приведенных выше нормативных положений изменение стоимости земельного участка в целях исчисления земельного налога может быть учтено только на будущее время.
Сведения рыночной стоимости спорного земельного участка равной 174 581 530 руб. внесены в государственный кадастр недвижимости 23.07.12
Следовательно, исчисление земельного налога по спорному земельному участку исходя из рыночной стоимости земельного участка в размере 174 581 530 рублей должно проводиться с даты внесения в государственный реестр сведений о рыночной стоимости спорного земельного участка, что и было сделано налоговым органом.
Данный вывод апелляционного суда соответствует сложившейся по данной категории дел судебной практике (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.06.14 по делу N А53-18268/2013).
При изложенных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости 174581530 руб. подлежит установлению с 01.01.2012, апелляционным судом признается ошибочным.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 указано на взаимосвязь кадастровой и рыночной стоимостей объектов, по существу отличающихся только методами проведения оценки (массовым или индивидуальным). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, допустимо и в отсутствие спора о достоверности кадастровой стоимости земельного участка и законности нормативного акта о ее утверждении.
Несмотря на применение законодателем термина "оспаривание" как к случаю использования органом кадастрового учета недостоверных сведений об объекте недвижимости, так и к случаю определения рыночной стоимости такого объекта, сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой.
Таким образом, установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной не свидетельствует об ошибочности первоначальной кадастровой стоимости. Доказательств использования органом кадастрового учета при определении кадастровой стоимости земельного участка недостоверных сведений о нем, нарушения процедуры и (или) методики проведения государственной кадастровой оценки обществом не представлено (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.12.2013 по делу N А32-37906/2012).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что решение Межрайонной ИФНС России по Краснодарскому краю от 26.07.2013 N 11/1644 и решение УФНС России по Краснодарскому краю от 07.10.2013 N 22-12-972 соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение суда от 21.02.2014 в обжалуемой части, ввиду неправильного применения норм материального права, следует отменить, в удовлетворении заявления - отказать.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2014 по делу N А32-36481/2013 в обжалуемой части отменить.
В указанной части в удовлетворении заявления отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
А.Н.СТРЕКАЧЕВ

Судьи
Н.В.СУЛИМЕНКО
Н.В.ШИМБАРЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)