Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.03.2014 ПО ДЕЛУ N А57-15499/2013

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2014 г. по делу N А57-15499/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Ф.И. Тимаева, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.О. Зенковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А57-15499/2013,
по иску Сафонова Владимир Ивановича, г. Балаково
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области, г. Саратов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов,
- Правительство Саратовской области;
- МРИ ФНС г. Балаково
ООО "Агентство оценки и экспертизы"
СРОО "Деловой союз оценщиков"
Комитет по управлению имуществом Саратовской области
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"
об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области заменить в государственном кадастре недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020210:16 рыночной стоимостью в размере 9.760.000 рублей
при участии в заседании:
от комитета по управлению имуществом Саратовской области - Мехдиева Шабнам Забиль кызы, по доверенности N 5756а от 13.11.2013 года,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области - Шатунова Ольга Геннадьевна, по доверенности N 64/2013-06 от 28.01.2013 года,

установил:

В арбитражный суд Саратовской области обратился Сафонова В.И. с исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об обязании заменить в государственном кадастре недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020210:16 рыночной стоимостью в размере 9.760.000 рублей.
Решением от 25 ноября 2013 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-15499/2013 суд признал кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 4245 кв. м, с кадастровым номером 64:40:020210:0016, предназначенного для размещения гаражей и автостоянки, расположенного по адресу: Саратовская область, город Балаково ул. 30 Лет Победы, равной его рыночной стоимости в размере 9.760.000 рублей.
Суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, дата регистрации 15.02.2011) с момента вступления решения по данному иску внести в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 14245 кв. м, с кадастровым номером 64:40:020210:0016, предназначенного для размещения гаражей и автостоянки, расположенного по адресу: Саратовская область, город Балаково ул. 30 Лет Победы, рыночную стоимость указанного земельного участка в размере 9.760.000 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области и Комитет по управлению имуществом Саратовской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2014 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечена Администрация муниципального образования г. Балаково.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, следуя закрепленному статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также статьей 123 Конституции Российской Федерации принципу состязательности сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Сафонову Владимиру Ивановичу на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер 64:40:020210:16, расположенный по адресу: Саратовская обл., г. Балаково, ул. Саратовское шоссе - 30 лет Победы.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 г. N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" кадастровая стоимость данного земельного участка установлена в размере 19 952941,14 руб.
Данная стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости, о чем свидетельствую кадастровая справка о кадастровой стоимости земельного участка, а также кадастровый паспорт земельного участка.
25 июня 2013 года обществом с ограниченной ответственности "Агентство оценки и экспертизы" составлен отчет N 0606.13Б/35 об определении рыночной стоимости земельного участка кадастровый номер 64:40:020210:16. Согласно отчету рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 9.760.000 руб. На данный отчет от некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" получено положительное экспертное заключение N 727/06/13 от 28 июня 2013 года.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:020210:16, определенная в установленном порядке и внесенная в государственный кадастр недвижимости, не соответствует его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Согласно этой же статье результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговой кодекс), несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости является нарушение прав Сафонова В.И., как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом права Сафонова В.И., нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 913/11).
Исходя из положений постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 г. N 913/11 следует, что ответчиком по указанным требованиям может быть тот орган, в полномочия которого входит внесение изменений в государственный кадастр недвижимости - орган кадастрового учета.
Указанное обстоятельство, со ссылками на статью 3 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации, послужило основанием для предъявления истцом требования о внесении рыночной стоимости земельного участка в качестве его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
По смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), истец является налогоплательщиком земельного налога в отношении данного участка.
При этом в силу статьи 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту -Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 г. N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 г. N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г., установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Истцом заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учета.
Такое требование не связано с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Следовательно, такое требование, предъявленное к ФГБУ "ФКП Росреестра", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 г. N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка,
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости от 27.05.2011 г. при определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что может вызвать несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка.
При определении расхождения кадастровой и рыночной стоимостей также следует учитывать периодичность проведения работ по государственной кадастровой оценке, а также дату, на которую определена кадастровая стоимость, поскольку рыночная стоимость, определенная на более позднюю дату, может существенно отличаться от кадастровой стоимости вследствие изменения рыночной конъюнктуры.
В рамках разрешения судебных споров в отношении результатов государственной кадастровой оценки, полученных по договорам на проведение оценки, заключенным до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ, учитывается рыночная стоимость, определенная в отношении оспариваемых земельных участков индивидуально в отчете об оценке, подготовленном оценщиком (оценщиками) в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость таких земельных участков.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Как указывает Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, рыночная стоимость в данном случае распространяет свое действие лишь на будущий период и подлежит внесению в кадастр исключительно с момента вступления судебного акта в законную силу.
В силу норм действующего законодательства новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, и включение каких-либо сведений на прошедшую дату не предусматривается. Данная позиция поддерживается также ФАС Поволжского округа в Постановлении от 19.07.2012 по делу N А65-5901/2011.
С учетом изложенного, суд считает, что требование истца об обязании органа кадастрового учета внести кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 4245 кв. м, с кадастровым номером 64:40:020210:0016, предназначенного для размещения гаражей и автостоянки, расположенного по адресу: Саратовская область, город Балаково ул. 30 Лет Победы в качестве новой кадастровой стоимости указанного земельного участка, подлежит удовлетворению, так как внесение изменения кадастровой стоимости земельного участка не противоречит действующему законодательству.
В соответствии с толкованиями, изложенными в упомянутом постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах внесение изменения в кадастровую стоимость земельного участка не противоречит действующему законодательству.
Из правоустанавливающих документов ФГБУ "ФКП Росреестра" следует, что оно осуществляет функции ведения государственного кадастра недвижимости и определения кадастровой стоимости учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их характеристик.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета, внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного истцом отчета, суду апелляционной инстанции не представлены, как и доказательства того, что нарушения, о которых заявляет Комитет по управлению имуществом Саратовской области в своем отзыве, повлекли за собой неверное определение размера рыночной стоимости спорного земельного участка.
О проведении иной оценки ответчики при рассмотрении дела не заявляли.
На основании изложенного иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 ноября 2013 года по делу N А57-15499/2013 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Признать кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 4245 кв. м, с кадастровым номером 64:40:020210:0016, предназначенного для размещения гаражей и автостоянки, расположенного по адресу: Саратовская область, город Балаково ул. 30 Лет Победы, равной его рыночной стоимости в размере 9.760.000 рублей, обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, дата регистрации 15.02.2011) с момента вступления решения по данному иску внести в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 14245 кв. м, с кадастровым номером 64:40:020210:0016, предназначенного для размещения гаражей и автостоянки, расположенного по адресу: Саратовская область, город Балаково ул. 30 Лет Победы, рыночную стоимость указанного земельного участка в размере 9.760.000 рублей.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, дата регистрации 15.02.2011) в пользу Сафонова Владимир Ивановича (г. Балаково, место рождения: г. Энгельс Саратовской области, дата рождения: 13.04.1938) расходы по уплате госпошлины в сумме 4.000 руб.
Выдать Сафонову Владимиру Ивановичу (г. Балаково, место рождения: г. Энгельс Саратовской области, дата рождения: 13.04.1938) справку на возврат госпошлины из Федерального бюджета РФ в сумме 200 рублей.
Суду первой инстанции выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
А.Ю.НИКИТИН

Судьи
О.И.АНТОНОВА
Ф.И.ТИМАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)