Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 12.03.2014 ПО ДЕЛУ N А72-5632/2012

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. по делу N А72-5632/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Шапирова В.А., доверенность от 03.03.2014, Насыбуллина Н.К., доверенность от 03.03.2014,
ответчика - Абрамовой Л.М., доверенность от 08.11.2013 N 03-05/03246,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива имени Н.К. Крупской, п. Новоселки, Мелекесский район, Ульяновская область,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.09.2013 (судья Пиотровская Ю.Г.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Кувшинов В.Е., Филиппова Е.Г.)
по делу N А72-5632/2012
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива имени Н.К. Крупской, п. Новоселки, Мелекесский район, Ульяновская область, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области, г. Димитровград, о признании незаконными действий, о признании незаключенным соглашения о реструктуризации долгов,

установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив имени Н.К.Крупской (далее - СПК им. Н.К.Крупской, кооператив) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции уточнения требований) о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области (далее - налоговый орган), выразившихся в выдаче справки N 2442 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 18.04.2012, содержащей недостоверные данные о задолженности по следующим налогам:
- - налог на прибыль в региональный бюджет (КБК 18210101012020000110) в сумме 190 083 руб. 04 коп., в том числе налог в сумме 120 238 руб. 36 коп., пени в сумме 69 844 руб. 68 коп.;
- - налог на прибыль в местный бюджет (до 01.01.2005) (КБК 18210901002050000110) в сумме 61 053 руб. 04 коп., в том числе налог в сумме 39 694 руб. 56 коп., пени в сумме 21 358 руб. 48 коп.;
- - налог на добавленную стоимость (КБК 18210301000010000110) в сумме 7816 руб. 24 коп., в том числе пени в сумме 7816 руб. 24 коп.;
- - транспортный налог (КБК 18210604011020000110) в сумме 620 383 руб. 46 коп., в том числе налог 527 500 руб., пени в сумме 92 883 руб. 46 коп.;
- - плата за пользование водными объектами (КБК 18210703000010000110) в сумме 282 130 руб. 33 коп., в том числе налог в сумме 205 020 руб., пени в сумме 77 110 руб. 33 коп.;
- - платежи за добычу подземных вод (КБК 18210903023010000110) в сумме 50 328 руб. 61 коп., в том числе налог в сумме 33 647 руб. 32 коп., пени в сумме 16 681 руб. 29 коп.;
- - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в региональный бюджет (КБК 18210903082020000110) в сумме 63 145 руб. 85 коп., в том числе налог в сумме 38 264 руб. 62 коп., пени в сумме 24 879 руб. 23 коп.;
- - земельный налог, плата за землю (до 01.01.2006) (КБК 18210903082020000110) в сумме 1 190 575 руб. 78 коп., в том числе налог в сумме 1 128 033 руб. 87 коп., пени в сумме 62 541 руб. 91 коп.;
- - налог с продаж (КБК 18210906010020000110) в сумме 230 366 руб. 58 коп., в том числе налог в сумме 150 257 руб. 71 коп., пени в сумме 80 108 руб. 87 коп.;
- - целевой сбор на содержание милиции (КБК 18210907033050000110) в сумме 149 876 руб. 84 коп., в том числе налог в сумме 126 086 руб. 93 коп., пени в сумме 23 789 руб. 91 коп.;
- - единый социальный налог (далее ЕСН) в федеральный бюджет (КБК 18210909010010000110) в сумме 14 996 350 руб. 34 коп., в том числе налог в сумме 11 374 179 руб. 80 коп., пени в сумме 3 622 170 руб. 54 коп.;
- - ЕСН в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС) в сумме 150 640 руб. 31 коп., в том числе налог в сумме 114 011 руб. 97 коп., пени в сумме 36 628 руб. 34 коп.;
- - ЕСН в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее ТФОМС) (КБК 18210909040091000110) в сумме 3 772 197 руб. 62 коп., в том числе налог в сумме 2 849 936 руб. 02 коп., пени 922 261 руб. 60 коп.
Делу присвоен номер - А72-5632/2012.
Также СПК им. Н.К.Крупской обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаключенным соглашения от 13.03.2004 о реструктуризации долгов (дело - А72-7350/2013).
Определением от 02.09.2013 суд первой инстанции объединил указанные дела в одно производство с присвоением номера - А72-5632/2012.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.09.2013 по делу в удовлетворении требований кооператива отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Кооператив обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013 полностью отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, кооператив обратился в Межведомственную территориальную комиссию Ульяновской области по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию долгов на 01.02.2004 в общей сумме 72 253 743 руб.: основной долг в сумме 28 809 930 руб. и пени в сумме 43 443 813 руб., а также с заявлением о списании задолженности по пени состоянию на 12.03.2004 в сумме 44 056 881 руб., в том числе пени, начисленных по данным учета налоговых органов и государственных внебюджетных фондов и непогашенных по состоянию на 01.01.2002, в сумме 32 712 909 руб.
Инспекция и СПК им. Н.К.Крупской заключили соглашение о реструктуризации задолженности на сумму 28 809 929 руб., в том числе задолженность по налогам (сборам) в сумме 2 673 416 руб., страховым взносам в государственные внебюджетные фонды в сумме 26 136 513 руб. с отсрочкой погашения долга до 2010 года и рассрочкой погашения долга до 2015 года, начиная с 2010 года.
Пунктами 2, 3 и 4 соглашения предусмотрено, что платежи в счет погашения долгов осуществляются в соответствии с графиком погашения по форме согласно приложению один раз в год, не позднее 15 декабря, при ежеквартальном мониторинге. Плата за отсрочку и рассрочку долгов производится должником со дня подписания соглашения ежегодно, не позднее 15 декабря. Размер платы за отсроченную и (или) рассроченную задолженность по платежам в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов устанавливается в размере 0,5% годовых.
Решением от 26.03.2004 N 4 налоговый орган списал задолженность по пени в сумме 32 712 909 руб.
Налоговый орган 18.04.2012 выдал СПК им. Н.К.Крупской справку N 2442 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с отражением в ней задолженности по налогам (взносам) в общей сумме 16 706 871 руб. 16 коп. и пени в сумме 5 058 074 руб. 88 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения СПК им. Н.К.Крупской в арбитражный суд.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходили из следующего:
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Содержание справки о состоянии расчетов должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов (сборов) и пени.
В справке N 2442 отражена задолженность по налогам и пени, оспариваемая кооперативом, с указанием на то, что она является отсроченной (рассроченной) в порядке реструктуризации и приостановленной к взысканию.
СПК им. Н.К.Крупской включен в программу финансового оздоровления.
Согласно статье 20 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Закон N 83-ФЗ) реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов.
Законом N 83-ФЗ предусмотрены принципы проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, в частности, принцип добровольности и равнодоступности означает, что в программе имеет право участвовать любой сельскохозяйственный товаропроизводитель, отвечающий требованиям этого Закона. Никто не может принудить должника к участию в программе против его воли (статья 4 Закона N 83-ФЗ).
По настоящему делу установлено, что 01.02.2004 директором СПК им. Н.К.Крупской подано заявление в Межведомственную территориальную комиссию по Ульяновской области о предоставлении права на реструктуризацию долгов на 01.02.2004., составляющих 72 253 743 руб., в том числе основного долга 28 809 930 руб., пени 43 443 813 руб. СПК им. Н.К.Крупской 12.03.2004 заключил согласие о реструктуризации долгов с органом в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
Законом N 83-ФЗ предусмотрены принцип реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, один из которых принцип добровольности и равнодоступности (статья 4), который означает, что в программе финансового оздоровления имеет право участвовать любой сельскохозяйственный производитель, отвечающий требованиям закона, и никто не может принудить должника к участию в программе против его воли.
То есть спорное соглашение от 12.03.2004 подписано инспекцией и должником на добровольных началах.
Заключая соглашение о реструктуризации, кооператив признавал наличие задолженности и ее размер. График погашения долгов подписан директором и главным бухгалтером СПК им. Н.К.Крупской Считая спорные соглашения незаключенными, заявитель указывает два довода, которые по делу N А72-4947/2012 не заявлялись.
Это довод о наличии трех соглашений о реструктуризации с разными датами, а также довод о том, что соглашение подписано неуполномоченным на то лицом.
Не принимая данные доводы во внимание, суды обоснованно указали, что содержание соглашений идентичны по всем условиям, в том числе и в части сумм, вошедших в реструктуризацию задолженности. В спорном соглашении от 12.03.2004 сторонами согласованы все существенные условия, обратного СПК им. Н.К.Крупской не представил.
На основании приказа Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области от 14.02.2002 N 33 Парфенова Татьяна Васильевна назначена на должность заместителя руководителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мелекесскому, Новомалыклинскому районам Ульяновской области (реорганизована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Ульяновской области, затем в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области), в компетенцию которой входило заключение соглашения о реструктуризации долгов.
Другим доводам заявителя относительно соглашения была дана оценка по делу N А72-4947/2012.
По данному делу суд указал, что соглашение соответствует требованиям Закона N 83-ФЗ, наличие и размер подлежащей реструктуризации задолженности подтвержден документально, графики погашения задолженности подписаны должностными лицами кооператива.
По своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога. Отождествлять соглашение о реструктуризации с договорными отношениями, регулируемыми гражданским законодательством не правомерно. Отношения по реструктуризации долгов сельскохозяйственных производителей регулируются Законом N 83-ФЗ.
Основания для переоценки выводов суда, сделанных по делу N А72-4947/2012, отсутствуют.
Разница в суммах в соглашении обусловлена перечислением СПК им. Н.К.Крупской налогов в погашении задолженности по реструктуризации до срока погашения долгов. Указание в справке N 2442 от 18.04.2013 меньшей суммы основного долга не нарушает права и интересы налогоплательщика.
Исходя из изложенного, суды обоснованно указали, что наличие задолженности, отраженной в справке N 2442 соответствует реальной обязанности кооператива по уплате налогов и пени.
Из материалов дела не усматривается, в чем конкретно выразилось нарушение прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах правомерен вывод судов об отсутствии совокупности условий, установленных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий налогового органа по отражению в справке задолженности.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06.09.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2013 по делу N А72-5632/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
О.В.ЛОГИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)