Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2014.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Касатова В.С. по доверенности от 10.01.2014 N 1,
ответчика - Плешакова А.И. по доверенности от 11.06.2014 N 2.4-21/04735,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2013 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2014 (председательствующий Семушкин В.С., судьи Захарова Е.И., Попова Е.Г.)
по делу N А65-19560/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой", г. Альметьевск (ИНН 1644026874, ОГРН 1021602862170) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск, об оспаривании решения,
установил:
открытое акционерное общество "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой" (далее - ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 16 по Республике Татарстан) от 04.06.2013 N 25570 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2013 по делу N А65-19560/2013, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2014, в удовлетворении заявления отказано.
ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" не согласилось с вышеуказанными судебными актами и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:45:030107:0004, 16:45:050104:40, 16:45:030116:0080, расположенные в г. Альметьевске.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" по земельному налогу за 2012 год налоговый орган принял решение от 04.06.2013 N 25570 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в занижении налоговой базы по земельному налогу на указанные земельные участки в связи с необоснованным применением их кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.02.2013 по делу N А65-25498/2012.
Решением от 04.06.2013 N 25570 налоговый орган начислил обществу земельный налог в сумме 1 294 425 руб., пени в сумме 14 236 руб. 95 коп. за его несвоевременную уплату и штраф в сумме 258 885 руб. за его неуплату.
Полагая, что решение налогового органа нарушает его права и законные интересы ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды предыдущих инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно исходили из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судами предыдущих инстанций установлено, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.02.2013 по делу N А65-25498/2012, которым устанавливалась кадастровая стоимость спорных земельных участков, было отменено постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.08.2013 и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При новом рассмотрении Арбитражный суд Республики Татарстан решением от 14.11.2013 по делу N А65-25498/2012, обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:030107:0004 в размере его рыночной стоимости - 16 046 100 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:45:030116:0080 в размере его рыночной стоимости - 8754520 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:45:050104:40 в размере его рыночной стоимости - 19161490 руб.
Указанное решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.11.2013 вступило в законную силу.
Как верно указано судами предыдущих инстанций, поскольку в рассматриваемом случае в судебном порядке кадастровая стоимость указанных земельных участков в размере рыночной установлена в 2013 году и соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости также внесены в 2013 году, эта кадастровая стоимость не подлежит применению при исчислении земельного налога за 2012 год.
Ссылка общества на письма Министерства Финансов Российской Федерации является несостоятельной, поскольку указанные письма не содержат требований об отражении с начала налогового периода кадастровой стоимости, установленной решением суда.
Таким образом, в оспариваемом решении налоговый орган обоснованно исчислил земельный налог исходя из кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", и с учетом налоговых ставок, действовавших в 2012 году.
При таких обстоятельствах суды предыдущих инстанций, руководствуясь вышеизложенными нормами, пришли к правомерному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" требований.
В кассационной жалобе заявителя не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в обеих судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы общества не опровергают сделанных судами предыдущих инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2014 по делу N А65-19560/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-19560/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2014 г. по делу N А65-19560/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2014.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Касатова В.С. по доверенности от 10.01.2014 N 1,
ответчика - Плешакова А.И. по доверенности от 11.06.2014 N 2.4-21/04735,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2013 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2014 (председательствующий Семушкин В.С., судьи Захарова Е.И., Попова Е.Г.)
по делу N А65-19560/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой", г. Альметьевск (ИНН 1644026874, ОГРН 1021602862170) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г. Альметьевск, об оспаривании решения,
установил:
открытое акционерное общество "Строительная фирма "Татнефтепроводстрой" (далее - ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 16 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 16 по Республике Татарстан) от 04.06.2013 N 25570 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2013 по делу N А65-19560/2013, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2014, в удовлетворении заявления отказано.
ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" не согласилось с вышеуказанными судебными актами и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:45:030107:0004, 16:45:050104:40, 16:45:030116:0080, расположенные в г. Альметьевске.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" по земельному налогу за 2012 год налоговый орган принял решение от 04.06.2013 N 25570 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в занижении налоговой базы по земельному налогу на указанные земельные участки в связи с необоснованным применением их кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.02.2013 по делу N А65-25498/2012.
Решением от 04.06.2013 N 25570 налоговый орган начислил обществу земельный налог в сумме 1 294 425 руб., пени в сумме 14 236 руб. 95 коп. за его несвоевременную уплату и штраф в сумме 258 885 руб. за его неуплату.
Полагая, что решение налогового органа нарушает его права и законные интересы ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды предыдущих инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно исходили из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О от 01.03.2011 и от N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судами предыдущих инстанций установлено, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.02.2013 по делу N А65-25498/2012, которым устанавливалась кадастровая стоимость спорных земельных участков, было отменено постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.08.2013 и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При новом рассмотрении Арбитражный суд Республики Татарстан решением от 14.11.2013 по делу N А65-25498/2012, обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:45:030107:0004 в размере его рыночной стоимости - 16 046 100 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:45:030116:0080 в размере его рыночной стоимости - 8754520 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:45:050104:40 в размере его рыночной стоимости - 19161490 руб.
Указанное решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.11.2013 вступило в законную силу.
Как верно указано судами предыдущих инстанций, поскольку в рассматриваемом случае в судебном порядке кадастровая стоимость указанных земельных участков в размере рыночной установлена в 2013 году и соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости также внесены в 2013 году, эта кадастровая стоимость не подлежит применению при исчислении земельного налога за 2012 год.
Ссылка общества на письма Министерства Финансов Российской Федерации является несостоятельной, поскольку указанные письма не содержат требований об отражении с начала налогового периода кадастровой стоимости, установленной решением суда.
Таким образом, в оспариваемом решении налоговый орган обоснованно исчислил земельный налог исходя из кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан", и с учетом налоговых ставок, действовавших в 2012 году.
При таких обстоятельствах суды предыдущих инстанций, руководствуясь вышеизложенными нормами, пришли к правомерному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "СФ "Татнефтепроводстрой" требований.
В кассационной жалобе заявителя не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в обеих судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы общества не опровергают сделанных судами предыдущих инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2014 по делу N А65-19560/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)