Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Идель-М" - извещен, не явился;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - Каламасов И.Н., доверенность от 17.03.2014 г. N 2.4-0-10/003629;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 октября 2013 года по делу N А65-14240/2013 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Идель-М", (ОГРН 1031626803273, ИНН 1658047313) г. Казань,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, (ОГРН 1041626853806, ИНН 1658001735), г. Казань,
о признании недействительным решения N 6471 от 20.05.2013 г., об обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Идель-М", г. Казань, (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, (ответчик) о признании недействительным решения N 6471 от 20.05.2013 г., об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.10.2013 года заявленные требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с выводами суда, Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Идель-М".
В апелляционной жалобе указывает, что налоговым органом расчет земельного налога за 2011 г. произведен исходя из полученных сведений от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республики Татарстан, кадастровая стоимость земельного участка рассчитана на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан не содержит указаний на то, что установленная в ходе судебного разбирательства рыночная стоимость принадлежащего ООО "Идель-М" земельного участка с кадастровым номером 16:50:200103:11 равная 29 173 000 руб. применима начиная с 01.01.2011 г., как на то указывает заявитель.
Податель жалобы ссылается на то, что в соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В судебном заседании представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Идель-М" в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "Идель-М".
Проверив материалы дела, выслушав представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Обществу на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 16:50:200103:11.
27.12.2012 г. заявителем в налоговый орган была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 201 1 год с суммой к уплате в размере 160 452 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РТ от 15.08.2012 по делу N А65-16237/2012. В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 201 1 году земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ N 1102 от 24.12.2010, а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 08.04.2013 N 22596.
На основании акта проверки и представленных обществом возражений, налоговым органом принято решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности N 6471 от 20.05.2013, которым обществу доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 586 175 руб.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по РТ. Решением от 19.06.2013 N 2.14-0-18/013307@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение ответчика оставлено без изменения и утверждено.
При принятии решения об удовлетворении в полном объеме заявления общества о признании указанного решения налогового органа незаконным судом первой инстанции не учтено следующее.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2011 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Заявителем в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, представленной в инспекцию 27.12.2012 г., сумма земельного налога исчислена исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:200103:11, равной его рыночной стоимости, определенной на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.08.2012 г. по делу N А65-16237/2013.
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки, вышеупомянутой уточненной декларации от 27.12.2013, при исчислении земельного налога за 2011 год, применена кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
В данном случае ошибочными являются выводы инспекции о необходимости использования при расчете земельного налога за 2011 год показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 г. N 21 -ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 г. N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 г. N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 г. N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011 г.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 г. N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012 г.
Данные выводы суда подтверждаются правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, постановлениях ФАС Поволжского округа от 16.10.2013 г. по делу N А65-24601/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.09.2010 N А32-55116/2009-25/636-2010-70/269.
При таких обстоятельствах, применение ответчиком кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Однако довод заявителя о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год и представлении уточненной (корректирующей) декларации в налоговый орган 27.12.2012 г. общество правомерно руководствовалось кадастровой стоимостью земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.08.2012, по делу N А65-16237/2012 в размере их рыночной стоимости, является неосновательным.
В данном случае при расчете земельного налога за 2011 год необходимо применять результаты кадастровой оценки земель, утвержденные именно Постановлением КМ РТ от 05.10.2005 г. N 478, поскольку Постановление КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102 было опубликовано уже после 01.01.2012 г. (а именно 02.02.2011 г.) и результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102, значительно превышают результаты предыдущей оценки, а значит, ухудшают положение заявителя.
Однако рыночная стоимость участков утверждена решением суда в 2012 г., а значит, и рыночную стоимость в этом случае применять нельзя.
Таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению только в части признания незаконным оспариваемого решения налогового органа в части доначисления земельного налога в сумме 58 674 рублей, т.е. в части суммы, превышающей сумму налога 527 500,79 рублей, подлежащего уплате в бюджет в 2011 г. на основании кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 05.10.2005 года N 478, это кадастровая стоимость 95 909 235 рублей.
С учетом изложенного, в связи с неправильным применением судом норм материального права решение суда следует отменить и принять новый судебный акт о частичном удовлетворении заявленных требований.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 октября 2013 года по делу N А65-14240/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани РТ N 6471 от 20.05.2013 г. об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме 58 674 рублей.
В остальной части в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Идель-М" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2014 ПО ДЕЛУ N А65-14240/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2014 г. по делу N А65-14240/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2014 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2014 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Идель-М" - извещен, не явился;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани - Каламасов И.Н., доверенность от 17.03.2014 г. N 2.4-0-10/003629;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 октября 2013 года по делу N А65-14240/2013 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Идель-М", (ОГРН 1031626803273, ИНН 1658047313) г. Казань,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, (ОГРН 1041626853806, ИНН 1658001735), г. Казань,
о признании недействительным решения N 6471 от 20.05.2013 г., об обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Идель-М", г. Казань, (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, (ответчик) о признании недействительным решения N 6471 от 20.05.2013 г., об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.10.2013 года заявленные требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с выводами суда, Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Идель-М".
В апелляционной жалобе указывает, что налоговым органом расчет земельного налога за 2011 г. произведен исходя из полученных сведений от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республики Татарстан, кадастровая стоимость земельного участка рассчитана на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан не содержит указаний на то, что установленная в ходе судебного разбирательства рыночная стоимость принадлежащего ООО "Идель-М" земельного участка с кадастровым номером 16:50:200103:11 равная 29 173 000 руб. применима начиная с 01.01.2011 г., как на то указывает заявитель.
Податель жалобы ссылается на то, что в соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В судебном заседании представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Идель-М" в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "Идель-М".
Проверив материалы дела, выслушав представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Обществу на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 16:50:200103:11.
27.12.2012 г. заявителем в налоговый орган была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 201 1 год с суммой к уплате в размере 160 452 руб., исчисленной исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РТ от 15.08.2012 по делу N А65-16237/2012. В ходе проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что в представленной декларации кадастровая стоимость земельного участка отражена неправильно.
В результате проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что в 201 1 году земельный налог следовало исчислить исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Кабинета Министров РТ N 1102 от 24.12.2010, а не исходя из решения суда, вступившего в законную силу в 2012 году.
Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 08.04.2013 N 22596.
На основании акта проверки и представленных обществом возражений, налоговым органом принято решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности N 6471 от 20.05.2013, которым обществу доначислен земельный налог за 2011 год в сумме 586 175 руб.
Не согласившись с решением ответчика, заявитель обратился с жалобой в УФНС России по РТ. Решением от 19.06.2013 N 2.14-0-18/013307@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение ответчика оставлено без изменения и утверждено.
При принятии решения об удовлетворении в полном объеме заявления общества о признании указанного решения налогового органа незаконным судом первой инстанции не учтено следующее.
Основанием доначисления налоговым органом спорного земельного налога за 2011 год послужили выводы о необходимости применения при расчете суммы земельного налога за 2011 год кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Заявителем в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, представленной в инспекцию 27.12.2012 г., сумма земельного налога исчислена исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:200103:11, равной его рыночной стоимости, определенной на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.08.2012 г. по делу N А65-16237/2013.
Налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки, вышеупомянутой уточненной декларации от 27.12.2013, при исчислении земельного налога за 2011 год, применена кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
В данном случае ошибочными являются выводы инспекции о необходимости использования при расчете земельного налога за 2011 год показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 г. N 21 -ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 г. N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 г. N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 г. N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011 г.
Конституционный Суд РФ в определении от 03.02.2010 г. N 165-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Данный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
С учетом этого, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012 г.
Данные выводы суда подтверждаются правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, постановлениях ФАС Поволжского округа от 16.10.2013 г. по делу N А65-24601/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 15.09.2010 N А32-55116/2009-25/636-2010-70/269.
При таких обстоятельствах, применение ответчиком кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, при исчислении земельного налога за 2011 год не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Однако довод заявителя о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год и представлении уточненной (корректирующей) декларации в налоговый орган 27.12.2012 г. общество правомерно руководствовалось кадастровой стоимостью земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.08.2012, по делу N А65-16237/2012 в размере их рыночной стоимости, является неосновательным.
В данном случае при расчете земельного налога за 2011 год необходимо применять результаты кадастровой оценки земель, утвержденные именно Постановлением КМ РТ от 05.10.2005 г. N 478, поскольку Постановление КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102 было опубликовано уже после 01.01.2012 г. (а именно 02.02.2011 г.) и результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением КМ РТ от 24.12.2010 г. N 1102, значительно превышают результаты предыдущей оценки, а значит, ухудшают положение заявителя.
Однако рыночная стоимость участков утверждена решением суда в 2012 г., а значит, и рыночную стоимость в этом случае применять нельзя.
Таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению только в части признания незаконным оспариваемого решения налогового органа в части доначисления земельного налога в сумме 58 674 рублей, т.е. в части суммы, превышающей сумму налога 527 500,79 рублей, подлежащего уплате в бюджет в 2011 г. на основании кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 05.10.2005 года N 478, это кадастровая стоимость 95 909 235 рублей.
С учетом изложенного, в связи с неправильным применением судом норм материального права решение суда следует отменить и принять новый судебный акт о частичном удовлетворении заявленных требований.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 октября 2013 года по делу N А65-14240/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани РТ N 6471 от 20.05.2013 г. об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога в сумме 58 674 рублей.
В остальной части в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Идель-М" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)