Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.09.2015 N 20АП-5175/2015 ПО ДЕЛУ N А54-1008/2015

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2015 г. по делу N А54-1008/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 24.09.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Федина К.А, судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Орловой И.С., при участии от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046213016409, ИНН 6230012932) - Прошлякова А.В. (доверенность от 23.10.2014), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ИнвестАгроПром" (г. Москва, ОГРН 1027739785853, ИНН 7713177780), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.06.2015 по делу N А54-1008/2015 (судья Ушакова И.А.),

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ИнвестАгроПром" (далее - общество) обратилось с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 14.11.2014 N 3144 в части п. 1 в сумме 476 639 рублей (с учетом уточненных требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 24.06.2015 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, полагая, что кадастровая стоимость, на основании которой определена налоговая база по земельному налогу, должна исходить из сведений о кадастровой стоимости земельных участков, определенной на основании постановления Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324, так как именно данная стоимость установлена в качестве кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2013.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя инспекции, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 01.01.2013 года общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:179, расположенного по адресу: г. Рязань, Южный промузел, 29 (октябрьский район).
17.06.2014 обществом представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год (т. 1, л.д. 77) в Межрайонную ИФНС России N 3 по Рязанской области, то есть по месту нахождения земельного участка, согласно которой налоговая база указана в размере кадастровой стоимости 18 832 000 рублей, установленной решением Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-6913/2011 от 22.04.2013. Указанное решение арбитражного суда вступило в силу 22.05.2013. Сумма налога, исчислена к уплате в размере 282 480 рублей.
В государственный кадастр недвижимости сведения о рыночной стоимости спорного земельного участка согласно вышеуказанному решению арбитражного суда своевременно не внесены.
Межрайонной ИФНС России N 3 по Рязанской области была проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, представленной обществом.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика, налоговым органом 26.09.2014 составлен акт проверки N 18487, 14.11.2014 принято решение N 3144 об отказе в привлечении к ответственности, в связи с занижением налоговой базы по земельному налогу за 2013 год налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 817 143 рубля (п. 1) (с учетом начисленной суммы налога 282 480 рублей). Исходя из кадастровой стоимости 73 308 206 рублей инспекцией определена сумма земельного налога за 2013 в размере 1 099 623 рублей.
В обоснование принятого решения инспекция указала на занижение обществом налогооблагаемой базы по земельному налогу за 2013 год в результате занижения налогоплательщиком кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:179. По мнению налоговой инспекции, общество неправомерно при исчислении земельного налога за 2013 применило кадастровую стоимость, установленную решением Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-6913/2011 от 22.04.2013, равной его рыночной стоимости. Материалы проверки рассмотрены в присутствии представителя общества.
Решением N 2.15-12/15364 от 26.12.2014 УФНС России по Рязанской области оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Не согласившись с решение инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Земельный налог на территории города Рязани, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются Положением о земельном налоге, утвержденным решением Рязанского городского Совета от 24.11.2005 N 384-III.
В отношении земельных участков, не перечисленных в пунктах 1 - 3 статьи 2 Положения, налоговая ставка устанавливается в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка.
Земельный налог на территории города Рязани устанавливается и вводится в действие с 1 января 2006 года.
Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, устанавливается первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками - организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в течение налогового периода в следующие сроки: за первый квартал, второй квартал, третий квартал календарного года соответственно не позднее 5 мая, 5 августа, 5 ноября календарного года (налогового периода).
Суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода указанные налогоплательщики исчисляют как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговые декларации представляются налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка (пункт 2 статьи 11 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации не урегулированы правоотношения, связанные с исчислением и уплатой земельного налога в случае, если облагаемая земельным налогом база изменяется в течение налогового периода, в том числе вследствие изменения кадастровой стоимости, и отсутствует запрет на исчисление налогоплательщиком налога с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной судебным актом, вступившим в законную силу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество владеет земельным участкам с кадастровым номером 62:29:0130002:179, расположенным по адресу: г. Рязань, Южный промузел, 29 (октябрьский район).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 22.04.2013 по делу N А54-6913/2011, вступившим в законную силу 22.05.2013, признан недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:179, общей площадью 26156 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, Южный промузел, 29 (Октябрьский район) в размере 73 308 205 рублей 88 копеек и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 2802,73 руб. за 1 кв. м и установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:179, общей площадью 26156 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, Южный промузел, 29 (Октябрьский район) в размере равном его рыночной стоимости в сумме 18 832 000 рублей.
При этом суд возложил обязанность на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0130002:179, общей площадью 26156 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, Южный промузел, 29 (Октябрьский район), равную его рыночной стоимости в размере 18 832 000 рублей.
Согласно имеющейся в материалах дела кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 62:29:0130002:179 кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2013 составляет 73 308 205 рублей 88 копеек. Дата выдачи справки - 11.09.2014, по состоянию на 11.09.2014 кадастровая стоимость составляет 22 604 538 рублей 32 копейки.
Таким образом, в государственный кадастр недвижимости изменения в части установления новой кадастровой стоимости земельного участка на основании решения Арбитражного суда Рязанской области от 22.04.2013 по делу N А54-6913/2011 после вступления судебного акта в законную силу 22.05.2013, своевременно не внесены.
Положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации не урегулированы правоотношения, связанные с исчислением и уплатой земельного налога в случае, если облагаемая земельным налогом база изменяется в течение налогового периода, в том числе вследствие изменения кадастровой стоимости.
Вместе с тем положения данной главы не содержат запрета на исчисление налога по конкретному объекту налогообложения с учетом времени действия различной кадастровой стоимости этого объекта в рамках одного налогового периода.
Данная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 06.11.2012 N 7701/12.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при исчислении земельного налога за 2013 год применительно к периоду после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Рязанской области от 22.04.2013 по делу N А54-6913/2011 (за 7 месяцев 2013 с июня по декабрь 2013) необходимо исчислять налог за 2013 год, исходя из кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, установленной указанным судебным актом, а до вступления его в законную силу (за 5 месяцев с января по май 2013) исчисление налога следует производить с учетом кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2013.
Такой правовой подход соответствует судебной практике (постановления Арбитражного Суда Центрального округа от 19.12.2014 N А64-6186/2013, от 23.12.2014 N А64-7457/2013, от 24.12.2014 N А64-6911/2013, от 15.01.2015 N А64-6799/2013, постановление Арбитражного Суда Поволжского округа от 02.02.2015 N А65-30422/2013 и другие).
Согласно представленному налоговой инспекцией в материалы дела расчету общая сумма подлежащего уплате земельного налога за 2013 год с учетом решения суда должна составлять 622 984 рублей. Сумма доначисленного обществу земельного налога (с учетом начисленной обществом по декларации суммы налога 282 480 рублей) должна составлять 340 504 рубля. Заявитель с данным расчетом согласен.
Оснований для его переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований у инспекции для доначисления обществу земельного налога за 2013 год в сумме 476 639 рублей (817 143 рублей - 340 504 рубля), в связи с чем удовлетворил заявленные обществом требования.
Довод апелляционной жалобы инспекции о том, что установленная решением Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-6913/2011 рыночная стоимость спорного земельного участка может быть применена лишь с 01.01.2014, подлежит отклонению судебной коллегией как основанный на ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих отмену решения суда, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.06.2015 по делу N А54-1008/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
К.А.ФЕДИН

Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
В.Н.СТАХАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)