Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Душечкиной А.И.
при участии:
от истца (заявителя): представителя Иминовой Т.Ш. по доверенности от 24.01.2013
от ответчика (должника): представителя Газиевой Н.В. по доверенности от 09.01.2014 N 11-11/5
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4371/2014) Межрайонной ИФНС России N 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2013 по делу N А56-35758/2013 (судья Исаева И.А.), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Агрофирма Горский"
к Межрайонной ИФНС России N 6 по Ленинградской области
о признании недействительным решения
установил:
Закрытое акционерное общество "Агрофирма Горский" (далее - ЗАО "Агрофирма Горский", Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в соответствии с которым просит признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган. заинтересованное лицо) от 29.03.2013 N 03-05/731 в части:
- - доначисления земельного налога в сумме 125625 руб. за 2011 г. пп. 3 п. 1 решения;
- - привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 25125 руб. пп. 2 п. 2 решения;
- - начисления пеней в сумме 22975 руб. пп. 2 п. 3 решения;
- - предложения уплатить земельный налог, штрафы, пени за 2011 г. п. 4 решения.
Решением суда от 23.12.2013 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Налоговым органом проведена выездная проверка ЗАО "Агрофирма Горский".
По итогам выездной налоговой проверки Инспекцией был составлен акт проверки от 06.03.2013 N 03-05/4, на который заявителем представлены возражения. По результатам рассмотрения акта проверки Инспекцией 29.03.2013 принято решение N 03-05/731 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Данным решением, заявитель привлечен к ответственности на основании ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм земельного налога за 2011 г. в виде штрафа 25 125 руб., в виде пени 22 975 руб. и на основании ст. 123 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм НДФЛ за 2011 г., 2012 г., 2013 г. в виде штрафа 346 680 руб., в виде пени 228 907 руб.
Как следует из материалов дела Общество в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47:13:04-18-001:0083 и 47:13:04-22-001:0073 находящихся во владении (пользовании) применяло ставки 0,15 процента и 0,03 процента соответственно.
Оспариваемым решением Инспекция указала, что заявитель обязан уплачивать земельный налог за земельные участки с кадастровыми номерами 47:13:04-18-001:0083 и 47:13:04-22-001:0073 по налоговой ставке 1,5 процента.
Общество полагая, что в оспариваемой части решение незаконно и нарушает его права в части доначисления земельного налога в сумме 125625 руб. за 2011 г. пп. 3 п. 1 решения; привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 25125 руб. пп. 2 п. 2 решения; начисления пеней в сумме 22975 руб. пп. 2 п. 3 решения; предложения уплатить земельный налог, штрафы, пени за 2011 г. п. 4 решения, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата. На основании пункта 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 387 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
При расчете земельного налога необходимо учитывать ставку земельного налога, применяемую в отношении определенной категории земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Пунктом 2.3 Решения Совета депутатов муниципального образования Горское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области от 28.10.2010 N 05-53 "О земельном налоге" (далее по тексту - решение Совета депутатов), установлена налоговая ставка для земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, в размере 0,15%.
Как следует из материалов в соответствии со свидетельством о государственной права N 988454 от 05.03.2007 ЗАО "Агрофирма Горский" является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:13:04-18-001:0083, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тихвинский район, Горская волость, д. Горка. Данный земельный участок подпадает под категорию земель "земли населенных пунктов" с разрешенным использование "под зданиями конторы и торговой центра" (т. 1, л.д. 134,156,159)
Основанием для доначисления земельного налога в размере 33 475 руб. по спорному земельному участку с кадастровым номером 47:13:04-18-001:0083 с кадастровой стоимостью в размере 2 254 999 руб. по налоговой ставке 1,5 процента, явился вывод налогового органа, что земельный участок не полностью используется под административные и офисные здания, применение по нему налоговой ставки в размере 0,15% неправомерно, налог следует исчислить по ставке, установленной для прочих земельных участков.
Пунктом 2 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Суд первой инстанции правомерно указал, что в отношении земельного участка с единым кадастровым номером может быть применена только единая налоговая ставка в размере 1,5%, на весь земельный участок.
Доказательств, что на спорном земельном участке располагались или располагаются объекты, не относящиеся к административным и офисным зданиям, другим объектам, перечисленным в п. 2.3 Решения, не представлено.
Вывод суда первой инстанции о том, что Обществом при исчислении по данному земельному участку земельного налога за 2011 год обоснованно применена налоговая ставка 0,15%.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает, что при расчете земельного налога налогоплательщик исчислил земельный налог в размере 350 руб., исходя из кадастровой стоимости на 2007 год в размере 233 484 руб. В то время, как кадастровая стоимость на 01.01.2011 составила по данным Росреестра по Ленинградской области 2 254 999 руб. и соответственно земельный налог должен быть исчислен в размере 3 382 руб. 49 коп. Следовательно, доначисление земельного налога в размере 3 032 руб. 49 коп. (3 382 руб. 49 коп. -350 руб.) соответствующих пеней и налоговых санкций в размере 606 руб. 49 коп., является правомерным.
Согласно сведениям Росреестра по Ленинградской области земельный участок с кадастровым номером 47:13:04-22-001:0073 имеет категорию земель "земли поселений" и разрешенное использование "под картофелехранилище".
Оспариваемым решением Инспекция указала, что заявитель обязан уплачивать земельный налог за земельный участок с кадастровым номером 47:13:04-22-001:0073, находящийся в пользовании заявителя, по налоговой ставке 1,5 процента, поскольку, несмотря на то, что спорный участок используется для сельскохозяйственного производства, однако категория земель "земли поселений" (9 вид разрешенного использования), не соответствует категории земель, для которых решением Совета депутатов установлена налоговая ставка в размере 0,03% (указанная ставка установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях 15 вид разрешенного пользования).
Пунктом 2.3 решения Совета депутатов налоговая ставка в размере 0,03% установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в числе которых земли сельскохозяйственного назначения. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктом 2 ст. 77 ЗК РФ установлено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Сторонами не оспаривается, что на земельном участке с кадастровым номером 47:13:04-22-001:0073, отнесенным к категории земель сельскохозяйственного назначения, находится картофелехранилище - сооружение, используемое в процессе сельскохозяйственного производств.
С учетом изложенных норм, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на земельном участке отнесенном к категории земель сельскохозяйственного назначения могут размещаться любые производственные, а также иные объекты, в том числе здания, строения, сооружения, используемые в процессе сельскохозяйственного производства.
Апелляционный суд считает, что в данном случае исчисление земельного налога на основании вида разрешенного использования земельных участков, как он отражен в государственном кадастре объектов недвижимости, не представляется возможным и при выборе соответствующей налоговой ставки необходимо исходить из фактического использования земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
Во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8.04.2000 N 316, приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования.
Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены "Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (действующие в спорный период), в которых приведена технологическая схема выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, даны разъяснения по всем этапам работ и методическим подходам, а также указаны основные требования к оформлению отчетных материалов.
Методические указания (пункт 1.2) и Технические рекомендации (приложение N 2) позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (далее по тексту - Типовой перечень).
К 9-му виду разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещении производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Так, к 15 виду разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.
Апелляционный суд полагает, что в данном случае это обстоятельство не является основополагающим фактором для выбора ставки земельного налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
Государственная кадастровая оценка земель предназначена для определения иного элемента налогообложения - налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка) и не устанавливает ставки земельного налога.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, а также правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженную в постановлении от 28.10.2010 N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, но не устанавливается этим документом.
Как установлено судом первой инстанции на спорном земельном участке расположен картофелехранилище - сооружение, используемое в процессе сельскохозяйственного производства, в связи с чем заявитель исчислял земельный налог исходя из разрешенного использования земельных участков - для сельскохозяйственного использования при разрешенном виде использования - для размещении производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об использовании земельного участка фактически для целей сельскохозяйственного производства.
Апелляционный суд также отмечает, что спорный земельный участок при разрешенном виде использования для размещении производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок фактически используется заявителем для сельскохозяйственного использования, т.е. с целью, определенной п. 2.1 Решения Совета депутатов муниципального образования Горское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области от 28.10.2010 N 05-53.
Оснований для доначисления земельного налога по данному земельному участку в размере 92 150 руб., соответствующих пеней и налоговых санкций у Инспекции не имелось.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2013 по делу N А56-35758/2013 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Ленинградской области N 03-05/731 от 29.03.2013 о доначислении земельного налога за 2011 год в размере 3 032 руб. 49 коп. и соответствующих пеней, а также налоговых санкций по пункту 1 ст. 122 НК РФ в размере 606 руб. 49 коп.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА
Судьи
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.04.2014 ПО ДЕЛУ N А56-35758/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. по делу N А56-35758/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Душечкиной А.И.
при участии:
от истца (заявителя): представителя Иминовой Т.Ш. по доверенности от 24.01.2013
от ответчика (должника): представителя Газиевой Н.В. по доверенности от 09.01.2014 N 11-11/5
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4371/2014) Межрайонной ИФНС России N 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2013 по делу N А56-35758/2013 (судья Исаева И.А.), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Агрофирма Горский"
к Межрайонной ИФНС России N 6 по Ленинградской области
о признании недействительным решения
установил:
Закрытое акционерное общество "Агрофирма Горский" (далее - ЗАО "Агрофирма Горский", Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в соответствии с которым просит признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 6 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган. заинтересованное лицо) от 29.03.2013 N 03-05/731 в части:
- - доначисления земельного налога в сумме 125625 руб. за 2011 г. пп. 3 п. 1 решения;
- - привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 25125 руб. пп. 2 п. 2 решения;
- - начисления пеней в сумме 22975 руб. пп. 2 п. 3 решения;
- - предложения уплатить земельный налог, штрафы, пени за 2011 г. п. 4 решения.
Решением суда от 23.12.2013 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Налоговым органом проведена выездная проверка ЗАО "Агрофирма Горский".
По итогам выездной налоговой проверки Инспекцией был составлен акт проверки от 06.03.2013 N 03-05/4, на который заявителем представлены возражения. По результатам рассмотрения акта проверки Инспекцией 29.03.2013 принято решение N 03-05/731 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Данным решением, заявитель привлечен к ответственности на основании ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм земельного налога за 2011 г. в виде штрафа 25 125 руб., в виде пени 22 975 руб. и на основании ст. 123 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм НДФЛ за 2011 г., 2012 г., 2013 г. в виде штрафа 346 680 руб., в виде пени 228 907 руб.
Как следует из материалов дела Общество в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 47:13:04-18-001:0083 и 47:13:04-22-001:0073 находящихся во владении (пользовании) применяло ставки 0,15 процента и 0,03 процента соответственно.
Оспариваемым решением Инспекция указала, что заявитель обязан уплачивать земельный налог за земельные участки с кадастровыми номерами 47:13:04-18-001:0083 и 47:13:04-22-001:0073 по налоговой ставке 1,5 процента.
Общество полагая, что в оспариваемой части решение незаконно и нарушает его права в части доначисления земельного налога в сумме 125625 руб. за 2011 г. пп. 3 п. 1 решения; привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 25125 руб. пп. 2 п. 2 решения; начисления пеней в сумме 22975 руб. пп. 2 п. 3 решения; предложения уплатить земельный налог, штрафы, пени за 2011 г. п. 4 решения, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата. На основании пункта 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 387 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
При расчете земельного налога необходимо учитывать ставку земельного налога, применяемую в отношении определенной категории земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Пунктом 2.3 Решения Совета депутатов муниципального образования Горское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области от 28.10.2010 N 05-53 "О земельном налоге" (далее по тексту - решение Совета депутатов), установлена налоговая ставка для земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, в размере 0,15%.
Как следует из материалов в соответствии со свидетельством о государственной права N 988454 от 05.03.2007 ЗАО "Агрофирма Горский" является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:13:04-18-001:0083, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тихвинский район, Горская волость, д. Горка. Данный земельный участок подпадает под категорию земель "земли населенных пунктов" с разрешенным использование "под зданиями конторы и торговой центра" (т. 1, л.д. 134,156,159)
Основанием для доначисления земельного налога в размере 33 475 руб. по спорному земельному участку с кадастровым номером 47:13:04-18-001:0083 с кадастровой стоимостью в размере 2 254 999 руб. по налоговой ставке 1,5 процента, явился вывод налогового органа, что земельный участок не полностью используется под административные и офисные здания, применение по нему налоговой ставки в размере 0,15% неправомерно, налог следует исчислить по ставке, установленной для прочих земельных участков.
Пунктом 2 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Суд первой инстанции правомерно указал, что в отношении земельного участка с единым кадастровым номером может быть применена только единая налоговая ставка в размере 1,5%, на весь земельный участок.
Доказательств, что на спорном земельном участке располагались или располагаются объекты, не относящиеся к административным и офисным зданиям, другим объектам, перечисленным в п. 2.3 Решения, не представлено.
Вывод суда первой инстанции о том, что Обществом при исчислении по данному земельному участку земельного налога за 2011 год обоснованно применена налоговая ставка 0,15%.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает, что при расчете земельного налога налогоплательщик исчислил земельный налог в размере 350 руб., исходя из кадастровой стоимости на 2007 год в размере 233 484 руб. В то время, как кадастровая стоимость на 01.01.2011 составила по данным Росреестра по Ленинградской области 2 254 999 руб. и соответственно земельный налог должен быть исчислен в размере 3 382 руб. 49 коп. Следовательно, доначисление земельного налога в размере 3 032 руб. 49 коп. (3 382 руб. 49 коп. -350 руб.) соответствующих пеней и налоговых санкций в размере 606 руб. 49 коп., является правомерным.
Согласно сведениям Росреестра по Ленинградской области земельный участок с кадастровым номером 47:13:04-22-001:0073 имеет категорию земель "земли поселений" и разрешенное использование "под картофелехранилище".
Оспариваемым решением Инспекция указала, что заявитель обязан уплачивать земельный налог за земельный участок с кадастровым номером 47:13:04-22-001:0073, находящийся в пользовании заявителя, по налоговой ставке 1,5 процента, поскольку, несмотря на то, что спорный участок используется для сельскохозяйственного производства, однако категория земель "земли поселений" (9 вид разрешенного использования), не соответствует категории земель, для которых решением Совета депутатов установлена налоговая ставка в размере 0,03% (указанная ставка установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях 15 вид разрешенного пользования).
Пунктом 2.3 решения Совета депутатов налоговая ставка в размере 0,03% установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в числе которых земли сельскохозяйственного назначения. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктом 2 ст. 77 ЗК РФ установлено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.
Сторонами не оспаривается, что на земельном участке с кадастровым номером 47:13:04-22-001:0073, отнесенным к категории земель сельскохозяйственного назначения, находится картофелехранилище - сооружение, используемое в процессе сельскохозяйственного производств.
С учетом изложенных норм, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на земельном участке отнесенном к категории земель сельскохозяйственного назначения могут размещаться любые производственные, а также иные объекты, в том числе здания, строения, сооружения, используемые в процессе сельскохозяйственного производства.
Апелляционный суд считает, что в данном случае исчисление земельного налога на основании вида разрешенного использования земельных участков, как он отражен в государственном кадастре объектов недвижимости, не представляется возможным и при выборе соответствующей налоговой ставки необходимо исходить из фактического использования земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
Во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8.04.2000 N 316, приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования.
Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены "Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (действующие в спорный период), в которых приведена технологическая схема выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, даны разъяснения по всем этапам работ и методическим подходам, а также указаны основные требования к оформлению отчетных материалов.
Методические указания (пункт 1.2) и Технические рекомендации (приложение N 2) позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (далее по тексту - Типовой перечень).
К 9-му виду разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещении производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Так, к 15 виду разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.
Апелляционный суд полагает, что в данном случае это обстоятельство не является основополагающим фактором для выбора ставки земельного налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
Государственная кадастровая оценка земель предназначена для определения иного элемента налогообложения - налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка) и не устанавливает ставки земельного налога.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, а также правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженную в постановлении от 28.10.2010 N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, но не устанавливается этим документом.
Как установлено судом первой инстанции на спорном земельном участке расположен картофелехранилище - сооружение, используемое в процессе сельскохозяйственного производства, в связи с чем заявитель исчислял земельный налог исходя из разрешенного использования земельных участков - для сельскохозяйственного использования при разрешенном виде использования - для размещении производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об использовании земельного участка фактически для целей сельскохозяйственного производства.
Апелляционный суд также отмечает, что спорный земельный участок при разрешенном виде использования для размещении производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок фактически используется заявителем для сельскохозяйственного использования, т.е. с целью, определенной п. 2.1 Решения Совета депутатов муниципального образования Горское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области от 28.10.2010 N 05-53.
Оснований для доначисления земельного налога по данному земельному участку в размере 92 150 руб., соответствующих пеней и налоговых санкций у Инспекции не имелось.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.12.2013 по делу N А56-35758/2013 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Ленинградской области N 03-05/731 от 29.03.2013 о доначислении земельного налога за 2011 год в размере 3 032 руб. 49 коп. и соответствующих пеней, а также налоговых санкций по пункту 1 ст. 122 НК РФ в размере 606 руб. 49 коп.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА
Судьи
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)