Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 01.06.2015 N Ф10-1409/2015 ПО ДЕЛУ N А08-6020/2014

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2015 г. N Ф10-1409/2015

Дело N А08-6020/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года г. Калуга
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Ермакова М.Н.
судей Егорова Е.И., Радюгиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
от ИФНС России по г. Белгороду 308007, г. Белгород, ул. Садовая, д. 7, ОГРН 1043107046531 не явились, извещены надлежаще
от ФГКУ "УВО УМВД России по Белгородской области" 308004, г. Белгород, ул. Преображенская, д. 60а ОГРН 1123123015696 не явились, извещены надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГКУ УВО УМВД России по Белгородской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.15 г. (судьи Н.А.Ольшанская, В.А.Скрынников, Т.Л.Михайлова) по делу N А08-6020/2014,

установил:

ИФНС России по г. Белгороду (далее - налоговый орган) обратилась в суд с заявлением о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области" (далее - Учреждение) пени по налогу на прибыль организаций в размере 15059,38 руб.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 10.12.14 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.15 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Налоговый орган в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, по следующим основаниям.
Как установлено судами, на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Белгородской области от 17.02.14 г. по делу N А08-5398/2012 с Учреждения взыскан налога на прибыль в размере 10863291 руб., пеня в размере 2116732 руб., налоговые санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в размере 217265,8 руб., и по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации в размере 81061 руб.
За период с 01.12.13 г. по 31.12.13 г. налоговым органом начислена пеня в размере 15059,38 руб. и в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ в адрес Управления направлено требование об уплате данной суммы от 29.01.14 г. N 1436.
Неисполнение Учреждением данного требования послужило основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании пени.
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Учреждения задолженности по налогу на прибыль в период начисления пени, соблюдения налоговым органом порядка и сроков взыскания пени, а также ее размера.
Суд апелляционной инстанции данный вывод поддержал.
Поскольку постановлением суда апелляционной инстанции оставлено без изменения решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции находит, что судами обеих инстанций не учтено следующее.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Письмом ФНС России "О порядке расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел" от 18.10.13 г. N ЕД-4-3/18750 и письмом Минфина РФ от 16.10.13 г. N 03-03-10/43156 доведены указаниям нижестоящим налоговым органам, о том, что налогооблагаемая прибыль подразделений вневедомственной охраны за налоговые периоды до 2012 года, а также за период с 01.01.12 г. до даты их преобразования в федеральное казенное учреждение определяется с учетом правовой позиции, высказанной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.04.13 г. N 12527/12.
В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в указанном Постановлении, при определении налоговых обязательств бюджетных учреждений по налогу на прибыль организаций (а именно, при определении налоговой базы по такому налогу) налоговый орган должен устанавливать соотношение доходов от оказания услуг по охране в общем объеме полученного отделом финансирования и с учетом положений, предусмотренных абз. 3 п. 1 и п. 4 ст. 321.1 НК РФ, а также принципа пропорционального распределения расходов, закрепленного абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ и п. 3 ст. 321.1 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 321.1 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрен порядок расчета налоговой базы по налогу на прибыль в отношении доходов от коммерческой деятельности и установлен запрет на направление суммы превышения доходов над расходами от данной деятельности до исчисления налога на прибыль на покрытие расходов, подлежащих осуществлению за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению.
Средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц, не могут быть квалифицированы в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых в составе доходов для целей налогообложения на основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Таким образом, Учреждение, перечисляя во исполнение п. 3 ст. 41 БК РФ и соответствующих положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год в федеральный бюджет, доходы от оказания услуг по охране, должно уплачивать налог на прибыль организаций, исходя из доходов, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, за вычетом понесенных при осуществлении упомянутой деятельности расходов.
В соответствии с пунктом 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, со дня размещения Постановления Президиума ВАС РФ в полном объеме на сайте ВАС РФ практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, считается определенной. Аналогичные правила применяются при установлении даты, когда считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума ВАС РФ (в редакции Постановления Пленума ВАС РФ "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" от 23.07.09 г. N 62).
Постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.13 г. N 12527/12 было опубликовано на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 31.07.13 г., следовательно, с этого момента практика считается определенной, т.е. Учреждение должно уплачивать налог на прибыль организаций, исходя из доходов, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, за вычетом понесенных при осуществлении упомянутой деятельности расходов.
Таким образом, указанным Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12527/12 от 23.04.2013 сформирован правовой подход в части уплаты подразделениями вневедомственной охраны налога на прибыль организаций, который является обязательным к применению судом в рамках настоящего дела.
Согласно п. 58 Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 30.07.13 г. N 57, при рассмотрении заявления налогового органа о взыскании с налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя недоимки, пеней, штрафа, предъявленного на основании п. 3 ст. 46 НК РФ, суду необходимо исследовать законность начисления данной суммы по существу.
Судами не исследован расчет пени, который представлен налоговым органом в подтверждение заявленных требований, исходя из определения налоговой базы, указанной Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 23.04.13 г. N 12527/12, и руководящих письмах Минфина России и ФНС России, а именно, учтены ли расходы Учреждения, связанные с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что содержащиеся в судебных актах выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить отмеченное несоответствие, оценив обоснованность начисления налоговым органом пеней на сумму налога, которая должна быть определена в соответствии в приведенной выше правовой позицией.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Белгородской области от 10 декабря 2014 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2015 г. по делу N А08-66020/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.

Председательствующий
М.Н.ЕРМАКОВ

Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Е.А.РАДЮГИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)