Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.10.2013 по делу N А64-4193/2013 (судья Игнатенко В.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тамбовоптпродторг" (ОГРН 1036894110956) о признании недействительным решения от 19.03.2013 N 13-48/626,
при участии в судебном заседании:
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову: Ивановой М.В., заместителя начальника юридического отдела по доверенности от 20.01.2014 N 05-23/0876,
от общества с ограниченной ответственностью "Тамбовоптпродторг": Балакиной Д.А., представителя по доверенности от 07.08.2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовоптпродторг" (далее - общество "Тамбовоптпродторг", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее - налоговый орган, инспекция) от 19.03.2013 N 13-48/626 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 18.10.2013 требования общества "Тамбовоптпродторг" удовлетворены, решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову от 19.03.2013 N 13-48/626 признано недействительным.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, инспекция обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норма материального права и с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что экономические показатели земельных участков, отраженные в постановлении от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" (далее - постановление от 30.11.2007 N 1311) в редакции постановления от 26.02.2009 N 188 "О внесении изменений в постановление администрации области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" (далее - постановление от 26.02.2009 N 188), доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2009, что, в соответствии со специальной нормой пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период (далее - Налоговый кодекс, Кодекс), является основанием для использования данных сведений в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога за 2009 год.
Также налоговый орган ссылается на позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 01.12.2010 N 13-Г10-11, в части недействительности результатов кадастровой оценки земель в Тамбовской области, утвержденных с нарушением Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, а также на то, что, не будучи признанным недействительным, постановление от 30.11.2007 N 1311 в редакции постановления от 26.02.2009 N 188 подлежит применению в целях определения налоговых обязанностей налогоплательщиков по уплате земельного налога с 01.01.2009.
Кроме того, инспекция полагает, что, поскольку экономические показатели земельных участков по состоянию на 01.01.2009 были доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2009 постановлением N 1311 в редакции от 26.02.2009, опубликованным в газете "Тамбовская жизнь" 28.02.2009, у налогоплательщика имелась возможность определить свои налоговые обязательства в части земельного налога надлежащим образом в соответствии с доведенными до него данными, так как кадастровая стоимость земельных участков не определяется им самостоятельно. В подтверждение указанной позиции налоговый орган ссылается на судебные акты по аналогичным делам, в том числе определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.08.2012 N ВАС-10496/12, от 01.10.2010 N ВАС-10610/10, от 22.03.2011 N ВАС-3461/11 и от 02.04.2013 N ВАС-3327/13.
Как указывает инспекция, обществом "Тамбовоптпродторг" при проведении камеральной проверки были представлены кадастровые выписки о земельных участках и кадастровые паспорта земельных участков с отражением в них кадастровой стоимости, рассчитанной в соответствии с постановлением от 30.11.2007 N 1311 в редакции постановления от 26.02.2009 N 188. Иных документов, свидетельствующих о правомерности применения кадастровой стоимости, отраженной в уточненной налоговой декларации по земельному налогу, налогоплательщиком представлено не было. При этом правильность расчета кадастровой стоимости в соответствии с постановлением от 30.11.2007 N 1311 в редакции постановления от 26.02.2009 N 188 подтверждается также полученными в ходе проведения проверки данными Государственного кадастра недвижимости, представленные в электронном виде управлением Роснедвижимости по Тамбовской области, а также сведения, поступившие из федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Тамбовской области.
Налогоплательщик возразил против доводов апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Как указывает налогоплательщик, государственная кадастровая оценка земель в Тамбовской области, введенная в действие в 2009 году, была произведена без заключения Роснедвижимости о соответствии работ по оценке и их результатов требованиям, предъявляемым приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", вследствие чего ее результаты не могли быть использованы в целях налогообложения в этом периоде.
Поскольку окончательное утверждение удельных показателей стоимости земли, с учетом экспертизы, проведенной агентством Роснедвижимости, произведено лишь постановлением от 26.02.2009 N 188, то, как считает налогоплательщик, результаты этой оценки, в силу положений статьи 5 Налогового кодекса, могут применяться лишь со следующего налогового периода, то есть, с 2010 года.
В обоснование указанной позиции налогоплательщик ссылается на определение Высшего Арбитражного Суда от 25.12.2013 N ВАС-14696/13 по делу N А64-4254/2012.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей налогоплательщика и налогового органа, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, обществом "Тамбовоптпродторг" 02.11.2012 была представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация N 1 по земельному налогу за 2009 год по принадлежащим ему на праве собственности земельным участкам с кадастровыми номерами 68:29:0313006:18 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 799040), 68:29:0313006:17 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 799041), 68:29:0313006:16 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 799042), 68:29:0313006:15 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 799043), 68:29:0313006:14 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 799044), 68:29:0313006:13 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 799045), 68:29:0313006:11 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 799047), 68:29:0313006:10 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 799048), 68:29:0313006:9 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 968799), 68:29:0313006:12 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 799046).
В указанной декларации общество уменьшило ранее исчисленный по первоначально представленным налоговому органу расчетам по авансовым платежам и налоговой декларации земельный налог, подлежащий уплате в бюджет за 2009 год, в связи с чем отразило в уточненной декларации подлежащий уменьшению земельный налог в сумме 335 610 руб.
Проведя камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации N 1 по земельному налогу за 2009 год, инспекция составила акт проверки от 13.02.2013 N 5435, содержащий вывод о завышении суммы земельного налога, исчисленной к уменьшению, на 335 610 руб. и о занижении налогоплательщиком земельного налога за 2009 год в сумме 332 599 руб.
Рассмотрев акт, материалы проверки и возражения налогоплательщика, заместитель начальника инспекции принял решение от 19.03.2013 N 13-48/626 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу был доначислен земельный налог по сроку уплаты 15.02.2010 в сумме 668 209 руб., а также было предложено уплатить указанную сумму налога и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Причинами занижения налога в указанной сумме, как это следует из акта проверки и решения по нему, явилось занижение в уточненной налоговой декларации налоговой базы, с которой исчислен налог, на сумму 95 458 485 руб. В первоначально представленной налоговой декларации налоговая база, представляющая собой кадастровую стоимость земельных участков, была указана в сумме 190 054 830 руб., в уточненной декларации - 94 596 345 руб.
Общество "Тамбовоптпродторг" обжаловало решение от 19.03.2013 N 13-48/626 в управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области, которое по результатам рассмотрения жалобы решением от 29.04.2013 N 05-11/35 оставило решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову от 19.03.2013 N 13-48/626 без изменения, а апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Не согласившись с решением от 19.03.2013 N 13-48/626, общество "Тамбовоптпродторг" обратилось с заявлением о признании его недействительным в Арбитражный суд Тамбовской области.
Арбитражный суд области, рассмотрев заявленные требования, обоснованно их удовлетворил, исходя при этом из следующего.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу положений статьи 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 389 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 390 и пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
При этом налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Статьей 393 Налогового кодекса налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогам, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санк-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 396 настоящего Кодекса.
Из статьи 394 Налогового кодекса следует, что исчисление налога производится по налоговым ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать предельные налоговые ставки, установленные названной статьей.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 Налогового кодекса).
Из изложенных правовых норм следует, что обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах, предусмотренных статьей 388 Налогового кодекса (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения), земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена и доведена до сведения налогоплательщика кадастровая стоимость этого земельного участка. Налог исчисляется по ставке, соответствующей целевому назначению и разрешенному виду использования земельного участка.
Буквальное толкование смысла приведенных статей главы 31 Налогового кодекса позволяет сделать вывод, что необходимым условием для исчисления земельного налога налогоплательщиками является информация о кадастровой стоимости земельного участка, выступающего объектом налогообложения.
На основании пункта 2 статьи 390 Налогового кодекса кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в 2009 году (далее - Земельный кодекс) предусматривалось, что для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" в редакции, действовавшей в 2009 году (далее - Правила) государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет (пункты 2, 3 Правил).
Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель в виде среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункты 1, 10 Правил).
Под государственной кадастровой оценкой земли вышеприведенными нормативными правовыми актами понимается определение кадастровой стоимости единицы земельной площади в границах определенных оценочных зон, однородных по своему целевому назначению и виду функционального использования, выделенных на территории конкретного поселения, проведенное по установленным правилам и утвержденное в установленном порядке.
Соответственно, кадастровая стоимость конкретного земельного участка определяется путем умножения площади этого земельного участка на кадастровую стоимость единицы земельной площади (одного квадратного метра), а земельный налог исчисляется в процентах от кадастровой стоимости по установленной налоговой ставке.
С учетом изложенного, правильное определение кадастровой стоимости земли (удельных показателей для ее определения) непосредственно влияет на формирование налоговых обязанностей налогоплательщиком по уплате земельного налога.
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков.
При этом, до 01.01.2008 порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков на начало каждого налогового периода (1 января календарного года) определялся органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не позднее 1 марта этого года.
С 01.01.2008, в связи с внесением изменений в пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ, порядок доведения сведений о кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков определяется Правительством Российской Федерации, принявшим постановление от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков", в соответствии с которым данные сведения бесплатно предоставляются налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса, на основании их письменного заявления, в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения, до 01.03.2008 - в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", до 1 марта текущего года, с 01.03.2008 - в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Также указанные сведения могут быть размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам, в том числе в виде кадастрового плана территории (пункт 2 статьи 14 Закона).
Из материалов рассматриваемого дела следует, что на территории муниципального образования г. Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова" (далее - решение от 09.11.2005 N 74), опубликованным в газете "Наш город Тамбов", N 48 (219), 14.11.2005.
Названным нормативным актом (его пунктом 10) установлено, что в целях доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков на территории города Тамбова администрация города Тамбова ежегодно публикует кадастровую стоимость земельных участков на территории города Тамбова по состоянию на 1 января календарного года, не позднее 1 марта этого года; органы администрации города Тамбова проводят разъяснительную работу среди плательщиков земельного налога.
Решением Тамбовской городской Думы от 26.11.2008 N 810 в решение от 09.11.2005 N 74 были внесены изменения в части ставок налогообложения земельным налогом.
Кадастровая оценка земель в Тамбовской области в порядке, установленном Правилами от 08.04.2000 N 316, была проведена и утверждена постановлением администрации Тамбовской области от 29.07.2003 N 584 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тамбовской области" (с изменениями, внесенными постановлениями от 06.10.2006 N 1130 и от 26.04.2007 N 435). Однако данные ненормативные правовые акты опубликованы не были. Также в материалах настоящего дела не имеется доказательств доведения указанных ненормативных актов до сведения налогоплательщика иным образом.
Согласно сведениям, содержащимся в информационно-правовой системе "Консультант+", ни одна из редакций названного нормативного акта (N 1 от 29.07.2003, N 2 от 06.10.2006, N 3 от 26.04.2007) не публиковалась.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", опубликованным в газете "Тамбовская жизнь" NN 27-39 18.01.2008, были утверждены новые удельные показатели кадастровой стоимости земли в Тамбовской области.
Вместе с тем, как установлено судом области, государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области была введена в действие без обязательного заключения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) о соответствии работ по оценке и их результатов обязательным методическим указаниям, предусмотренного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", вследствие чего удельные показатели кадастровой стоимости земель по отдельным видам использования были искажены.
По результатам согласования Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости результатов кадастровой оценки земель в Тамбовской области управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тамбовской области был направлен ряд замечаний в отношении установленных размеров кадастровой оценки земель.
С учетом указанных замечаний администрацией Тамбовской области было принято постановление от 26.02.2009 N 188 "О внесении изменений в приложения NN 1, 2 к постановлению администрации области от 30.11.2007 г. N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", опубликованное в газете "Тамбовская жизнь NN 57-69 28.02.2009.
Таким образом, как правильно установил суд области, утверждение и опубликование удельных показателей кадастровой стоимости земли в Тамбовской области в порядке, установленном действующим законодательством, было произведено в Тамбовской области лишь постановлением от 26.02.2009 N 188.
Указанное обстоятельство было установлено также Тамбовским управлением Федеральной антимонопольной службы при рассмотрении дела N 20/02, Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 23.11.2011 по делу N А64-8042/09, Верховным Судом Российской Федерации в определении от 01.12.2010 N 13-Г10-11 и не опровергнуто налоговым органом.
Из изложенного следует, что до момента принятия и опубликования постановления администрации Тамбовской области от 26.02.2009 N 188, которым, с учетом согласования Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости результатов кадастровой оценки земель в Тамбовской области, внесены изменения в постановление от 30.11.2007 N 1311, в Тамбовской области не была в установленном законодательством порядке проведена кадастровая оценка земли и доведены до сведения налогоплательщиков ее результаты, что свидетельствует о невозможности применения в целях исчисления земельного налога существовавших до указанного момента удельных показателей стоимости земли.
Следовательно, у налогоплательщика - общества "Тамбовоптпродторг" не имелось оснований для исчисления земельного налога, подлежащего уплате за налоговый период 2009 год, с применением удельных показателей стоимости земли, при установлении и опубликовании которых не соблюден законодательно определенный порядок оценки земли.
Также у налогового органа не имелось оснований для определения налоговых обязанностей налогоплательщика с применением этих показателей оценки земли.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Налоговым органом при доначислении земельного налога в сумме 668 209 руб. данное разъяснение не применено, сведения о нормативной цене земли суду не представлены, доначисление земельного налога с применением удельных показателей стоимости земли, установленных с нарушением установленного порядка, не обосновано.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия полагает, что в отсутствие сведений о законно установленной кадастровой стоимости земли в Тамбовской области по состоянию на 01.01.2009 и сведений о нормативной цене земли судом области обоснованно признано незаконным доначисление обществу "Тамбовоптпродторг" земельного налога в сумме 668 209 руб. за 2009 год.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу специальной нормы пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса в редакции, действовавшей в 2009 году, опубликование 28.02.2009 постановления от 26.02.2009 N 188 "О внесении изменений в постановление администрации области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", следует считать надлежащим доведением до налогоплательщиков в срок до 1 марта 2009 года сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2009 года, так как нормативный акт об утверждении кадастровой стоимости является актом земельного, а не налогового законодательства, а также о том, что у налогоплательщика имелась возможность на основании данных Государственного кадастра недвижимости определить свои налоговые обязанности по земельному налогу, не могут быть признаны апелляционной коллегией обоснованными.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П, применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие, что предполагает особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
В указанной связи, как следует из правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О, поскольку акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой оценки земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
В частности, согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу пункта 3 названной статьи акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 Кодекса).
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 статьи 5 Налогового кодекса, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
Названные положения распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Следовательно, учитывая, что постановление от 30.11.2007 N 1311 в редакции постановления от 26.02.2009 N 188, надлежащим образом установившего подлежащие применению показатели кадастровой стоимости, относится в части установления кадастровой стоимости к актам законодательства о налогах и сборах, оно вступило в силу в порядке, установленном пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса, то есть не ранее, чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, которым для земельного налога является год, на что обоснованно указал суд области.
Оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 5 Налогового кодекса, для придания названному постановлению обратной силы, судом не установлено.
С учетом изложенного, суд области обоснованно указал, что у налогоплательщика не имелось оснований для исчисления земельного налога с налоговой базы, определенной исходя из кадастровой стоимости земли, утвержденной в текущем налоговом периоде - 2009 году.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2081/11 и N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, от 10.02.2009 N 11279/08.
В определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда от 25.12.2013 N ВАС-14696/13 по делу N А64-4254/2012 Высший Арбитражный Суд согласился с выводами судов по делу N А64-4254/2012 о том, что кадастровая стоимость земельных участков в тамбовской области, установленная постановлением от 30.11.2007 N 1311 в редакции постановления от 26.02.2009 N 188, подлежит применению с 2010 года.
Иных законно установленных показателей для исчисления земельного налога за 2009 год налоговым органом при принятии оспариваемого налогоплательщиком решения применено не было.
В имеющихся в материалах дела кадастровых паспортах земельных участков с кадастровым номером 68:29:0313006:9, с кадастровым номером 68:29:0313006:10; с кадастровым номером 68:29:0313006:11; с кадастровым номером 68:29:0313006:12; с кадастровым номером 68:29:0313006:13; с кадастровым номером 68:29:0313006:14; с кадастровым номером 68:29:0313006:15; с кадастровым номером 68:29:0313006:16; с кадастровым номером 68:29:0313006:17 и с кадастровым номером 68:29:0313006:18 отражена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 31.03.2008 и 04.03.2009 года, то есть в период до утверждения и изменения кадастровой стоимости данных земельных участков.
Отклоняя ссылку апелляционной жалобы на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации применительно к кадастровой оценке земель в Тамбовской области, сформулированную в определении Верховного суда от 01.12.2010 N 13-Г10-11, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В указанном деле, рассмотренном Тамбовским областным судом, предметом рассмотрения являлись требования двух заинтересованных лиц - фермерского хозяйства "Благие намерения" и физического лица Барова О.Н. о признании недействующим постановления администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" по тому основанию, что названный нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству.
Отказывая в удовлетворении требований указанных лиц, Тамбовский областной суд, с которым согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации, указал на то, что оспариваемый ненормативный правовой акт, с учетом экспертизы, проведенной Роснедвижимостью в декабре 2008 года, подтвердившей соответствие отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тамбовской области соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития и торговли России от 15.02.2007 N 39, не нарушает прав заявителей.
Между тем, при рассмотрении дела судами был установлен факт нарушения процедуры принятия постановления, выразившийся в неполучении до утверждения результатов оценки положительного заключения Роснедвижимости, что подтверждено и в рассматриваемом деле.
Учитывая, что окончательно результата оценки были утверждены и доведены до сведения налогоплательщиков лишь в феврале 2009 года, суд области при рассмотрении настоящего спора исходил не из того, что постановление от 30.11.2007 N 1311 является недействующим, а из того, что с учетом надлежащего утверждения кадастровой стоимости и внесения изменений в него постановлением от 26.02.2009 N 188, оно подлежит применению лишь со следующего налогового периода по правилам статьи 5 Налогового кодекса, то есть с 01.01.2010.
В указанной связи апелляционной коллегией также отклоняется довод апелляционной жалобы относительно наличия у налогоплательщика возможности исчислить и уплатить свои налоговые обязательства в части земельного налога надлежащим образом в соответствии с доведенными до него данными.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционные жалобы не содержат, в силу чего удовлетворению не подлежат.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.10.2013 по делу N А64-4193/2013 отмене не подлежит.
Поскольку на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.10.2013 по делу N А64-4193/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2014 ПО ДЕЛУ N А64-4193/2013
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2014 г. по делу N А64-4193/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.10.2013 по делу N А64-4193/2013 (судья Игнатенко В.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тамбовоптпродторг" (ОГРН 1036894110956) о признании недействительным решения от 19.03.2013 N 13-48/626,
при участии в судебном заседании:
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову: Ивановой М.В., заместителя начальника юридического отдела по доверенности от 20.01.2014 N 05-23/0876,
от общества с ограниченной ответственностью "Тамбовоптпродторг": Балакиной Д.А., представителя по доверенности от 07.08.2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовоптпродторг" (далее - общество "Тамбовоптпродторг", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее - налоговый орган, инспекция) от 19.03.2013 N 13-48/626 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 18.10.2013 требования общества "Тамбовоптпродторг" удовлетворены, решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову от 19.03.2013 N 13-48/626 признано недействительным.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, инспекция обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норма материального права и с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что экономические показатели земельных участков, отраженные в постановлении от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" (далее - постановление от 30.11.2007 N 1311) в редакции постановления от 26.02.2009 N 188 "О внесении изменений в постановление администрации области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" (далее - постановление от 26.02.2009 N 188), доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2009, что, в соответствии со специальной нормой пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период (далее - Налоговый кодекс, Кодекс), является основанием для использования данных сведений в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога за 2009 год.
Также налоговый орган ссылается на позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 01.12.2010 N 13-Г10-11, в части недействительности результатов кадастровой оценки земель в Тамбовской области, утвержденных с нарушением Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, а также на то, что, не будучи признанным недействительным, постановление от 30.11.2007 N 1311 в редакции постановления от 26.02.2009 N 188 подлежит применению в целях определения налоговых обязанностей налогоплательщиков по уплате земельного налога с 01.01.2009.
Кроме того, инспекция полагает, что, поскольку экономические показатели земельных участков по состоянию на 01.01.2009 были доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2009 постановлением N 1311 в редакции от 26.02.2009, опубликованным в газете "Тамбовская жизнь" 28.02.2009, у налогоплательщика имелась возможность определить свои налоговые обязательства в части земельного налога надлежащим образом в соответствии с доведенными до него данными, так как кадастровая стоимость земельных участков не определяется им самостоятельно. В подтверждение указанной позиции налоговый орган ссылается на судебные акты по аналогичным делам, в том числе определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.08.2012 N ВАС-10496/12, от 01.10.2010 N ВАС-10610/10, от 22.03.2011 N ВАС-3461/11 и от 02.04.2013 N ВАС-3327/13.
Как указывает инспекция, обществом "Тамбовоптпродторг" при проведении камеральной проверки были представлены кадастровые выписки о земельных участках и кадастровые паспорта земельных участков с отражением в них кадастровой стоимости, рассчитанной в соответствии с постановлением от 30.11.2007 N 1311 в редакции постановления от 26.02.2009 N 188. Иных документов, свидетельствующих о правомерности применения кадастровой стоимости, отраженной в уточненной налоговой декларации по земельному налогу, налогоплательщиком представлено не было. При этом правильность расчета кадастровой стоимости в соответствии с постановлением от 30.11.2007 N 1311 в редакции постановления от 26.02.2009 N 188 подтверждается также полученными в ходе проведения проверки данными Государственного кадастра недвижимости, представленные в электронном виде управлением Роснедвижимости по Тамбовской области, а также сведения, поступившие из федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Тамбовской области.
Налогоплательщик возразил против доводов апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Как указывает налогоплательщик, государственная кадастровая оценка земель в Тамбовской области, введенная в действие в 2009 году, была произведена без заключения Роснедвижимости о соответствии работ по оценке и их результатов требованиям, предъявляемым приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", вследствие чего ее результаты не могли быть использованы в целях налогообложения в этом периоде.
Поскольку окончательное утверждение удельных показателей стоимости земли, с учетом экспертизы, проведенной агентством Роснедвижимости, произведено лишь постановлением от 26.02.2009 N 188, то, как считает налогоплательщик, результаты этой оценки, в силу положений статьи 5 Налогового кодекса, могут применяться лишь со следующего налогового периода, то есть, с 2010 года.
В обоснование указанной позиции налогоплательщик ссылается на определение Высшего Арбитражного Суда от 25.12.2013 N ВАС-14696/13 по делу N А64-4254/2012.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей налогоплательщика и налогового органа, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, обществом "Тамбовоптпродторг" 02.11.2012 была представлена в налоговый орган уточненная налоговая декларация N 1 по земельному налогу за 2009 год по принадлежащим ему на праве собственности земельным участкам с кадастровыми номерами 68:29:0313006:18 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 799040), 68:29:0313006:17 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 799041), 68:29:0313006:16 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 799042), 68:29:0313006:15 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 799043), 68:29:0313006:14 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 799044), 68:29:0313006:13 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 799045), 68:29:0313006:11 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 799047), 68:29:0313006:10 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 799048), 68:29:0313006:9 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 968799), 68:29:0313006:12 (свидетельство о государственной регистрации права 68-АА N 799046).
В указанной декларации общество уменьшило ранее исчисленный по первоначально представленным налоговому органу расчетам по авансовым платежам и налоговой декларации земельный налог, подлежащий уплате в бюджет за 2009 год, в связи с чем отразило в уточненной декларации подлежащий уменьшению земельный налог в сумме 335 610 руб.
Проведя камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации N 1 по земельному налогу за 2009 год, инспекция составила акт проверки от 13.02.2013 N 5435, содержащий вывод о завышении суммы земельного налога, исчисленной к уменьшению, на 335 610 руб. и о занижении налогоплательщиком земельного налога за 2009 год в сумме 332 599 руб.
Рассмотрев акт, материалы проверки и возражения налогоплательщика, заместитель начальника инспекции принял решение от 19.03.2013 N 13-48/626 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу был доначислен земельный налог по сроку уплаты 15.02.2010 в сумме 668 209 руб., а также было предложено уплатить указанную сумму налога и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Причинами занижения налога в указанной сумме, как это следует из акта проверки и решения по нему, явилось занижение в уточненной налоговой декларации налоговой базы, с которой исчислен налог, на сумму 95 458 485 руб. В первоначально представленной налоговой декларации налоговая база, представляющая собой кадастровую стоимость земельных участков, была указана в сумме 190 054 830 руб., в уточненной декларации - 94 596 345 руб.
Общество "Тамбовоптпродторг" обжаловало решение от 19.03.2013 N 13-48/626 в управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области, которое по результатам рассмотрения жалобы решением от 29.04.2013 N 05-11/35 оставило решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову от 19.03.2013 N 13-48/626 без изменения, а апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Не согласившись с решением от 19.03.2013 N 13-48/626, общество "Тамбовоптпродторг" обратилось с заявлением о признании его недействительным в Арбитражный суд Тамбовской области.
Арбитражный суд области, рассмотрев заявленные требования, обоснованно их удовлетворил, исходя при этом из следующего.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу положений статьи 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 389 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 390 и пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
При этом налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Статьей 393 Налогового кодекса налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогам, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санк-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 396 настоящего Кодекса.
Из статьи 394 Налогового кодекса следует, что исчисление налога производится по налоговым ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать предельные налоговые ставки, установленные названной статьей.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 Налогового кодекса).
Из изложенных правовых норм следует, что обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах, предусмотренных статьей 388 Налогового кодекса (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения), земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена и доведена до сведения налогоплательщика кадастровая стоимость этого земельного участка. Налог исчисляется по ставке, соответствующей целевому назначению и разрешенному виду использования земельного участка.
Буквальное толкование смысла приведенных статей главы 31 Налогового кодекса позволяет сделать вывод, что необходимым условием для исчисления земельного налога налогоплательщиками является информация о кадастровой стоимости земельного участка, выступающего объектом налогообложения.
На основании пункта 2 статьи 390 Налогового кодекса кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в 2009 году (далее - Земельный кодекс) предусматривалось, что для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" в редакции, действовавшей в 2009 году (далее - Правила) государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет (пункты 2, 3 Правил).
Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель в виде среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункты 1, 10 Правил).
Под государственной кадастровой оценкой земли вышеприведенными нормативными правовыми актами понимается определение кадастровой стоимости единицы земельной площади в границах определенных оценочных зон, однородных по своему целевому назначению и виду функционального использования, выделенных на территории конкретного поселения, проведенное по установленным правилам и утвержденное в установленном порядке.
Соответственно, кадастровая стоимость конкретного земельного участка определяется путем умножения площади этого земельного участка на кадастровую стоимость единицы земельной площади (одного квадратного метра), а земельный налог исчисляется в процентах от кадастровой стоимости по установленной налоговой ставке.
С учетом изложенного, правильное определение кадастровой стоимости земли (удельных показателей для ее определения) непосредственно влияет на формирование налоговых обязанностей налогоплательщиком по уплате земельного налога.
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков.
При этом, до 01.01.2008 порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков на начало каждого налогового периода (1 января календарного года) определялся органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не позднее 1 марта этого года.
С 01.01.2008, в связи с внесением изменений в пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ, порядок доведения сведений о кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков определяется Правительством Российской Федерации, принявшим постановление от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков", в соответствии с которым данные сведения бесплатно предоставляются налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса, на основании их письменного заявления, в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения, до 01.03.2008 - в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", до 1 марта текущего года, с 01.03.2008 - в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Также указанные сведения могут быть размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам, в том числе в виде кадастрового плана территории (пункт 2 статьи 14 Закона).
Из материалов рассматриваемого дела следует, что на территории муниципального образования г. Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова" (далее - решение от 09.11.2005 N 74), опубликованным в газете "Наш город Тамбов", N 48 (219), 14.11.2005.
Названным нормативным актом (его пунктом 10) установлено, что в целях доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков на территории города Тамбова администрация города Тамбова ежегодно публикует кадастровую стоимость земельных участков на территории города Тамбова по состоянию на 1 января календарного года, не позднее 1 марта этого года; органы администрации города Тамбова проводят разъяснительную работу среди плательщиков земельного налога.
Решением Тамбовской городской Думы от 26.11.2008 N 810 в решение от 09.11.2005 N 74 были внесены изменения в части ставок налогообложения земельным налогом.
Кадастровая оценка земель в Тамбовской области в порядке, установленном Правилами от 08.04.2000 N 316, была проведена и утверждена постановлением администрации Тамбовской области от 29.07.2003 N 584 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тамбовской области" (с изменениями, внесенными постановлениями от 06.10.2006 N 1130 и от 26.04.2007 N 435). Однако данные ненормативные правовые акты опубликованы не были. Также в материалах настоящего дела не имеется доказательств доведения указанных ненормативных актов до сведения налогоплательщика иным образом.
Согласно сведениям, содержащимся в информационно-правовой системе "Консультант+", ни одна из редакций названного нормативного акта (N 1 от 29.07.2003, N 2 от 06.10.2006, N 3 от 26.04.2007) не публиковалась.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", опубликованным в газете "Тамбовская жизнь" NN 27-39 18.01.2008, были утверждены новые удельные показатели кадастровой стоимости земли в Тамбовской области.
Вместе с тем, как установлено судом области, государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области была введена в действие без обязательного заключения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) о соответствии работ по оценке и их результатов обязательным методическим указаниям, предусмотренного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", вследствие чего удельные показатели кадастровой стоимости земель по отдельным видам использования были искажены.
По результатам согласования Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости результатов кадастровой оценки земель в Тамбовской области управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тамбовской области был направлен ряд замечаний в отношении установленных размеров кадастровой оценки земель.
С учетом указанных замечаний администрацией Тамбовской области было принято постановление от 26.02.2009 N 188 "О внесении изменений в приложения NN 1, 2 к постановлению администрации области от 30.11.2007 г. N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", опубликованное в газете "Тамбовская жизнь NN 57-69 28.02.2009.
Таким образом, как правильно установил суд области, утверждение и опубликование удельных показателей кадастровой стоимости земли в Тамбовской области в порядке, установленном действующим законодательством, было произведено в Тамбовской области лишь постановлением от 26.02.2009 N 188.
Указанное обстоятельство было установлено также Тамбовским управлением Федеральной антимонопольной службы при рассмотрении дела N 20/02, Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 23.11.2011 по делу N А64-8042/09, Верховным Судом Российской Федерации в определении от 01.12.2010 N 13-Г10-11 и не опровергнуто налоговым органом.
Из изложенного следует, что до момента принятия и опубликования постановления администрации Тамбовской области от 26.02.2009 N 188, которым, с учетом согласования Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости результатов кадастровой оценки земель в Тамбовской области, внесены изменения в постановление от 30.11.2007 N 1311, в Тамбовской области не была в установленном законодательством порядке проведена кадастровая оценка земли и доведены до сведения налогоплательщиков ее результаты, что свидетельствует о невозможности применения в целях исчисления земельного налога существовавших до указанного момента удельных показателей стоимости земли.
Следовательно, у налогоплательщика - общества "Тамбовоптпродторг" не имелось оснований для исчисления земельного налога, подлежащего уплате за налоговый период 2009 год, с применением удельных показателей стоимости земли, при установлении и опубликовании которых не соблюден законодательно определенный порядок оценки земли.
Также у налогового органа не имелось оснований для определения налоговых обязанностей налогоплательщика с применением этих показателей оценки земли.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Налоговым органом при доначислении земельного налога в сумме 668 209 руб. данное разъяснение не применено, сведения о нормативной цене земли суду не представлены, доначисление земельного налога с применением удельных показателей стоимости земли, установленных с нарушением установленного порядка, не обосновано.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия полагает, что в отсутствие сведений о законно установленной кадастровой стоимости земли в Тамбовской области по состоянию на 01.01.2009 и сведений о нормативной цене земли судом области обоснованно признано незаконным доначисление обществу "Тамбовоптпродторг" земельного налога в сумме 668 209 руб. за 2009 год.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу специальной нормы пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса в редакции, действовавшей в 2009 году, опубликование 28.02.2009 постановления от 26.02.2009 N 188 "О внесении изменений в постановление администрации области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области", следует считать надлежащим доведением до налогоплательщиков в срок до 1 марта 2009 года сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2009 года, так как нормативный акт об утверждении кадастровой стоимости является актом земельного, а не налогового законодательства, а также о том, что у налогоплательщика имелась возможность на основании данных Государственного кадастра недвижимости определить свои налоговые обязанности по земельному налогу, не могут быть признаны апелляционной коллегией обоснованными.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 N 2-П, применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие, что предполагает особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
В указанной связи, как следует из правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О, поскольку акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой оценки земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
В частности, согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу пункта 3 названной статьи акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 Кодекса).
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 статьи 5 Налогового кодекса, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
Названные положения распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Следовательно, учитывая, что постановление от 30.11.2007 N 1311 в редакции постановления от 26.02.2009 N 188, надлежащим образом установившего подлежащие применению показатели кадастровой стоимости, относится в части установления кадастровой стоимости к актам законодательства о налогах и сборах, оно вступило в силу в порядке, установленном пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса, то есть не ранее, чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, которым для земельного налога является год, на что обоснованно указал суд области.
Оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 5 Налогового кодекса, для придания названному постановлению обратной силы, судом не установлено.
С учетом изложенного, суд области обоснованно указал, что у налогоплательщика не имелось оснований для исчисления земельного налога с налоговой базы, определенной исходя из кадастровой стоимости земли, утвержденной в текущем налоговом периоде - 2009 году.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2081/11 и N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10, от 10.02.2009 N 11279/08.
В определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда от 25.12.2013 N ВАС-14696/13 по делу N А64-4254/2012 Высший Арбитражный Суд согласился с выводами судов по делу N А64-4254/2012 о том, что кадастровая стоимость земельных участков в тамбовской области, установленная постановлением от 30.11.2007 N 1311 в редакции постановления от 26.02.2009 N 188, подлежит применению с 2010 года.
Иных законно установленных показателей для исчисления земельного налога за 2009 год налоговым органом при принятии оспариваемого налогоплательщиком решения применено не было.
В имеющихся в материалах дела кадастровых паспортах земельных участков с кадастровым номером 68:29:0313006:9, с кадастровым номером 68:29:0313006:10; с кадастровым номером 68:29:0313006:11; с кадастровым номером 68:29:0313006:12; с кадастровым номером 68:29:0313006:13; с кадастровым номером 68:29:0313006:14; с кадастровым номером 68:29:0313006:15; с кадастровым номером 68:29:0313006:16; с кадастровым номером 68:29:0313006:17 и с кадастровым номером 68:29:0313006:18 отражена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 31.03.2008 и 04.03.2009 года, то есть в период до утверждения и изменения кадастровой стоимости данных земельных участков.
Отклоняя ссылку апелляционной жалобы на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации применительно к кадастровой оценке земель в Тамбовской области, сформулированную в определении Верховного суда от 01.12.2010 N 13-Г10-11, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В указанном деле, рассмотренном Тамбовским областным судом, предметом рассмотрения являлись требования двух заинтересованных лиц - фермерского хозяйства "Благие намерения" и физического лица Барова О.Н. о признании недействующим постановления администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" по тому основанию, что названный нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству.
Отказывая в удовлетворении требований указанных лиц, Тамбовский областной суд, с которым согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации, указал на то, что оспариваемый ненормативный правовой акт, с учетом экспертизы, проведенной Роснедвижимостью в декабре 2008 года, подтвердившей соответствие отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тамбовской области соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития и торговли России от 15.02.2007 N 39, не нарушает прав заявителей.
Между тем, при рассмотрении дела судами был установлен факт нарушения процедуры принятия постановления, выразившийся в неполучении до утверждения результатов оценки положительного заключения Роснедвижимости, что подтверждено и в рассматриваемом деле.
Учитывая, что окончательно результата оценки были утверждены и доведены до сведения налогоплательщиков лишь в феврале 2009 года, суд области при рассмотрении настоящего спора исходил не из того, что постановление от 30.11.2007 N 1311 является недействующим, а из того, что с учетом надлежащего утверждения кадастровой стоимости и внесения изменений в него постановлением от 26.02.2009 N 188, оно подлежит применению лишь со следующего налогового периода по правилам статьи 5 Налогового кодекса, то есть с 01.01.2010.
В указанной связи апелляционной коллегией также отклоняется довод апелляционной жалобы относительно наличия у налогоплательщика возможности исчислить и уплатить свои налоговые обязательства в части земельного налога надлежащим образом в соответствии с доведенными до него данными.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционные жалобы не содержат, в силу чего удовлетворению не подлежат.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.10.2013 по делу N А64-4193/2013 отмене не подлежит.
Поскольку на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 18.10.2013 по делу N А64-4193/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)