Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Хаменкова В.Б.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Радиофизика" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского городского суда от 20 мая 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя ПАО "Радиофизика" Власовой Э.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Карасевой И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Журавлевой Н.М., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП (далее - постановление правительства Москвы N 700-ПП) утвердило Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64).
Постановление правительства Москвы N 700-ПП опубликовано 28 ноября 2014 г. на официальном сайте правительства Москвы (http://www.mos.ru), и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы", N 67.
В Перечень включено здание с кадастровым номером 77:08:0003004:1026, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 10 (пункт 4678).
Публичное акционерное общество "Радиофизика" (далее - ПАО "Радиофизика", общество) обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 4678 Перечня со дня его принятия. В обоснование заявленных требований указало, что принадлежащие обществу нежилые помещения в спорном здании не отвечают признакам объекта нежилого фонда, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенными пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Тем самым на общество неправомерно возложена обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 20 мая 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ПАО "Радиофизика" просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение.
Относительно апелляционной жалобы правительство Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы и прокуратура города Москвы представили возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующим выводам.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.
Указанными объектами недвижимого имущества являются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ).
В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с названными положениям НК РФ фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения указанных объектов.
Пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, относятся, в том числе, отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно статье 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ (в редакции названного Федерального закона), установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок). Согласно пункту 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановление правительства Москвы N 700-ПП принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.
Здание с кадастровым номером 77:08:0003004:1026 общей площадью 22 223,2 кв. м, в котором ПАО "Радиофизика" является собственником нежилых помещений общей площадью 21 604,7 кв. м, расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого установлен как "эксплуатация научно-исследовательских, лабораторно-конструкторских и производственных корпусов". Здание включено в пункт 4678 Перечня.
Согласно акту обследования фактического использования названного здания от 23 июня 2014 г., составленного Госинспекцией в соответствии с положениями Порядка, 33,5% общей площади здания используются для размещения офисов, 58,8% используются под административно-производственные помещения, 6,7% для размещения объектов общественного питания, 1% для размещения объектов бытового обслуживания.
В судебном заседании суда первой инстанции был допрошен в качестве свидетеля инспектор Госинспекции, который полностью подтвердил сведения, изложенные им в акте.
Заявителем не представлено каких-либо доказательств, которые бы объективно свидетельствовали об ином фактическом использовании, принадлежащих ему нежилых помещений.
Общая площадь здания составляет более 2 000 кв. м, помещения в нем фактически используются в целях административного назначения, размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания, что соответствует требованиям пункта 2 статьи 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 НК РФ.
Судебная коллегия отмечает, что буквальное толкование подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ во взаимной связи с положениями пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, позволяет сделать вывод, что если собственниками административно-делового центра или торгового центра (комплекса), являются несколько лиц, то каждый собственник уплачивает налог исходя из кадастровой стоимости помещения, собственником которого он является. При этом если принадлежащие собственнику нежилые помещения, расположенные в здании, отвечающем признакам административно-делового центра или торгового центра (комплекса), фактически не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, то налог на имущество организаций уплачивается таким собственником, также исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему нежилых помещений.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Московского городского суда от 20 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Радиофизика" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.09.2015 N 5-АПГ15-49
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 сентября 2015 г. N 5-АПГ15-49
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Хаменкова В.Б.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Радиофизика" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского городского суда от 20 мая 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя ПАО "Радиофизика" Власовой Э.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Карасевой И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Журавлевой Н.М., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП (далее - постановление правительства Москвы N 700-ПП) утвердило Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64).
Постановление правительства Москвы N 700-ПП опубликовано 28 ноября 2014 г. на официальном сайте правительства Москвы (http://www.mos.ru), и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы", N 67.
В Перечень включено здание с кадастровым номером 77:08:0003004:1026, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 10 (пункт 4678).
Публичное акционерное общество "Радиофизика" (далее - ПАО "Радиофизика", общество) обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 4678 Перечня со дня его принятия. В обоснование заявленных требований указало, что принадлежащие обществу нежилые помещения в спорном здании не отвечают признакам объекта нежилого фонда, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенными пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Тем самым на общество неправомерно возложена обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 20 мая 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ПАО "Радиофизика" просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение.
Относительно апелляционной жалобы правительство Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы и прокуратура города Москвы представили возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующим выводам.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.
Указанными объектами недвижимого имущества являются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ).
В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания и (или) предназначенное для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с названными положениям НК РФ фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения указанных объектов.
Пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, относятся, в том числе, отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно статье 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ (в редакции названного Федерального закона), установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок). Согласно пункту 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановление правительства Москвы N 700-ПП принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.
Здание с кадастровым номером 77:08:0003004:1026 общей площадью 22 223,2 кв. м, в котором ПАО "Радиофизика" является собственником нежилых помещений общей площадью 21 604,7 кв. м, расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого установлен как "эксплуатация научно-исследовательских, лабораторно-конструкторских и производственных корпусов". Здание включено в пункт 4678 Перечня.
Согласно акту обследования фактического использования названного здания от 23 июня 2014 г., составленного Госинспекцией в соответствии с положениями Порядка, 33,5% общей площади здания используются для размещения офисов, 58,8% используются под административно-производственные помещения, 6,7% для размещения объектов общественного питания, 1% для размещения объектов бытового обслуживания.
В судебном заседании суда первой инстанции был допрошен в качестве свидетеля инспектор Госинспекции, который полностью подтвердил сведения, изложенные им в акте.
Заявителем не представлено каких-либо доказательств, которые бы объективно свидетельствовали об ином фактическом использовании, принадлежащих ему нежилых помещений.
Общая площадь здания составляет более 2 000 кв. м, помещения в нем фактически используются в целях административного назначения, размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания, что соответствует требованиям пункта 2 статьи 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьи 378.2 НК РФ.
Судебная коллегия отмечает, что буквальное толкование подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ во взаимной связи с положениями пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, позволяет сделать вывод, что если собственниками административно-делового центра или торгового центра (комплекса), являются несколько лиц, то каждый собственник уплачивает налог исходя из кадастровой стоимости помещения, собственником которого он является. При этом если принадлежащие собственнику нежилые помещения, расположенные в здании, отвечающем признакам административно-делового центра или торгового центра (комплекса), фактически не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, то налог на имущество организаций уплачивается таким собственником, также исходя из кадастровой стоимости принадлежащих ему нежилых помещений.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Московского городского суда от 20 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Радиофизика" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)