Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2015 ПО ДЕЛУ N А51-27993/2014

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2015 г. по делу N А51-27993/2014


Резолютивная часть постановления оглашена 05 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Скрипки,
судей Д.А. Глебова, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.О. Филипповой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Центрального банка Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-1267/2015
на решение от 25.12.2014
судьи Е.Н. Шалагановой
по делу N А51-27993/2014 Арбитражного суда Приморского края
по иску закрытого акционерного общества "Дальневосточный судомеханический завод" (ИНН 2508011006, ОГРН 1022500697394; дата регистрации: 28.12.1992; юридический адрес: 692939, Приморский край, г. Находка, ул. Ленинская, д. 2А)
к Центральному банку Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020; дата регистрации: 10.01.2003; юридический адрес: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12)
о признании приказа незаконным, обязании восстановить нарушенные права, при участии:
от истца - Янивец Н.И. по доверенности от 12.01.2015 сроком действия до 31.12.2015, паспорт,
от ответчика - Золоторева А.Д. по доверенности от 27.01.2015 сроком действия до 28.01.2018, паспорт.

установил:

Закрытое акционерное общество "Дальневосточный судомеханический завод" (далее - ЗАО "ДВСМЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Главному управлению Центрального Банка Российской Федерации по Приморскому краю о признании недействующим Приказа Главного Управления по Приморскому краю Центрального Банка Российской Федерации от 10.09.2014 N ОДТ-1282 "Об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций обыкновенных именных бездокументарных закрытого акционерного общества "ДВСМЗ", признании указанного дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации", а также об обязании Управления по Приморскому краю Центрального Банка Российской Федерации зарегистрировать путем издания приказа о государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг закрытого акционерного общества "ДВСМЗ" (акции обыкновенные именные бездокументарные в количестве 93 475 штук, номинальной стоимостью 0 (ноль) рублей 10 (десять) копеек каждая, способ размещения - закрытая подписка, государственный регистрационный номер 1-01-30541-F-001D, дата государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг: 23 мая 2014 года).
В ходе рассмотрения дела истец уточнил наименование ответчика по делу, указав ответчиком Центральный Банк Российской Федерации, а также заявил ходатайство об уточнении исковых требований в части, касающейся восстановления прав заявителя, нарушенных оспариваемым Приказом: просил обязать Центральный Банк Российской Федерации зарегистрировать путем издания приказа о государственной регистрации отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг ЗАО "ДВСМЗ". Руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд принял уточнение заявленных требований как не противоречащее закону и не нарушающее права других лиц.
Решением суда от 25.12.2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, Центральный Банк Российской Федерации обратился с апелляционной жалобой об его отмене. Со ссылкой на материалы судебной арбитражной практики, привел доводы о нарушении эмитентом (истцом) порядка одобрения сделки, в совершении которой имелась заинтересованность, а также внесении в отчет недостоверной информации об отсутствии необходимости ее одобрения.
В отзыве на апелляционную жалобу истец выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считал обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции судом заслушаны пояснения представителей лиц, участвующих в деле. Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель истца на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены оспариваемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из устава ЗАО "ДВСМЗ", утвержденного общим собранием акционеров 24.02.2014, уставный капитал Общества составляет 9 529 рублей и состоит из обыкновенных именных акций в количестве 95 290 акций номинальной стоимостью 10 копеек каждая.
В соответствии с пунктом 4.6 устава общество вправе увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций по решению общего собрания акционеров. Согласно пункту 4.2 устава дополнительно к уже размещенным акциям общество вправе разместить 952 900 штук обыкновенных акций в именной бездокументарной форме номинальной стоимостью 10 копеек каждая (объявленные акции). Объявленные акции предоставляют те же права, что и ранее размещенные акции соответствующей категории (типа). Порядок и условия размещения обществом объявленных акций определяются на основе решения общего собрания акционеров.
Из материалов дела следует, что 05.03.2014 общим собранием акционеров ЗАО "ДВСМЗ" принято решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций из числа объявленных акций номинальной стоимостью 10 копеек каждая на общую сумму номинальной стоимости акций 95 290 рублей посредством закрытой подписки среди всех акционеров общества, пропорционально количеству принадлежащих им обыкновенных именных бездокументарных акций на следующих условиях: количество размещаемых обыкновенных именных бездокументарных акций - 952 900 штук. Способ размещения - закрытая подписка только среди акционеров общества. Порядок размещения акций: акции дополнительного выпуска размещаются посредством закрытой подписки только среди акционеров целого числа акций пропорционально количеству принадлежащих им акций.
Общим собранием акционеров ЗАО "ДВСМЗ" 25.04.2014 утверждено решение о дополнительном выпуске акций.
В порядке исполнения указанного решения общего собрания акционеров общество обратилось в Главное управление ЦБ РФ по Приморскому краю с заявлением о регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг.
Главное управление ЦБ РФ по Приморскому краю 23.05.2014 осуществило государственную регистрацию выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО "ДВСМЗ", размещаемых путем закрытой подписки в количестве 952 900 штук общей номинальной стоимостью 95 290 рублей, выпуску акций присвоен государственный регистрационный номер: 1-01-30541F-001D.
Согласно представленному в материалы дела списку внутренних почтовых отправлений уведомление о возможности приобретения акционерами целого числа размещаемых путем закрытой подписки ценных бумаг, пропорционально количеству принадлежащих им акций, направлено в адрес акционеров общества 03.06.2014.
В соответствии со справкой от 22.07.2014 N 526 об оплате ценных бумаг, размещаемых путем подписки, правом покупки акций воспользовался один акционер - Акционерная компания с ограниченной ответственностью "Азиана Групп Корпорейшн лимитед". Количество размещенных акций выпуска - 934 750 штук, 18 150 акций не размещены.
ЗАО "ДВСМЗ" 22.07.2014 обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации отчета об итогах выпуска акций.
Приказом от 10.09.2014 N ОДТ-1282 ответчик отказал в государственной регистрации отчета и признал дополнительный выпуск ценных бумаг несостоявшимся, аннулировав его государственную регистрацию.
Уведомлением от 12.09.2014 N 27-3/14214 ответчик направил обществу Приказ от 10.09.2014 N ОДТ-1282 "Об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций обыкновенных именных бездокументарных ЗАО "ДВСМЗ", признании указанного дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации".
Не согласившись с вышеуказанным приказом регистрирующего органа, ЗАО "ДВСМЗ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулирует Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон о рынке ценных бумаг).
Согласно пункту 1 статьи 19 указанного Закона процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, включает в себя, в том числе, этап государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (пункт 1 статьи 25 упомянутого Федерального закона).
Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется Банком России на основании заявления эмитента. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия размещения эмиссионных ценных бумаг, утверждения отчета об итогах их выпуска, раскрытия информации, и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении эмиссионных ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативным актом Банка России. Банк России рассматривает отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 14 дней и при отсутствии связанных с эмиссией ценных бумаг нарушений регистрирует его (пункт 7 статьи 25 Федерального закона о рынке ценных бумаг).
Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты, утратили силу с 10.01.2015, а потому применяется к спорным правоотношениям) регулируют эмиссию акций, опционов эмитента, российских депозитарных расписок и облигаций юридических лиц, а также порядок регистрации проспектов указанных ценных бумаг.
Пунктом 6.5.1 Стандартов установлено, что для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещенных путем подписки, в регистрирующий орган дополнительно представляются копии протоколов (выписок из протоколов) собраний (заседаний) уполномоченного органа управления эмитента, принявшего решение об одобрении сделок по размещению ценных бумаг, в совершении которых имелась заинтересованность.
В представленном отчете об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг эмитента должна быть указана информация о совершенных в процессе размещения ценных бумаг сделках, в совершении которых имелась заинтересованность (пункт 2.6.4 Стандартов, приложение 8 (1) к Стандартам).
Неисполнение эмитентом требований регистрирующего органа об устранении допущенных в ходе эмиссии ценных бумаг нарушений законодательства Российской Федерации является одним из оснований принятия решения об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (пункт 2.8.16 Стандартов в редакции Приказа ФСФР России от 04.07.2013 N 13-55/пз-н).
Отказ регистрирующего органа в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг является основанием для признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся. Признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся влечет аннулирование государственной регистрации выпуска ценных бумаг (пункты 4.1, 6.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45, далее - Положение).
В рассматриваемом случае Управление Центробанка России пришло к выводу о том, что ЗАО "ДВСМЗ" совершило сделки по размещению дополнительных акций, в совершении которых имеется заинтересованность, но не приняло решение об их одобрении, не представило его в регистрирующий орган и не отразило сведения о сделках в отчете об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, чем нарушило пункт 1 статьи 83 Федерального закона от 29.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон об акционерных обществах), пункты 2.6.4 и 6.5.1 Стандартов.
Согласно пункту 1 статьи 83 Федерального закона об акционерных обществах сделки, в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, члена коллегиального исполнительного органа общества или акционера общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, совершаются обществом в соответствии с положениями главы XI данного Закона.
Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица: являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке; владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке; занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица; в иных случаях, определенных уставом общества.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, требует одобрения в порядке, установленном статьей 83 Федерального закона об акционерных обществах.
Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров большинством голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров - владельцев голосующих акций в следующих случаях: если предметом сделки является имущество, стоимость которого составляет 2 и более процентов стоимости активов общества; если сделка является размещением посредством подписки или реализацией акций, составляющих более 2 процентов обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции; если сделка является размещением посредством подписки эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляющие более 2 процентов обыкновенных акций, ранее размещенных обществом (пункт 4 статьи 83 Федерального закона об акционерных обществах).
Пунктом 2 статьи 81 Федерального закона об акционерных обществах предусмотрено, что положения главы XI закона не применяются к сделкам, в совершении которых заинтересованы все акционеры общества; при осуществлении преимущественного права приобретения размещаемых обществом акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции (статья 40 Федерального закона об акционерных обществах).
Понятие заинтересованности в сделке означает заинтересованность конкретного лица в определении условий сделки, выборе контрагента, определении цены сделки, обусловленную его личным материальным и иным интересом, не совпадающим с интересами большинства акционеров или общества в целом. Это направлено на предупреждение возможных злоупотреблений со стороны заинтересованных лиц при совершении сделки в силу их положения и собственных интересов и на защиту прав остальных (незаинтересованных) акционеров.
При размещении дополнительного выпуска акций условия сделок, касающиеся цены ценных бумаг, для всех акционеров являются одинаковыми, интересы всех акционеров совпадают и направлены на увеличение уставного капитала.
Статья 40 Федерального закона об акционерных обществах регламентирует преимущественное право приобретения ценных бумаг, размещаемых посредством закрытой подписки. Акционеры общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций.
Акционеры общества, которые голосовали против или не принимали участия в голосовании по вопросу о размещении посредством закрытой подписки акций, имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).
Такой механизм позволяет акционеру сохранить размер своей доли в уставном капитале общества и права, предоставленные ему законом.
Судом установлено, что дополнительный выпуск акций размещался по закрытой подписке и только среди акционеров ЗАО "ДВСМЗ". Акционеры, приняв решение об увеличении уставного капитала, выразили согласие как на увеличение уставного капитала, так и на условия, применяемые при таком увеличении. Каждый акционер знал, кому будут размещаться акции дополнительного выпуска и какое количество ценных бумаг распределяется определенному лицу. При этом все акционеры имели равные права на увеличение своего пакета акций пропорционально количеству принадлежащих им акций, цена приобретения акций для всех акционеров являлась одинаковой.
Следовательно, все акционеры ЗАО "ДВСМЗ" были заинтересованы в проводимой посредством закрытой подписки эмиссии дополнительных акций.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что положения статьи 81 Федерального закона об акционерных обществах об ограничениях, связанных с заинтересованностью, в данном случае не применяются, а потому оспариваемый истцом приказ регистрирующего органа не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы истца сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ подлежал признанию незаконным.
Указанное, в свою очередь, обусловило законный, соответствующий требованиям статей 201 АПК РФ, 20 Закона о рынке ценных бумаг, вывод суда первой инстанции об обязании Центробанка России осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг ЗАО "ДВСМЗ"
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выводы суда первой инстанции не опровергают. Иное толкование заявителем положений корпоративного законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Ссылка заявителя на судебный акт по конкретному арбитражному делу не подтверждает отсутствия единообразной практики, поскольку он принят по обстоятельствам, не являющимся тождественными настоящему спору.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Центральный Банк России освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.12.2014 по делу N А51-27993/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Н.А.СКРИПКА

Судьи
Д.А.ГЛЕБОВ
С.М.СИНИЦЫНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)