Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 года
В полном объеме постановление изготовлено 02 декабря 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25.11.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.08.2013 по делу N А65-6661/2013 (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Комбытсервис" (ИНН 1653006793, ОГРН 1021602825980), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
от Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Татарстан - Альмухаметов И.Н. (доверенность от 14.08.2013 N 2.4-08/24933),
от ОАО "Комбытсервис" - Халиуллин Р.Н. (доверенность от 06.05.2013),
от УФНС России по Республике Татарстан представители не явились, извещено надлежащим образом,
установил:
открытое акционерное общество "Комбытсервис" (далее - ОАО "Комбытсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 20.02.2013 N 2.13-09/2/150 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением от 07.08.2013 по делу N А65-6661/2013 Арбитражный суд Республики Татарстан признал оспариваемое решение налогового органа недействительным и обязал его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В апелляционной жалобе налоговый орган просил отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению налогового органа, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ОАО "Комбытсервис" в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
Рассмотрение дела было отложено с 29.10.2013 на 25.11.2013. При этом сторонам было предложено представить расчет земельного налога исходя из сведений о кадастровой стоимости, содержащихся в постановлении Кабинета министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Стороны представили дополнительные пояснения по делу.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, которое надлежащим образом извещалось о времени и месте проведения судебных заседаний.
В судебных заседаниях представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, а также по основаниям, приведенным в дополнении к жалобе.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве и в дополнении к нему.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, дополнительных письменных пояснениях, выступлениях представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации ОАО "Комбытсервис" по земельному налогу за 2011 год налоговый орган принял решение от 20.02.2013 N 2.13-09/2/150 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения.
Этим решением налоговый орган, в частности, дополнительно начислил земельный налог в сумме 181693 руб., посчитав, что общество неверно определило кадастровую стоимость земельных участков за 2011 год, вследствие чего уменьшило налоговую базу на 19350710 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан от 20.03.2013 N 2.14-0-18/005934@, принятым по апелляционной жалобе общества, указанное решение налогового органа оставлено без изменения.
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
По данным налогового органа, стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:10, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Габдуллы Тукая, дом 103 (литеры А, А1), составила 33899640 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:30, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Габдуллы Тукая, - 9921753 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:011411:3, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Павлюхина, д. 41А (литеры А, Б, Б1, Б2, Б3, Б4), - 17068939 руб.
В уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год общество указало следующую кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков: земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:10-21525600 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:30-6080662 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:011411:3-13933360 руб., что соответствует рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 389 НК РФ, объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи (то есть за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка).
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 14 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 Постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан", Постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Вышеуказанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
В Определении Конституционного Суд Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О указано, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что указанный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Поскольку налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Указанные выводы суда первой инстанции согласуются с выводами, содержащимися в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11 и от 21.09.2010 N 4453/10, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.04.2013 по делу N А65-19393/2012.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год общество правомерно руководствовалось кадастровой стоимостью земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012.
Как уже указано, пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Из материалов рассматриваемого дела видно, что на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 изменения в сведения о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков внесены филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан в государственный кадастр 05.08.2012.
Однако указанный ошибочный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного судебного решения, поскольку исходя из тех сведений о кадастровой стоимости трех вышеуказанных земельных участков, которые содержатся в постановлении Кабинета министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани" (соответственно 53736000 руб., 1123054 руб. и 40133590 руб.), и из ставки земельного налога в размере 0,4%, установленной решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге" по отношению к кадастровой стоимости, которая была определена данным постановлением, у налогового органа не имелось оснований для дополнительного начисления обществу оспариваемым решением земельного налога за 2011 год в сумме 181693 руб.
Доказательств того, что общество не уплатило земельный налог за 2011 год, рассчитанный исходя из указанных кадастровой стоимости и ставки, налоговый орган не представил.
Ссылка налогового органа на решение Казанской городской Думы от 03.03.2011 N 14-4 "О внесении изменений в решение Представительного органа муниципального образования города Казани "О земельном налоге", которым с 01.01.2011 были установлены ставки более высокие ставки земельного налога - в размере 0,8% (для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) и в размере 1,5% (для прочих земельных участков), не может быть принята во внимание, поскольку в рассматриваемом случае это нормативный акт не подлежит применению в силу вышеприведенных положений статьи 5 НК РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции оставляет решение суда первой инстанции без изменения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 августа 2013 года по делу N А65-6661/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.12.2013 N 11АП-17311/2013 ПО ДЕЛУ N А65-6661/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2013 г. по делу N А65-6661/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 года
В полном объеме постановление изготовлено 02 декабря 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25.11.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.08.2013 по делу N А65-6661/2013 (судья Сальманова Р.Р.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Комбытсервис" (ИНН 1653006793, ОГРН 1021602825980), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
от Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Татарстан - Альмухаметов И.Н. (доверенность от 14.08.2013 N 2.4-08/24933),
от ОАО "Комбытсервис" - Халиуллин Р.Н. (доверенность от 06.05.2013),
от УФНС России по Республике Татарстан представители не явились, извещено надлежащим образом,
установил:
открытое акционерное общество "Комбытсервис" (далее - ОАО "Комбытсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 20.02.2013 N 2.13-09/2/150 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
Решением от 07.08.2013 по делу N А65-6661/2013 Арбитражный суд Республики Татарстан признал оспариваемое решение налогового органа недействительным и обязал его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В апелляционной жалобе налоговый орган просил отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению налогового органа, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ОАО "Комбытсервис" в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
Рассмотрение дела было отложено с 29.10.2013 на 25.11.2013. При этом сторонам было предложено представить расчет земельного налога исходя из сведений о кадастровой стоимости, содержащихся в постановлении Кабинета министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани".
Стороны представили дополнительные пояснения по делу.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, которое надлежащим образом извещалось о времени и месте проведения судебных заседаний.
В судебных заседаниях представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, а также по основаниям, приведенным в дополнении к жалобе.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве и в дополнении к нему.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, дополнительных письменных пояснениях, выступлениях представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации ОАО "Комбытсервис" по земельному налогу за 2011 год налоговый орган принял решение от 20.02.2013 N 2.13-09/2/150 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового нарушения.
Этим решением налоговый орган, в частности, дополнительно начислил земельный налог в сумме 181693 руб., посчитав, что общество неверно определило кадастровую стоимость земельных участков за 2011 год, вследствие чего уменьшило налоговую базу на 19350710 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан от 20.03.2013 N 2.14-0-18/005934@, принятым по апелляционной жалобе общества, указанное решение налогового органа оставлено без изменения.
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2011 год применению подлежала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан".
По данным налогового органа, стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:10, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Габдуллы Тукая, дом 103 (литеры А, А1), составила 33899640 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:30, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Габдуллы Тукая, - 9921753 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:011411:3, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Павлюхина, д. 41А (литеры А, Б, Б1, Б2, Б3, Б4), - 17068939 руб.
В уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год общество указало следующую кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков: земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:10-21525600 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:011724:30-6080662 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:011411:3-13933360 руб., что соответствует рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 389 НК РФ, объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи (то есть за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка).
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 14 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 Постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан", Постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Вышеуказанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5 и, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
В Определении Конституционного Суд Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О указано, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что указанный порядок в полной мере применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Поскольку налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Указанные выводы суда первой инстанции согласуются с выводами, содержащимися в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11 и от 21.09.2010 N 4453/10, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.04.2013 по делу N А65-19393/2012.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что при исчислении земельного налога за 2011 год общество правомерно руководствовалось кадастровой стоимостью земельных участков, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012.
Как уже указано, пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.
Из материалов рассматриваемого дела видно, что на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.06.2012 по делу N А65-10229/2012 изменения в сведения о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков внесены филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан в государственный кадастр 05.08.2012.
Однако указанный ошибочный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного судебного решения, поскольку исходя из тех сведений о кадастровой стоимости трех вышеуказанных земельных участков, которые содержатся в постановлении Кабинета министров Республики Татарстан от 05.10.2005 N 478 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель по г. Казани" (соответственно 53736000 руб., 1123054 руб. и 40133590 руб.), и из ставки земельного налога в размере 0,4%, установленной решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29.11.2005 N 2-3 "О земельном налоге" по отношению к кадастровой стоимости, которая была определена данным постановлением, у налогового органа не имелось оснований для дополнительного начисления обществу оспариваемым решением земельного налога за 2011 год в сумме 181693 руб.
Доказательств того, что общество не уплатило земельный налог за 2011 год, рассчитанный исходя из указанных кадастровой стоимости и ставки, налоговый орган не представил.
Ссылка налогового органа на решение Казанской городской Думы от 03.03.2011 N 14-4 "О внесении изменений в решение Представительного органа муниципального образования города Казани "О земельном налоге", которым с 01.01.2011 были установлены ставки более высокие ставки земельного налога - в размере 0,8% (для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) и в размере 1,5% (для прочих земельных участков), не может быть принята во внимание, поскольку в рассматриваемом случае это нормативный акт не подлежит применению в силу вышеприведенных положений статьи 5 НК РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции оставляет решение суда первой инстанции без изменения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 августа 2013 года по делу N А65-6661/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)