Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 12.03.2015 N Ф09-444/15 ПО ДЕЛУ N А60-32032/2014

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2015 г. N Ф09-444/15

Дело N А60-32032/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Жаворонкова Д.В., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сухоложский огнеупорный завод" (ИНН: 6633000665, ОГРН: 1026601871207; далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2014 по делу N А60-32032/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества - Порядин О.В. (доверенность от 05.01.2015 N 21.07-11);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Свердловской области (далее - налоговый орган, инспекция) - Ванюхина О.В. (доверенность от 12.01.2015 N 2).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 22.05.2014 N 75.
Решением суда от 15.09.2014 (судья Иванова С.О.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению заявителя жалобы, исчисление земельного налога должно осуществляться с применением кадастровой стоимости, равной рыночной за тот налоговый период, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости и вынесено решение суда. Примененный налоговый органом и поддержанный судами расчет налога противоречит налоговому законодательству.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган выразил согласие с принятыми по делу судебными актами, просит оставить их без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом 15.01.2014 представлена в налоговый орган первичная налоговая декларация (расчет) по земельному налогу за 2013 год.
По результатам проверки данной декларации налоговым органом составлен акт проверки от 10.04.2014 N 1982, которым установлен факт неуплаты налогоплательщиком земельного налога.
На основании акта вынесено решение от 22.05.2014 N 75 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 1 056 464 руб. и начислены пени в сумме 18 172 руб. 67 коп.
Не согласившись с выводами налогового органа, общество обратилось с апелляционной жалобой на решение в Управление Федеральной налоговой службы России по Свердловской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области от 10.07.2014 N 809/14 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции от 22.05.2014 N 75 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение в части доначисления земельного налога в сумме 1 056 464 руб. и начисления пени по налогу в сумме 18 172 руб. 67 коп. является незаконным, налогоплательщик обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о том, что применение рыночной стоимости, установленной решением арбитражного суда, возможно с момента вступления в силу судебного акта.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что заявитель имеет в собственности 15 земельных участков.
В силу п. 1 ст. 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 Кодекса).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 Кодекса).
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В силу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.
В силу ст. 396 Кодекса органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе спорных земельных участков.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кадастровая стоимость земельного участка, определенная решением суда как равная его рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере.
Статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости (земельного участка) должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.10.2013 по делу N А60-31768/2013 кадастровая стоимость спорных земельных участков заявителя признана равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010.
При исчислении земельного налога за 2013 г. по спорным земельным участкам налогоплательщик определил облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной их рыночной стоимости, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.10.2013 по делу N А60-31768/2013.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, при исчислении обществом земельного налога за 2013 г. в отношении принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами 66:63:0101022:934, 66:63:0101022:632, 66:63:0101022:716, 66:63:0101022:935, 66:63:0101022:936, 66:63:0101022:937, 66:63:0101022:938, 66:63:0101022:939, 66:63:0101022:940, 66:63:0101022:941, 66:63:0101022:942, 66:63:0101022:943, 66:63:0101022:944, 66:63:0101022:945 за период с 01 января 2013 года по 10 ноября 2013 года подлежала применению кадастровая стоимость, определенная на основании результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, с 11 ноября 2013 года по 31 декабря 2013 года - кадастровая стоимость, установленная решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.10.2013 по делу N А60-31768/2013.
Таким образом, судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании соответствующих норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.09.2014 по делу N А60-32032/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сухоложский огнеупорный завод" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Сухоложский огнеупорный завод" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 13.01.2015 N 29138.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Судьи
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Ю.В.ВДОВИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)