Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА ОТ 24.12.2014 ПО ДЕЛУ N А83-519/2014(901/519/14)

Разделы:
Земельный налог; Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2014 г. по делу N А83-519/2014(901/519/14)


Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.14
Постановление изготовлено в полном объеме 24.12.14
Севастопольский апелляционный хозяйственный суд в составе:
председательствующего Евдокимова И.В.,
судей Фенько Т.П.,
Остаповой Е.А.,
при ведении протокола секретарем Лепехиной Е.Ю.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
рассмотрев апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Сантехпром" на решение хозяйственного суда Республики Крым от 17.03.2014 по делу N А83-519/2014 (901/519/14) (судья Радвановская Ю.А.)
по иску Заместителя прокурора в лице Симферопольского городского совета (ул. Толстого, 15,Симферополь,295000)
к Публичному акционерному обществу "Сантехпром" (ул. Киевская, 41,Симферополь,295017)
о внесении изменений в договор аренды земли

установил:

Заместитель прокурора города Симферополя в лице Симферопольского городского совета обратился в хозяйственный суд Республики Крым с иском к Публичному акционерному обществу "Сантехпром" о внесении изменений в договор аренды земли.
Решением хозяйственного суда Республики Крым от 17 марта 2014 года исковые требования удовлетворены полностью.
Внесены изменения в договор аренды земельного участка от 20 декабря 2007 года, заключенного между Симферопольским городским советом и публичным акционерным обществом "Сантехпром", в отношении земельного участка, площадью 0.6864 га, который находится по адресу: Украина, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Битакская/ул. Комсомольская, 15/3, кадастровый номер 01101000 00: 02: 021: 0055, и зарегистрирован в Крымском региональном филиале ГП "Центр ГЗК при Горкомземе Украины" в Книге записей регистрации договоров аренды земли Киевского района за N 040800100028 от 13 мая 2008, изложив пункты договора в следующей редакции: Пункт 2.2: "Нормативная денежная оценка земельного участка составляет 3105548.16 грн., (Три миллиона сто пять тысяч пятьсот сорок восемь гривен 16 копеек) начиная со дня вступления в законную силу судебного решения, которым внесены изменения". Пункт 4.1: "Арендная плата за земельный участок устанавливается в размере 93144.48 грн. (девяносто три тысячи сто сорок четыре гривны 48 копеек) в год и вносится в денежной форме следующим образом: ежемесячно до 30 числа месяца, следующего за расчетным - 7762.04 грн. (семь тысяч семьсот шестьдесят две гривны 04 копейки), начиная со дня вступления в законную силу судебного решения, которым внесены изменения. Расчет арендной платы является неотъемлемым приложением к договору (приложение N 1)".
Не согласившись с указанным решением суда, Публичное акционерное общество "Сантехпром" обратилось в Севастопольский апелляционный хозяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Апелляционную жалобу заявитель мотивировал ссылкой на статьи 148 и 150 АПК РФ, а именно указывает, что заявление прокурора следовало оставить без рассмотрения, поскольку оспариваемой сделкой не нарушались публичные интересы, на которые указывает прокурор в своем обращении.
В судебное заседание 17 декабря 2014 года лица участвующие в деле не явились, о дне и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежаще, заблаговременно.
До начала судебного заседания от ПАО "Сантехпром" поступило ходатайство, в котором ответчик просит отложить судебное разбирательство по делу.
Ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия сочла достаточным объем доказательств для рассмотрения дела по существу в отсутствие лиц участвующих в деле.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
20 декабря 2007 между Симферопольским городским советом (арендодатель) и публичным акционерным обществом "Сантехпром" (арендатор) во исполнение решения двадцать пятой сессии 5 созыва Симферопольского городского совета N 352 от 21 августа 2007 заключен договор аренды земли, который зарегистрирован в Крымской региональной дирекции филиала ГП "Центр ГЗК при Госкомземе Украины" в Книге записей регистрации договоров аренды земли Киевского района по N 040800100028 от 13 мая 2008 года.
В соответствии с пунктом 1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для обслуживания административно - производственного здания, которое находится по адресу: г. Симферополь, Республика Крым, Украина, ул. Битакская/ул. Комсомольская, 15/3, план (схема) которого является неотъемлемой частью договора, кадастровый номер 01101000 00: 602: 021: 0055.
Нормативная денежная оценка земельного участка составляет 969604.86 грн. (пункт 2.2 договора).
Согласно пункту 4.1 договора арендная плата за земельный участок устанавливается и вносится арендатором в размере 52303.68 грн. за 1 год и перечисляется ежемесячно в размере 4358.64 грн. (с изменениями, внесенными дополнительным договором от 31 января 2011 года, зарегистрированным в Управлении земельных ресурсов городского совета от 14 февраля 2011 года).
В соответствии с пунктом 4.3 договора размер арендной платы может быть пересмотрен по соглашению сторон и в случаях изменения условий хозяйствования, ухудшение состояния земельного участка не по вине арендодателя и арендатора, в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Договор заключен на 49 лет (пункт 3.1 договора).
Решением сессии Симферопольского городского совета "Об утверждении нормативной денежной оценки земель г.. Симферополь" от 30 июня 2011 N 177 утверждена техническая документация по нормативной денежной оценке земель г.. Симферополя и введена в действие новая нормативная денежная оценка земель г.. Симферополя с 1 января 2012 по 1 июля 2018, а также установлен размер арендной платы за земельные участки в размере трехкратного размера земельного налога в соответствии с Налоговым кодексом Украины.
Указанное решение совета N 177 было опубликовано в средствах массовой информации - газете "Южная столица" N 27 от 8 июля 2011.
12 февраля 2013 Симферопольский городской совет в адрес публичного акционерного общества "Сантехпром" письмом исх. N 134/24/01-57 направил проект дополнительного соглашения, который был получен 14 февраля 2013 года, что подтверждается соответствующей отметкой представителя ответчика на указанном письме.
Однако какого-либо ответа на предложение заключить дополнительное соглашение ответчиком представлено не было.
Судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
На момент возникновения спорных правоотношений действовали нормативные акты Украины, которые в связи с этим подлежат применению при разрешении данного спора в суде.
Согласно части 1 статьи 626 Гражданского кодекса Украины договором признается соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Статьей 13 Закона Украины "Об аренде земли" определено, что договор аренды земли - это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требований земельного законодательства.
Существенными условиями договора аренды земли, согласно статье 15 Закона Украины "Об аренде земли" является, в частности, арендная плата с указанием ее размера, индексации, форм платежа, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Закона Украины "Об аренде земли" форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды.
Частью 1 статьи 651 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что изменение или расторжение договора допускается только по соглашению сторон, если иное не установлено договором или законом.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона Украины "Об аренде земли" изменения условий договора аренды земли осуществляется по взаимному согласию сторон. В случае недостижения согласия относительно изменения условий договора аренды земли спор решается в судебном порядке.
Согласно части 632 Гражданского кодекса Украины цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, установленных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Так, основанием для осуществления истцом перерасчета платы за аренду земельного участка явилось решение Симферопольского городского совета "Об утверждении нормативной денежной оценки земель г. Симферополь" от 30 июня 2011 N 177, которым была утверждена техническая документация по нормативной денежной оценке земель г. Симферополя и введена в действие новая нормативная денежная оценка земель г. Симферополя с 01 января 2012 года по 1 июля 2018, а также установлен размер арендной платы за земельные участки в размере трехкратного размера земельного налога в соответствии с Налоговым кодексом Украины.
Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" от 03 июня 2008 года в Закон Украины "Об аренде земли" были внесены изменения, в частности часть 4 статьи 21 изложена в следующей редакции: "Годовая арендная плата за земельные участки которые находятся в государственной или коммунальной собственности, поступает в соответствующие бюджеты, распределяется и используется в соответствии с законом и не может быть меньше: для земель сельскохозяйственного назначения - размера земельного налога, который устанавливается Законом "О плате за землю". Годовая арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, не может превышать 12 процентов их нормативной денежной оценки. При этом в случае определения арендатора на конкурентных началах может быть установлен больший размер арендной платы, чем указанный в этой части". Указанный закон вступил в силу с момента его опубликования - с 04.06.2008 года. В связи с введением в действие Налогового кодекса Украины 2 декабря 2010, Закон Украины "О плате за землю" утратил силу согласно части 2 Заключительных положений Кодекса. Вопрос уплаты налога за землю и оплаты арендной платы за пользование земельным участком с 1 января 2011 регулировались исключительно Налоговым кодексом Украины.
Пунктом 14.1.147 статьи 14 Налогового кодекса Украины определено, что плата за землю - это общегосударственный налог, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.
В соответствии с пунктом 288.1 статьи 288 Налогового кодекса Украины основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка.
Согласно статье 287 Налогового кодекса Украины собственники земли и землепользователи платят налог за землю со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком.
В соответствии со статьей 288 Налогового кодекса Украины размер арендной платы за земельные участки устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа не может быть меньше для земель сельскохозяйственного назначения - размера земельного налога, который устанавливается разделом XIII Налогового Кодекса Украины; для других категорий земель - трехкратного размера земельного налога, который устанавливается разделом XIII Налогового Кодекса Украины, а также не может превышать для земельных участков, предоставленных для размещения, строительства, обслуживания и эксплуатации объектов энергетики, производящих электрическую энергию с восстановленных источников энергии, включая технологическую инфраструктуру таких объектов - 3 процента нормативной денежной оценки; для других земельных участков, предоставленных в аренду - 12 процентов нормативной денежной оценки.
Пунктом 35 статьи 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 года N 280/97-ВР определено, что исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета решаются вопросы, в частности, об утверждении ставок земельного налога в соответствии с Налоговым кодекса Украины.
Аналогичная норма закреплена в части 1 статьи 73 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", согласно которой акты совета, сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе совета, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае ее создания) совета, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, постоянно или временно проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с предписаниями Закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" от 11 сентября 2003 года N 1160 решение Симферопольского городского совета было опубликовано в средствах массовой информации поставив тем самым в известность арендатора.
Как следует из материалов дела, письмом исх. N 134/24/01-57 от 12 февраля 2013 Симферопольский городской совет направлял в адрес публичного акционерного общества "Сантехпром" проект дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды относительно размера арендной платы, который был получен в последнее 14 февраля 2013, что подтверждается соответствующей отметкой представителя ответчика на указанном письме.
Однако, дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 20 декабря 2007 года подписано ответчиком не было.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами истца о том, что его требования о рассмотрении вопроса о внесении изменений в договор аренды может быть реализовано только в судебном порядке, как это и предусмотрели стороны в пункте 7.5.2 спорного договора, поскольку изменение договора в одностороннем порядке не допускается.
Частью 1 статьи 73 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" предусмотрено, что акты совета, сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе совета, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае ее создания) совета, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, постоянно или временно проживающих на соответствующей территории.
Таким образом, принятие Симферопольским городским советом решения об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель г. Симферополя Республики Крым, которое является обязательным для выполнения, являются обстоятельствами, обусловленными сторонами в качестве оснований для пересмотра размера арендной платы.
При этом, следует признать ошибочными утверждения представителя ответчика о том, что единственным основанием для изменения размера арендной платы в соответствии с условиями заключенного сторонами договора является ее индексация.
Кроме того, ссылка заявителя на статьи 148 и 150 АПК РФ об оставлении без рассмотрения заявления прокурора, на основании того, что оспариваемой сделкой не нарушались публичные интересы, на которые указывает прокурор, не принимается судебной коллегией к вниманию, поскольку на момент подачи указанного заявления дествовали нормы Хозяйственного процессуального кодекса Украины.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования прокурора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Севастопольский апелляционный хозяйственный суд

постановил:

1. Апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Сантехпром" на решение хозяйственного суда Республики Крым от 17.03.2014 по делу N А83-519/2014 (901/519/14) оставить без удовлетворения.
2. Решение хозяйственного суда Республики Крым от 17.03.2014 по делу N А83-519/2014 (901/519/14) оставить без изменений.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в соответствии с положениями статьи 9 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" по правилам, предусмотренным главой 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.В.ЕВДОКИМОВ

Судьи
Т.П.ФЕНЬКО
Е.А.ОСТАПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)