Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.04.2015 ПО ДЕЛУ N 3-79/2015

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявителем указано, что он является собственником земельного участка. Заявитель предполагает, что кадастровая стоимость участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, не соответствует рыночной стоимости данного участка, является завышенной.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 апреля 2015 г. по делу N 3-79/2015


Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пыжовой И.А.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Т. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, взыскании судебных расходов,

установил:

Т. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов бытового обслуживания. Кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет *** руб. *** коп.
Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, не соответствует рыночной стоимости данного участка, является завышенной, в результате чего нарушаются его права как собственника участка.
Ссылаясь на п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, ст. 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" полагает, что кадастровая стоимость указанного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки по состоянию на *** года в размере *** рублей.
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** в указанном размере его рыночной стоимости, а также взыскать судебные расходы по составлению отчета о рыночной стоимости земельного участка в размере *** рублей, государственную пошлину в размере *** рублей, всего в размере *** рублей.
В ходе рассмотрения дела Т. заявленные требования изменил, ссылаясь на отчет N *** от *** года об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на *** года, просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере *** рубля.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Архангельской области, Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Т. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В представленном суду отзыве полагали, что требования необоснованно заявлены к органу кадастрового учета.
Заинтересованное лицо администрация МО "Онежский муниципальный район" в судебное заседание своего представителя не направила, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В представленном отзыве на заявление оставили разрешение заявленных требований на усмотрение суда, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО "Онежский муниципальный район".
Заинтересованное лицо Правительство Архангельской области в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В поданном отзыве на заявление указали, что Правительство Архангельской области является ненадлежащим заинтересованным лицом по данному делу.
Представитель Управления Росреестра по АО и НАО в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В представленном отзыве на заявление указали, что Управление Росреестра по АО и НАО является ненадлежащим заинтересованным лицом, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории муниципального образования "Онежское" земельный налог введен решением Совета депутатов МО "Онежское" от 14 ноября 2006 года N 55.
В силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области" утверждены определенные по состоянию на *** года и представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области, включающие: результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области и средний уровень кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Архангельской области.
Как следует из материалов дела, Т. является собственником земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов бытового обслуживания.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет *** года.
Кадастровая стоимость земельного участка определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в соответствии с пунктом 2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года N 222, путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Исходя из утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп удельного показателя кадастровой стоимости для пятого вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) в кадастровом квартале *** в размере *** руб. /кв. м, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** определена органом кадастрового учета в размере *** руб.
Указанная величина внесена в государственный кадастр недвижимости *** года на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу N ***.
Вместе с тем п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно представленному заявителем отчету N *** от *** года, составленному ООО "***" по состоянию на *** года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет *** рубля.
В силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный заявителем отчет соответствует установленным статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" требованиям. Составившее этот отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", его ответственность застрахована в установленном порядке.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости земельного участка, собственником которого является заявитель, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса также не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд считает представленный отчет об оценке допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорного земельного участка.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении земельного участка, собственником которого является заявитель, установлена его рыночная стоимость, величина которой существенно отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права Т., суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу положений ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", влечет возникновение у органа кадастрового учета, в данном случае - филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в Архангельской области и Ненецком автономном округе, обязанности внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
Что касается требований заявителя о взыскании расходов на проведение оценки земельного участка, то суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. ст. 35, 56 ГПК РФ именно заявитель обязан доказать обоснованность своих требований, в данном случае рыночную стоимость земельного участка, в связи с чем расходы заявителя на проведение оценки объекта не подлежат возмещению, поскольку понесены в рамках договорных отношений и в досудебном порядке. При этом необходимость проведения оценки объекта не обусловлена неправомерными действиями заинтересованных лиц.
С учетом изложенного заявленные требования в части взыскания расходов по составлению отчета о рыночной стоимости земельного участка удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем понесенные по делу судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления, в размере *** рублей, подлежат взысканию с филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в силу следующего.
Согласно статье 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В соответствии с приказами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Росреестр) от *** г. N *** федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" переданы Полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. Соответствующие полномочия содержатся также в пунктах 13.1, 13.2 и 13.6 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного приказом Росреестра от *** г. N ***.
Филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" осуществляют деятельность от имени Учреждения (пункт 23 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра").
По делу установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по состоянию на *** г. в размере *** руб. *** коп. и на основании акта органа кадастрового учета об определении кадастровой стоимости от *** г. N *** сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.
С учетом указанных обстоятельств суд считает, что филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу является надлежащим заинтересованным лицом по делу.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поскольку заявленные Т. требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежат удовлетворению, то в соответствии с вышеизложенным, расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию с филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 246 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

заявление Т. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, взыскании судебных расходов - удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов бытового обслуживания, равной его рыночной стоимости в размере *** рубля.
Вступившее в законную силу решение суда по данному гражданскому делу является основанием для возникновения у федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обязанности внести в государственный кадастр недвижимости установленную судом рыночную стоимость земельного участка в размере *** рубля в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов бытового обслуживания.
Взыскать с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Т. судебные расходы в виде уплаченной при подаче заявления государственной пошлины в размере *** рублей.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований - отказать.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 10 апреля 2015 года.

Судья
И.А.ПЫЖОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)