Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления оглашена 02.03.2015.
постановление изготовлено в полном объеме 05.03.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Кольцовой Н.Н., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Корпорация "Трансстрой" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2014 по делу N А40-148995/14, принятое судьей Дранко Л.А.,
по заявлению ОАО "Корпорация "Трансстрой" (107217, Москва, улица Садовая-Спасская, дом 21/1)
к Центральному Банку РФ Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в ЦФО (107016, Москва, улица Неглинная, дом 12)
третье лицо: Шапортов Г.И.
- об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении;
- при участии:
- от заявителя - Абрамов Е.В. по доверенности от 11.09.2014;
- от заинтересованного лица - не явился, извещен;
- от третьего лица - не явился, извещен;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2014 в удовлетворении заявления ОАО "Корпорация "Трансстрой" о признании незаконным и отмене постановления Центрального Банка России от 26.08.2014 о назначении административного наказания N ПН-С59-4-3-14/286, отказано.
В качестве третьего лица в деле участвует Шапортов Г.И.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в судебном заседании изложены доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители банка и третьего лица в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 189, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Деятельность акционерных обществ, созданных на территории Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Статьей 90 Закона N 208-ФЗ определено, что информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями указанного Закона и иных правовых актов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в управление 06.05.2014 вх. N 0-20623 поступило обращение исх. N 20-14 от 20.03.2014 акционера ОАО "Корпорация "Трансстрой" Шапортова Г.И., подписанное представителем Клименко А.С., действующего на основании доверенности от 24.01.2014, зарегистрированной в реестре N 1-301.
В соответствии с выпиской со счета дело N 01-011221061004140П по состоянию на 20.03.2014, выданной депозитарием ЗАО "ФИНАМ", Шапортов Г.И. является владельцем 152.508 обыкновенных именных акций ОАО Корпорация "Трансстрой", что составляет 0,24% голосующих акций общества.
Из поступившего обращения следует, заявителем в адрес общества направлен запрос на ознакомление с документами от 14,02.2014, перечень которых поименован в требовании.
Согласно требованию заявитель (3-е лицо) просил предоставить для ознакомления надлежащим образом заверенные копии документов: копии решения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со ст. 30 Федерального закона; списки лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров общества, которое состоялось 27.12.2013; копии договоров за период с начала 2012 по дату направления ответа обществом, заключенных обществом по крупным сделкам и сделкам, в совершении которых имелась заинтересованность, одобренных общим собранием акционеров общества, одобренных советом директоров общества, со всеми положениями и дополнительными соглашениями (в отношении всего недвижимого имущества, земельных участков, а также акций/долей, составляющих уставный капитал хозяйственных обществ, акционером/участником которых является общество) (абз. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1007 "О документах, дополнительно подлежащих хранению акционерными обществами"); копии договоров за период с начала 2012 по дату направления ответа обществом, заключенных обществом с лицами, оказывающими существенное влияние на решения, принимаемые органами управления обществом, лицами, входящими в группу лиц общества по основаниям предусмотренным ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006, между обществом и его дочерними и зависимыми юридическими лицами, между обществом и лицами, входящими в органы управления обществом, между взаимозависимыми лицами, со всеми приложениями и дополнительными соглашениями; копии договоров за период с начала 2012 по дату направления ответа обществом, заключенных обществом с третьими лицами: договоров аренды, договоров купли-продажи недвижимого имущества, договоров купли-продажи в отношении акций/долей, составляющих уставный капитал хозяйственных обществ, акционером/участником которых является общество, договоров займа, поручения, залога, кредита со всеми приложениями и дополнительными соглашениями; список дебиторов общества, сумма задолженности которых превышает 100.000.000 руб., по состоянию на дату ответа на настоящий запрос с указанием суммы; список кредиторов общества, сумма задолженности перед которыми превышает 100.000.000 руб., по состоянию на дату ответа на настоящий запрос с указанием суммы; копию согласий ФАС, уведомлений в ФАС об осуществлении сделок, иных действий подлежащих государственному контролю, за период с начала 2012 по дату направления ответа обществом; расшифровку статей "управленческие расходы" (код строки 2220), "коммерческие расходы" (код строки 2210), "прочие расходы" (код строки 2350), "прочие доходы" (код строки 2350) бухгалтерской отчетности общества за 2012; копию действующей учетной политики общества.
Запрашиваемые документы заявитель просил предоставить без изъятий и просил предоставить копии запрашиваемых документов путем почтового отправления по адресу: 125167, Москва, Ленинградский проспект, д. 39, стр. 14, офис 216.
Как следует из обращения, запрашиваемые копии документов заявителем не получены.
Для проверки сведений, изложенных в обращении заявителя, управлением в адрес общества направлено предписание о предоставлении документов от 23.05.2014 исх. N С59-4-3/3994.
Из анализа представленных обществом в управление 05.06.2014 вх. N 144607 документов и объяснений следует, что 20.02.2014 за вх. N КТС-03/14-246 в адрес общества поступило требование заявителя б/н от 14.02.2014.
В ответ на требование, обществом письмом от 27.02.2014 исх. N КТС-01/14-247 направлены посредством почтовой связи копии документов по адресу: 125167, Москва, Ленинградский проспект, д. 39, стр. 14, офис 216, что подтверждается копией квитанции от 27.02.2014 N 00633 (шифр почтового идентификатора 10721769006337), а также списком внутренних почтовых отправлений б/н от 27.02.2014, в котором содержится перечень направленных документов, а именно: копия уведомления об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации от 30.05.2011, копии доверенностей N КТС-08/2014, N КТС-151/2013 от 18.11.2013, сопроводительное письмо N КТС-01/14-247 от 27.02.2014.
Согласно информации с сайта Почты России, опубликованной в сети Интернет в разделе "отслеживание почтовых отправлений" (шифр почтового идентификатора 10721769006337), ответ на требование получен заявителем 13.03.2014.
Из ответа общества от 27.02.2014 N КТС-01/14-247, направленного заявителю, обществом сообщено о том, что по п. 2 требования документ не может быть предоставлен в связи с тем, что заявитель является владельцем менее чем 1% голосующих акций общества. В отношении предоставления копий согласий ФАС, уведомлений в ФАС об осуществлении сделок, иных действий подлежащих государственному контролю, за период с начала 2012 по дату направления ответа обществом (п. 8 требования), обществом сообщено, что действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность хранить названные документы, а следовательно, они не подлежат предоставлению акционеру в соответствии с нормами ст. 91 Федерального закона "Об акционерных обществах". В отношении предоставления расшифровки статей "управленческие расходы" (код строки 2220), "коммерческие расходы" (код строки 2210), "прочие расходы" (код строки 2350), "прочие доходы" (код строки 2350) бухгалтерской отчетности общества за 2012 и копии действующей учетной политики общества (п. п. 9, 10 требования) обществом сообщено, что такая информация относится к документам бухгалтерского учета, к которым не имеют доступа акционеры, владеющие менее 25% голосующих акций общества (п. 1 ст. 91 Федерального закона об акционерных обществах), также письмом от 27.02.2014 исх. N КТС-01/14-247 сообщено, что в соответствии с п. 3 ст. 6 Положения о предоставлении информации акционерам, утвержденным решением совета директоров общества от 11.12.2013 (протокол б/н от 11.12.2013), копии запрашиваемых акционером документов предоставляются акционеру на руки под роспись по месту нахождения исполнительных органов общества, либо направляются почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в требовании акционера, за исключением документов, содержащих конфиденциальную информацию о деятельности общества и (или) коммерческую, служебную тайну.
Указанные документы могут быть переданы только лично акционеру с соблюдением требований и условий, установленных действующим законодательством о коммерческой тайне, а также внутренними документами общества по защите конфиденциальной информации.
Обществом предложило заявителю сообщить, в какой срок он планирует прибыть в ОАО "Корпорация "Трансстрой" для получения запрашиваемых документов, содержащих конфиденциальную информацию о деятельности общества и (или) коммерческую, служебную тайну.
Ответ общества от 27.02.2014 N КТС-01/14-247 подписан К.А. Поляковым, действующим по доверенности от 18.11.2013 N КТС-15/2013.
Из справки общества б/н и б/д, следует, что представленной в управление, подписанной генеральным директором общества И.В. Панкиным, информация, запрашиваемая по п. п. 3, 4, 5 требования, за период с 01 по 15 ноября 2013 заявителю предоставлена в виде протоколов собраний и заседаний совета директоров общества, которые достаточно полно характеризуют механизм управления и осуществления хозяйственных связей как в отношениях с аффилированными лицами общества, так и в отношениях с третьими лицами за достаточно длительный период времени - с 2011 по 2013, в том числе, содержат условия сделок, (включая сделки с заинтересованностью, крупные сделки), совершенных обществом в указанный период. Поэтому большинство из перечисленных в запросе сведений фактически запрашиваются акционером повторно. Также общество исходит из того, что договоры, приложения, спецификации к ним и прочее, составленные в письменной форме, хотя и не являются непосредственно учетными бухгалтерскими документами, но содержат сведения, используемые при ведении бухгалтерского учета и могут быть предоставлены акционерам только при условии соблюдения требования п. 1 ст. 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" и в соответствии со ст. ст. 89, 91 Закона действующее законодательство не предусматривает обязанности общества изготавливать документы по запросу акционера, в связи с чем, не предоставляет заявителю документы по п. п. 6, 7 требования.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" эмитент обязан предоставить инвестору информацию, определенную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 96 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 67 Кодекса участники хозяйственного общества вправе получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке.
В соответствии со ст. 90 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 91 Закона общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 настоящего Федерального закона.
К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих, акций общества.
Документы, предусмотренные п. 1 ст. 91 Закона должны быть предоставлено обществом в течение 7 дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества.
Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным п. 1 ст. 91 Закона, предоставить им копии указанных документов.
В соответствии с п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставления информации участникам хозяйственных обществ", из содержания п. 1 ст. 67 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что порядок предоставления участникам хозяйственного общества информации может устанавливаться уставом общества. При этом положения устава общества не могут ограничивать права участников на информацию по сравнению с правами, предоставляемыми им Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Ограничение прав участников во внутренних документах хозяйственного общества также не допускается; соответствующие положения устава или учредительных документов не подлежат применению судами.
Вместе с тем, согласно п. 12 названного Информационного письма в случае отсутствия в требовании участника указания на определенную дату его прибытия для ознакомления с документами и (или) получения их копий общество, исходя из необходимости обеспечения участнику реальной возможности получить запрошенную информацию, обязано сообщить участнику в рамках установленных законом сроков (п. п. 2 и 3 ст. 91 Закона об акционерных обществах, конкретную дату, когда он может прибыть по месту нахождения общества с целью ознакомления с документами и (или) получения изготовленных копий документов.
Вместо этого участник может потребовать, чтобы изготовленные копии документов были направлены в его адрес по почте или иным способом с последующим возложением на него соответствующих расходов.
В соответствии с п. 15 Информационного письма, абз. 3 п. 2 ст. 67 Гражданского кодекса Российской Федерации участники хозяйственного общества обязаны не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.
В связи с этим в случае, если документы, которые требует предоставить участник хозяйственного общества, содержат конфиденциальную информацию о деятельности общества, в том числе коммерческую тайну, общество, прежде чем передать соответствующие документы и (или) их копии, может потребовать выдачи расписки, в которой участник подтверждает, что предупрежден о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять.
Если документы, которые требует предоставить участник хозяйственного общества, содержат иную охраняемую законом тайну (государственную, банковскую и т.п.), общество предоставляет ему выписки из таких документов, исключив из них соответствующую информацию. Одновременно общество обязано сообщить участнику об основаниях отнесения информации, содержащейся в этих документах, к охраняемой законом тайне.
В соответствии с п. 1 ст. 91 Закона, п. п. 23.3, 23.4 устава ОАО "Корпорация "Трансстрой" (новая редакция N 10), утвержденного общим собранием акционеров (протокол от 12.12.2011), общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 Закона об акционерных обществах. общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным п. 23.3 устава, предоставить им копии указанных документов.
Согласно п. 1 ст. 89 Закона общество обязано хранить следующие документы, в том числе: протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);иные документы, предусмотренные Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительный перечень документов, которые общество обязано хранить и предоставлять по требованию акционера, установлен Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 N 03-33/пс.
Договоры и соглашения хранятся в обществе 5 лет.
Согласно п. 3 ст. 6 Положения о коммерческой тайне ОАО "Корпорация "Трансстрой", утвержденного советом директоров ОАО Корпорация "Трансстрой" 20.06.2013 (протокол б/н от 20.06.2013), копия которого представлена в управление в ответ на предписание, при заключении договоров со всеми контрагентами (независимо от формы собственности), на основании которых раскрывается информация, составляющая коммерческую тайну общества, кураторы договоров должны предусматривать в проектах договоров разделы о неразглашении конфиденциальной информации или заключение отдельного соглашения о неразглашении конфиденциальной информации. В разделе или соглашении должны быть определены условии охраны конфиденциальности информации, в том числе при реорганизации или ликвидации одной из сторон договора, а также обязанность контрагента по возмещению убытков при разглашении им этой информации.
Согласно п. 4 ст. 6 Положения, при исполнении требований, излагаемых в запросах акционеров общества, предъявляемых в соответствии с положениями действующего законодательства, на основании которых должна быть раскрыта информация, составляющая коммерческую тайну общества, общество вправе потребовать от акционера до представления информации заключения отдельного соглашения о неразглашении конфиденциальной информации.
Вместе с тем, документы, подтверждающие заключение общества с заявителем соглашения о неразглашении конфиденциальной информации, запрашиваемой заявителем в требовании, в управление не представлены.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Положения о предоставлении информации акционерам, утвержденного советом директоров общества 11.12.2013 (протокол б/н от 11.12.2013), если документы, которые требует представить акционер, содержат государственную и (или) иную охраняемую законом тайну, общество предоставляет акционеру выписки из таких документов, исключив из них соответствующую информацию.
Согласно п. п. 7 и 12 Информационного письма выбор конкретной формы реализации права на получение информации осуществляется участником, при этом его право требовать предоставления копий документов не обусловлено необходимостью первоначально прибыть по месту нахождения хозяйственного общества и ознакомиться с документами, участник хозяйственного общества может потребовать, чтобы изготовленные копии документов были направлены в его адрес по почте или иным способом с последующим возложением на него соответствующих расходов.
Заявителем избран конкретный способ получения копий, запрашиваемых документов с указанием адреса, по которому общество обязано было направить копии документов.
При этом Закон устанавливает обязанность общества предоставить по требованию акционера копии определенных документе содержащих информацию о его деятельности, при этом каких-либо ограничений по способу предоставления ни в Законе об акционерных обществах, ни в иных нормативных актах не содержится.
Копии затребованных документов должны предоставляться акционеру не только в месте нахождения исполнительного органа акционерного общества, но высылаться по почте.
Следовательно, у общества отсутствовали какие-либо препятствия по направлению копий документов в адрес акционера посредством почтовой связи.
По факту выявленного нарушения в отношении общества с участием его представителя по доверенности составлен протокол об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление.
Согласно разъяснений, данных в п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144, участники хозяйственных обществ не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе, а также иным образом обосновывать наличие интереса в получении соответствующей информации, за исключением случаев, вытекающих из закона.
Доказательств злоупотребления акционером - Шапортовым Г.И. принадлежащими ему правами, равно как и доказательств создания ОАО "Корпорация "Трансстрой" действиями акционера объективных трудностей в осуществлении хозяйственной деятельности, не представлено.
С учетом изложенного выводы административного органа о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правомерными.
Доказательств невозможности соблюдения обществом обязанности по представлению документов в установленный срок в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется, что в свою очередь применительно к ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о наличии вины заявителя во вменяемом правонарушении.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена, наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции статьи, отсутствуют основания для отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Согласно ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи, с чем уплаченная обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2014 по делу N А40-148995/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Корпорация "Трансстрой" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2.000 руб., как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
Н.Н.КОЛЬЦОВА
С.М.МУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.03.2015 N 09АП-2176/2015 ПО ДЕЛУ N А40-148995/14
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2015 г. N 09АП-2176/2015
Дело N А40-148995/14
резолютивная часть постановления оглашена 02.03.2015.
постановление изготовлено в полном объеме 05.03.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Кольцовой Н.Н., Мухина С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Корпорация "Трансстрой" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2014 по делу N А40-148995/14, принятое судьей Дранко Л.А.,
по заявлению ОАО "Корпорация "Трансстрой" (107217, Москва, улица Садовая-Спасская, дом 21/1)
к Центральному Банку РФ Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в ЦФО (107016, Москва, улица Неглинная, дом 12)
третье лицо: Шапортов Г.И.
- об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении;
- при участии:
- от заявителя - Абрамов Е.В. по доверенности от 11.09.2014;
- от заинтересованного лица - не явился, извещен;
- от третьего лица - не явился, извещен;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2014 в удовлетворении заявления ОАО "Корпорация "Трансстрой" о признании незаконным и отмене постановления Центрального Банка России от 26.08.2014 о назначении административного наказания N ПН-С59-4-3-14/286, отказано.
В качестве третьего лица в деле участвует Шапортов Г.И.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в судебном заседании изложены доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители банка и третьего лица в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 189, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Деятельность акционерных обществ, созданных на территории Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Статьей 90 Закона N 208-ФЗ определено, что информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями указанного Закона и иных правовых актов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в управление 06.05.2014 вх. N 0-20623 поступило обращение исх. N 20-14 от 20.03.2014 акционера ОАО "Корпорация "Трансстрой" Шапортова Г.И., подписанное представителем Клименко А.С., действующего на основании доверенности от 24.01.2014, зарегистрированной в реестре N 1-301.
В соответствии с выпиской со счета дело N 01-011221061004140П по состоянию на 20.03.2014, выданной депозитарием ЗАО "ФИНАМ", Шапортов Г.И. является владельцем 152.508 обыкновенных именных акций ОАО Корпорация "Трансстрой", что составляет 0,24% голосующих акций общества.
Из поступившего обращения следует, заявителем в адрес общества направлен запрос на ознакомление с документами от 14,02.2014, перечень которых поименован в требовании.
Согласно требованию заявитель (3-е лицо) просил предоставить для ознакомления надлежащим образом заверенные копии документов: копии решения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со ст. 30 Федерального закона; списки лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров общества, которое состоялось 27.12.2013; копии договоров за период с начала 2012 по дату направления ответа обществом, заключенных обществом по крупным сделкам и сделкам, в совершении которых имелась заинтересованность, одобренных общим собранием акционеров общества, одобренных советом директоров общества, со всеми положениями и дополнительными соглашениями (в отношении всего недвижимого имущества, земельных участков, а также акций/долей, составляющих уставный капитал хозяйственных обществ, акционером/участником которых является общество) (абз. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1007 "О документах, дополнительно подлежащих хранению акционерными обществами"); копии договоров за период с начала 2012 по дату направления ответа обществом, заключенных обществом с лицами, оказывающими существенное влияние на решения, принимаемые органами управления обществом, лицами, входящими в группу лиц общества по основаниям предусмотренным ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006, между обществом и его дочерними и зависимыми юридическими лицами, между обществом и лицами, входящими в органы управления обществом, между взаимозависимыми лицами, со всеми приложениями и дополнительными соглашениями; копии договоров за период с начала 2012 по дату направления ответа обществом, заключенных обществом с третьими лицами: договоров аренды, договоров купли-продажи недвижимого имущества, договоров купли-продажи в отношении акций/долей, составляющих уставный капитал хозяйственных обществ, акционером/участником которых является общество, договоров займа, поручения, залога, кредита со всеми приложениями и дополнительными соглашениями; список дебиторов общества, сумма задолженности которых превышает 100.000.000 руб., по состоянию на дату ответа на настоящий запрос с указанием суммы; список кредиторов общества, сумма задолженности перед которыми превышает 100.000.000 руб., по состоянию на дату ответа на настоящий запрос с указанием суммы; копию согласий ФАС, уведомлений в ФАС об осуществлении сделок, иных действий подлежащих государственному контролю, за период с начала 2012 по дату направления ответа обществом; расшифровку статей "управленческие расходы" (код строки 2220), "коммерческие расходы" (код строки 2210), "прочие расходы" (код строки 2350), "прочие доходы" (код строки 2350) бухгалтерской отчетности общества за 2012; копию действующей учетной политики общества.
Запрашиваемые документы заявитель просил предоставить без изъятий и просил предоставить копии запрашиваемых документов путем почтового отправления по адресу: 125167, Москва, Ленинградский проспект, д. 39, стр. 14, офис 216.
Как следует из обращения, запрашиваемые копии документов заявителем не получены.
Для проверки сведений, изложенных в обращении заявителя, управлением в адрес общества направлено предписание о предоставлении документов от 23.05.2014 исх. N С59-4-3/3994.
Из анализа представленных обществом в управление 05.06.2014 вх. N 144607 документов и объяснений следует, что 20.02.2014 за вх. N КТС-03/14-246 в адрес общества поступило требование заявителя б/н от 14.02.2014.
В ответ на требование, обществом письмом от 27.02.2014 исх. N КТС-01/14-247 направлены посредством почтовой связи копии документов по адресу: 125167, Москва, Ленинградский проспект, д. 39, стр. 14, офис 216, что подтверждается копией квитанции от 27.02.2014 N 00633 (шифр почтового идентификатора 10721769006337), а также списком внутренних почтовых отправлений б/н от 27.02.2014, в котором содержится перечень направленных документов, а именно: копия уведомления об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации от 30.05.2011, копии доверенностей N КТС-08/2014, N КТС-151/2013 от 18.11.2013, сопроводительное письмо N КТС-01/14-247 от 27.02.2014.
Согласно информации с сайта Почты России, опубликованной в сети Интернет в разделе "отслеживание почтовых отправлений" (шифр почтового идентификатора 10721769006337), ответ на требование получен заявителем 13.03.2014.
Из ответа общества от 27.02.2014 N КТС-01/14-247, направленного заявителю, обществом сообщено о том, что по п. 2 требования документ не может быть предоставлен в связи с тем, что заявитель является владельцем менее чем 1% голосующих акций общества. В отношении предоставления копий согласий ФАС, уведомлений в ФАС об осуществлении сделок, иных действий подлежащих государственному контролю, за период с начала 2012 по дату направления ответа обществом (п. 8 требования), обществом сообщено, что действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность хранить названные документы, а следовательно, они не подлежат предоставлению акционеру в соответствии с нормами ст. 91 Федерального закона "Об акционерных обществах". В отношении предоставления расшифровки статей "управленческие расходы" (код строки 2220), "коммерческие расходы" (код строки 2210), "прочие расходы" (код строки 2350), "прочие доходы" (код строки 2350) бухгалтерской отчетности общества за 2012 и копии действующей учетной политики общества (п. п. 9, 10 требования) обществом сообщено, что такая информация относится к документам бухгалтерского учета, к которым не имеют доступа акционеры, владеющие менее 25% голосующих акций общества (п. 1 ст. 91 Федерального закона об акционерных обществах), также письмом от 27.02.2014 исх. N КТС-01/14-247 сообщено, что в соответствии с п. 3 ст. 6 Положения о предоставлении информации акционерам, утвержденным решением совета директоров общества от 11.12.2013 (протокол б/н от 11.12.2013), копии запрашиваемых акционером документов предоставляются акционеру на руки под роспись по месту нахождения исполнительных органов общества, либо направляются почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в требовании акционера, за исключением документов, содержащих конфиденциальную информацию о деятельности общества и (или) коммерческую, служебную тайну.
Указанные документы могут быть переданы только лично акционеру с соблюдением требований и условий, установленных действующим законодательством о коммерческой тайне, а также внутренними документами общества по защите конфиденциальной информации.
Обществом предложило заявителю сообщить, в какой срок он планирует прибыть в ОАО "Корпорация "Трансстрой" для получения запрашиваемых документов, содержащих конфиденциальную информацию о деятельности общества и (или) коммерческую, служебную тайну.
Ответ общества от 27.02.2014 N КТС-01/14-247 подписан К.А. Поляковым, действующим по доверенности от 18.11.2013 N КТС-15/2013.
Из справки общества б/н и б/д, следует, что представленной в управление, подписанной генеральным директором общества И.В. Панкиным, информация, запрашиваемая по п. п. 3, 4, 5 требования, за период с 01 по 15 ноября 2013 заявителю предоставлена в виде протоколов собраний и заседаний совета директоров общества, которые достаточно полно характеризуют механизм управления и осуществления хозяйственных связей как в отношениях с аффилированными лицами общества, так и в отношениях с третьими лицами за достаточно длительный период времени - с 2011 по 2013, в том числе, содержат условия сделок, (включая сделки с заинтересованностью, крупные сделки), совершенных обществом в указанный период. Поэтому большинство из перечисленных в запросе сведений фактически запрашиваются акционером повторно. Также общество исходит из того, что договоры, приложения, спецификации к ним и прочее, составленные в письменной форме, хотя и не являются непосредственно учетными бухгалтерскими документами, но содержат сведения, используемые при ведении бухгалтерского учета и могут быть предоставлены акционерам только при условии соблюдения требования п. 1 ст. 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" и в соответствии со ст. ст. 89, 91 Закона действующее законодательство не предусматривает обязанности общества изготавливать документы по запросу акционера, в связи с чем, не предоставляет заявителю документы по п. п. 6, 7 требования.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" эмитент обязан предоставить инвестору информацию, определенную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 96 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 67 Кодекса участники хозяйственного общества вправе получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке.
В соответствии со ст. 90 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 91 Закона общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 настоящего Федерального закона.
К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих, акций общества.
Документы, предусмотренные п. 1 ст. 91 Закона должны быть предоставлено обществом в течение 7 дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества.
Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным п. 1 ст. 91 Закона, предоставить им копии указанных документов.
В соответствии с п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставления информации участникам хозяйственных обществ", из содержания п. 1 ст. 67 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что порядок предоставления участникам хозяйственного общества информации может устанавливаться уставом общества. При этом положения устава общества не могут ограничивать права участников на информацию по сравнению с правами, предоставляемыми им Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Ограничение прав участников во внутренних документах хозяйственного общества также не допускается; соответствующие положения устава или учредительных документов не подлежат применению судами.
Вместе с тем, согласно п. 12 названного Информационного письма в случае отсутствия в требовании участника указания на определенную дату его прибытия для ознакомления с документами и (или) получения их копий общество, исходя из необходимости обеспечения участнику реальной возможности получить запрошенную информацию, обязано сообщить участнику в рамках установленных законом сроков (п. п. 2 и 3 ст. 91 Закона об акционерных обществах, конкретную дату, когда он может прибыть по месту нахождения общества с целью ознакомления с документами и (или) получения изготовленных копий документов.
Вместо этого участник может потребовать, чтобы изготовленные копии документов были направлены в его адрес по почте или иным способом с последующим возложением на него соответствующих расходов.
В соответствии с п. 15 Информационного письма, абз. 3 п. 2 ст. 67 Гражданского кодекса Российской Федерации участники хозяйственного общества обязаны не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.
В связи с этим в случае, если документы, которые требует предоставить участник хозяйственного общества, содержат конфиденциальную информацию о деятельности общества, в том числе коммерческую тайну, общество, прежде чем передать соответствующие документы и (или) их копии, может потребовать выдачи расписки, в которой участник подтверждает, что предупрежден о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять.
Если документы, которые требует предоставить участник хозяйственного общества, содержат иную охраняемую законом тайну (государственную, банковскую и т.п.), общество предоставляет ему выписки из таких документов, исключив из них соответствующую информацию. Одновременно общество обязано сообщить участнику об основаниях отнесения информации, содержащейся в этих документах, к охраняемой законом тайне.
В соответствии с п. 1 ст. 91 Закона, п. п. 23.3, 23.4 устава ОАО "Корпорация "Трансстрой" (новая редакция N 10), утвержденного общим собранием акционеров (протокол от 12.12.2011), общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 Закона об акционерных обществах. общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным п. 23.3 устава, предоставить им копии указанных документов.
Согласно п. 1 ст. 89 Закона общество обязано хранить следующие документы, в том числе: протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);иные документы, предусмотренные Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительный перечень документов, которые общество обязано хранить и предоставлять по требованию акционера, установлен Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 N 03-33/пс.
Договоры и соглашения хранятся в обществе 5 лет.
Согласно п. 3 ст. 6 Положения о коммерческой тайне ОАО "Корпорация "Трансстрой", утвержденного советом директоров ОАО Корпорация "Трансстрой" 20.06.2013 (протокол б/н от 20.06.2013), копия которого представлена в управление в ответ на предписание, при заключении договоров со всеми контрагентами (независимо от формы собственности), на основании которых раскрывается информация, составляющая коммерческую тайну общества, кураторы договоров должны предусматривать в проектах договоров разделы о неразглашении конфиденциальной информации или заключение отдельного соглашения о неразглашении конфиденциальной информации. В разделе или соглашении должны быть определены условии охраны конфиденциальности информации, в том числе при реорганизации или ликвидации одной из сторон договора, а также обязанность контрагента по возмещению убытков при разглашении им этой информации.
Согласно п. 4 ст. 6 Положения, при исполнении требований, излагаемых в запросах акционеров общества, предъявляемых в соответствии с положениями действующего законодательства, на основании которых должна быть раскрыта информация, составляющая коммерческую тайну общества, общество вправе потребовать от акционера до представления информации заключения отдельного соглашения о неразглашении конфиденциальной информации.
Вместе с тем, документы, подтверждающие заключение общества с заявителем соглашения о неразглашении конфиденциальной информации, запрашиваемой заявителем в требовании, в управление не представлены.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Положения о предоставлении информации акционерам, утвержденного советом директоров общества 11.12.2013 (протокол б/н от 11.12.2013), если документы, которые требует представить акционер, содержат государственную и (или) иную охраняемую законом тайну, общество предоставляет акционеру выписки из таких документов, исключив из них соответствующую информацию.
Согласно п. п. 7 и 12 Информационного письма выбор конкретной формы реализации права на получение информации осуществляется участником, при этом его право требовать предоставления копий документов не обусловлено необходимостью первоначально прибыть по месту нахождения хозяйственного общества и ознакомиться с документами, участник хозяйственного общества может потребовать, чтобы изготовленные копии документов были направлены в его адрес по почте или иным способом с последующим возложением на него соответствующих расходов.
Заявителем избран конкретный способ получения копий, запрашиваемых документов с указанием адреса, по которому общество обязано было направить копии документов.
При этом Закон устанавливает обязанность общества предоставить по требованию акционера копии определенных документе содержащих информацию о его деятельности, при этом каких-либо ограничений по способу предоставления ни в Законе об акционерных обществах, ни в иных нормативных актах не содержится.
Копии затребованных документов должны предоставляться акционеру не только в месте нахождения исполнительного органа акционерного общества, но высылаться по почте.
Следовательно, у общества отсутствовали какие-либо препятствия по направлению копий документов в адрес акционера посредством почтовой связи.
По факту выявленного нарушения в отношении общества с участием его представителя по доверенности составлен протокол об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление.
Согласно разъяснений, данных в п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144, участники хозяйственных обществ не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе, а также иным образом обосновывать наличие интереса в получении соответствующей информации, за исключением случаев, вытекающих из закона.
Доказательств злоупотребления акционером - Шапортовым Г.И. принадлежащими ему правами, равно как и доказательств создания ОАО "Корпорация "Трансстрой" действиями акционера объективных трудностей в осуществлении хозяйственной деятельности, не представлено.
С учетом изложенного выводы административного органа о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правомерными.
Доказательств невозможности соблюдения обществом обязанности по представлению документов в установленный срок в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется, что в свою очередь применительно к ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о наличии вины заявителя во вменяемом правонарушении.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена, наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции статьи, отсутствуют основания для отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Согласно ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи, с чем уплаченная обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.12.2014 по делу N А40-148995/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Корпорация "Трансстрой" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2.000 руб., как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
Н.Н.КОЛЬЦОВА
С.М.МУХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)