Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган предложил уплатить недоимку по земельному налогу, указав на применение налогоплательщиком ненадлежащей кадастровой стоимости земельного участка при исчислении налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.
при участии представителей:
ответчика - Исмаева А.В. (доверенность от 13.11.2014 N 2.4-16/013256),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2014 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А65-21649/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Талир", (ИНН 1659041829) г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 18.06.2014 N 3798,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Талир" (далее заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан (далее налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения от 18.06.2014 N 3798.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015, заявленные требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан от 18.06.2014 N 3798 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 435735 руб. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Талир". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Татарстан не согласилась с вышеуказанными судебными актами и обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителя налогового органа, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела ООО "ТАЛИР" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:80614:4, 16:50:80614:10, 16:50:80614:13, расположенные по адресу: РТ, г. Казань, ул. Гассара, с кадастровым номером 16:50:80614:13, с разрешенным видом использования "Для производственных целей", право собственности зарегистрировано 05.03.2005 года, с кадастровым номером 16:50:80614:4, с разрешенным видом использования "Для расширения территории складской базы", право собственности зарегистрировано 04.02.2004 года, с кадастровым номером 16:50:80614:10, с разрешенным видом использования "для производственных целей", право собственности зарегистрировано 05.03.2005 года.
Заявителем в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год.
По результатам камеральной проверки указанной декларации составлен акт от 16.05.2014 N 3349 и принято оспариваемое решение от 18.06.2014 N 3798 об отказе в привлечении к ответственности, которым заявителю предложено уплатить недоимку в размере 747018 руб. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 06.08.2014 N 2.14-0-18/018602@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Заявитель, полагая, что оспариваемое решение ответчика противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Суды предыдущих инстанций частично удовлетворили заявленные требования, при этом правомерно исходили из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О, от 01.03.2011 N 275-О-О носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судами предыдущих инстанций установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2013 по делу N А65-1449/2013, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:080614:13, общей площадью 820 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Гассара, д. 14, указана равной его рыночной стоимости в размере 2460000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:080614:4, общей площадью 580 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Гассара, д. 14, указана равной его рыночной стоимости в размере 1740000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:080614:10, общей площадью 15 200 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Гассара, д. 14, указана равной его рыночной стоимости в размере 41040000 руб.
В государственный реестр внесены изменения в сведения о стоимости земельных участков 20.05.2013 года.
Как верно указано судами предыдущих инстанций, поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере рыночной, а ретроспективно перерасчет кадастровой стоимости не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером, принадлежащего обществу, установленная судебным актом не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2013 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 20.05.2013. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Данные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Следовательно, расчет земельного налога к уплате за 2013 год по вышеуказанным земельным участкам верно определен судами предыдущих инстанций в размере 587247 руб.
При указанных обстоятельствах суды предыдущих инстанций пришли к правомерному выводу о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 18.06.2014 N 3798 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 435735 руб.
В кассационной жалобе налогового органа не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом вышеизложенного, при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по делу N А65-21649/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА
Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.06.2015 N Ф06-24205/2015 ПО ДЕЛУ N А65-21649/2014
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.Разделы:
Земельный налог
Обстоятельства: Налоговый орган предложил уплатить недоимку по земельному налогу, указав на применение налогоплательщиком ненадлежащей кадастровой стоимости земельного участка при исчислении налога.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2015 г. N Ф06-24205/2015
Дело N А65-21649/2014
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гариповой Ф.Г
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.
при участии представителей:
ответчика - Исмаева А.В. (доверенность от 13.11.2014 N 2.4-16/013256),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2014 (судья Абульханова Г.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А65-21649/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Талир", (ИНН 1659041829) г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 18.06.2014 N 3798,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Талир" (далее заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан (далее налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения от 18.06.2014 N 3798.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015, заявленные требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан от 18.06.2014 N 3798 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 435735 руб. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Талир". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Татарстан не согласилась с вышеуказанными судебными актами и обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителя налогового органа, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела ООО "ТАЛИР" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:80614:4, 16:50:80614:10, 16:50:80614:13, расположенные по адресу: РТ, г. Казань, ул. Гассара, с кадастровым номером 16:50:80614:13, с разрешенным видом использования "Для производственных целей", право собственности зарегистрировано 05.03.2005 года, с кадастровым номером 16:50:80614:4, с разрешенным видом использования "Для расширения территории складской базы", право собственности зарегистрировано 04.02.2004 года, с кадастровым номером 16:50:80614:10, с разрешенным видом использования "для производственных целей", право собственности зарегистрировано 05.03.2005 года.
Заявителем в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год.
По результатам камеральной проверки указанной декларации составлен акт от 16.05.2014 N 3349 и принято оспариваемое решение от 18.06.2014 N 3798 об отказе в привлечении к ответственности, которым заявителю предложено уплатить недоимку в размере 747018 руб. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 06.08.2014 N 2.14-0-18/018602@, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Заявитель, полагая, что оспариваемое решение ответчика противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Суды предыдущих инстанций частично удовлетворили заявленные требования, при этом правомерно исходили из следующего.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 03.02.2010 N 165-О-О, от 01.03.2011 N 275-О-О носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения. Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ.
Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровый учет в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судами предыдущих инстанций установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.03.2013 по делу N А65-1449/2013, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:080614:13, общей площадью 820 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Гассара, д. 14, указана равной его рыночной стоимости в размере 2460000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:080614:4, общей площадью 580 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Гассара, д. 14, указана равной его рыночной стоимости в размере 1740000 руб.; земельного участка с кадастровым номером 16:50:080614:10, общей площадью 15 200 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Казань, ул. Гассара, д. 14, указана равной его рыночной стоимости в размере 41040000 руб.
В государственный реестр внесены изменения в сведения о стоимости земельных участков 20.05.2013 года.
Как верно указано судами предыдущих инстанций, поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков в размере рыночной, а ретроспективно перерасчет кадастровой стоимости не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером, принадлежащего обществу, установленная судебным актом не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2013 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 20.05.2013. До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N 1102.
Данные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Следовательно, расчет земельного налога к уплате за 2013 год по вышеуказанным земельным участкам верно определен судами предыдущих инстанций в размере 587247 руб.
При указанных обстоятельствах суды предыдущих инстанций пришли к правомерному выводу о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 18.06.2014 N 3798 в части доначисления земельного налога за 2013 год в сумме 435735 руб.
В кассационной жалобе налогового органа не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом вышеизложенного, при правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела, принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными. Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по делу N А65-21649/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.Г.ГАРИПОВА
Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)